Главные вкладки

    План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

     Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

           Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_samoobrazovaniya_na_2_goda.docx39.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Согласованно»

    Старший воспитатель

    МДОУ «Детский сад №105»

    ________Шейкина В,О,

    «___»______2015г

    «Утверждаю»

    Заведующий

    МДОУ «Детский сад №105»

    ______/Москалева Н.А

    «_____»________2015 г

    Индивидуальный план работы по самообразованию

    воспитателя

    МДОУ «Детский сад №105»

    Заводского района

    г.Саратова

    Зацепиной Валентины Николаевны

    Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    01.09.2015

    (дата начала работы над темой)

    30.05.2017

    (предполагаемая дата окончания работы)

    Общие сведения о воспитателе.

    Ф,И,О. Зацепина Валентина Николаевна

    Дата рождения 16.06.1989

    Стаж педагогической работы 4,5 года

    Образование (название учебного заведения, год окончания, специальность, квалификация) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н,Г, Чернышевского» 2013, специальность «Педагогика и методика начального образования»; ФГБО УВПО «Российский экономический университет имени Г,В,Плеханова» 2015, «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»

    Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении без категории

    Курсы повышения квалификации на последние три года( указать вид, тему, где проходили)  ГАОУ ДПО (повышения квалификации специалистов) «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» «Развитие профессиональной –педагогической компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» 05.02.2014-18.02.2014

    Награждения (указать год, характер награды) -

    Актуальность

    Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

     Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

           Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

         Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

           Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста  формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.  

     В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

          Для решения данной проблемы мной была выбрана  работа по ознакомлению детей  с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

    В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

         В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

    Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

        Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

    Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

    Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

    - изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

    - выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

    -  создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

    - разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

    - определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

    Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у  детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение  эффективности  использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

    Методы исследования

    - изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

    - наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

    - количественный и качественный анализ полученных результатов;

    - педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

    - анкетирование и беседа с родителями.

    Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

    Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут  разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

    Теоретическая база опыта:  изучение  и анализ  научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

    - выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

    - разработка  диагностических методов  и игровых  тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

    - определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов  деятельности детей.

    Новизна опыта.

    Научная новизна исследования  заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

    Теоретическая значимость  заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

    Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

    Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

    Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

    Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

    Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и

    справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

    Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

    Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

             В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

    В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

        Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

          Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

    В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), переходим  к сочинению сказок.

    Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу.  Поэтому мы сначала  изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

    Самыми  целесообразными методами  формирования нравственных качеств у детей, являются:

    -знакомство с содержанием сказки;

    - вовлечение детей в деятельность;

    - инсценировка сказки

    Методы ознакомления со сказкой:

    - чтение воспитателя;

    - рассказывание;

    - дидактические игры;

    - литературные викторины

    Приемы формирования восприятия сказки:

    -выразительность чтения;

    - повторность чтения;

    -выборочность чтения;

    - драматизация сказки;

    -просмотр иллюстраций

    Этапы работы со сказкой

    • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
    •  Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
    • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
    •  Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

    Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств  я планировала добиться следующих результатов:

    - формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

    - готовность проявлять совместное сострадание и радость;

    - развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

    Критерии эффективности:

    - уровень освоения образовательной программы;

    - удовлетворение родителей качеством образования;

    - информационно-методическая обеспеченность.

    План реализации образовательного проекта

    Длительность работы над опытом 2 года, осуществляется в четыре этапа.

    1этап – подготовительный (сентябрь-ноябрь 2015г).

    Цель: создание условий для проведения эксперимента.

    Тематика мероприятий (цель)

    Форма проведения

    Дата

    (месяц)

    Ознакомление с  нравственными качествами дошкольников.

    Наблюдение

    Сентябрь

    Изучение передового опыта педагогов и психологов по  нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки.

    Изучение педагогической, психологической и методической литературы

    Октябрь

    Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме.

    Изучение и подбор литературы

    Октябрь

    Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

    Составление конспектов НОД; оформление папок-передвижок; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами

    Ноябрь

    2этап – практический (декабрь 2015г. – ноябрь 2016г.)

    1 блок - работа с детьми

    Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапии,

    беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи,

    просмотра мультфильмов.

    Тематика мероприятий (цель)

    Форма проведения

    Дата

    (месяц)

    «Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств).

    Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

    Декабрь 2015

    «Мир не без добрых людей»

    (цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым).

    Чтение и обсуждение сказки

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    Январь 2016

    «Доброта важнее всего»

    (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)

    НОД с фрагментами

    сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка»

    Февраль 2016

    «Волшебство добрых слов»

    (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость,  доброжелатель-ность; тренироваться

    в умении дарить окружающим доброту слова и дела).

    Беседа, инсценировка

    Март 2016

    «Сказочный денёк» (цель:

    формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).

    НОД с участием сказочного персонажа

    Апрель 2016

    «Вежливые слова»,

    «Добрые поступки»,

    «Желание помочь другим», «Азбука доброты».

    Папки-передвижки

    Апрель 2016

    «Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).

    Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?»

    Май 2016

    «Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»).

    НОД с участием сказочного персонажа

    Сентябрь 2016

    «Добрый гном»

    (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).

    Выставка детских рисунков

    Октябрь 2016

     «Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

    Чтение и обсуждение сказки.

     

    Ноябрь  2016

    2 блок - работа с родителями

    «Как воспитывать ребенка добрым?»

    Консультация

    Январь

    «Воспитывать доброту!

     (цель: показать родителям

    необходимость целенаправленного воспитания у детей  доброты, побудить к этому).

    Выступление на родительском собрании

    Декабрь

    «Роль книги в нравственном воспитании детей»

    Консультация

    Март

    «Воспитание  добром» «Добрые, любимые, родные!»

    Поговорим о нравственности

    Групповое родительское собрание.

    Утренник, посвящённый мамам

    Анкетирование для родителей        

    Март

    Февраль

    3 блок - работа с педагогами

    Распространение передового педагогического опыта работы

    Презентация

    Апрель 2016

    Выступление на педагогическом совете

    Доклад

    Октябрь 2016

    3 этап – коррекционный (декабрь 2016- апрель 2017)

    Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

            4 этап – завершающий (май 2017г.)  

    Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

    Тематика мероприятий (цель)

    Форма проведения

    Дата

    (месяц)

    Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок.

    Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников

    май 2017г.

    Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости,  любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.

    Выступление на педсовете о проделанной работе

    Май 2017г.

    Список литературы

    1. Азбука нравственного  воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

    2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. –  М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

    3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

    4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.

    5. Божович, Л. И. Личность  и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.  

    1.  Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
    2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
    3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185
    4. .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.

    10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.

    11. Гаврилов, В. А. Проблемы  нравственного воспитания  в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.

    12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.

    13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /

    С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

    14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

    15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.

    16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.

    17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.:  Изд-во Москва ,2004.

             18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова-   М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

            19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

    1.    Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
    2. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.
    3.  Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

    Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

    «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

    Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

            Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...

    План самообразования на тему «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

    самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

    план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...