Главные вкладки

    План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Горкина Светлана Сергеевна

    Сказка является мощным средством , помогающим формировать моральные качества ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_po_samoobrazovaniyu_2017-2018.docx38.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    План работы по  самообразованию  на  2017-2018 учебный год.

    Тема: «Формирование  нравственных качеств у  детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».

    Воспитатель:  Горкина Светлана Сергеевна, первая квалификационная категория

    МБДОУ  ПГО  «Пышминский детский сад №7»  

     «Сказки – это зернышко, из которого

                                                                               прорастает эмоциональная оценка    

                                                                            ребенком жизненных явлений».

    В.А. Сухомлинский.

    «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,

    то золото, что блестит огоньками в

    детских глазах, звенит смехом из детских

    уст и уст родителей».

                                        Г.Х. Андерсен.

    Актуальность выбранной темы:

    Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

    Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

    Старший  дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

    Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

    В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей,  я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь сверстнику в трудной ситуации.

    Для решения данной проблемы  выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка  вполне отвечает  природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.

    Исходя из всего этого,  поставила перед собой  следующую цель.

    Цель: влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей  старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников.
    2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
    3. Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
    4. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
    5. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

    Срок реализации: 1 год (2017-2018 учебный год)

    Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

    Этапы  работы по самообразования:

    1.Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь

    2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года

    3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.

    4.Представление опыта работы по теме: май 2018г.

    Содержание образования определяется основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ. Формирование нравственных качеств у детей подготовительной к школе  группы посредством русских народных сказок по ФГОС дошкольного образования соответствует образовательным областям «Социально – коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».

    Поэтому,  изучив  приемы, методы и этапы  разработала  план  работы на год .

    План  работы по самообразованию

    Название мероприятия

    Сроки

    Результат

    1.

    Подбор методической литературы для изучения

    Сентябрь

    2017-2018г.

    Подобрать методическую литературу для изучения.

    2.

     Познакомиться с интернет

    ресурсами; изучение методической литературы;

    изучение статей в журналах:

    «Воспитатель ДОУ»,

    «Дошкольное воспитание»,

    «Ребенок в детском саду»,

    «Обруч» и т.д.

    Октябрь  - Май 2017 – 2018г.

     Изучение методической литературы по теме:

    1.Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника».

    2.В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».

    3.Т.А. Шарыгина «Вежливые сказки».

    4.А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».

    5.Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» .

    6. Лебедев Ю.А. « Сказка как источник творчества детей».

    7.Л.Б.Фесюкова « Воспитание сказкой».

    8. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии»

    9.О.Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей) .

    10.Журнал «Дошкольное воспитание»

    11.Изучение  методик и  технологий  педагогов в интернете, опыт работы в ДОУ и применение  их на практике.

    3.

    Сбор материала для  педагогической  копилки занятий, ООД, бесед, экскурсий и т.д.

    Октябрь – Май 2017- 2018 г.

    Папка – копилка,

     сайт воспитателя.

    4.

    Разработать перспективный план работы с детьми на год.

    Подготовить перспективное планирование  для внедрения приемов, методов, форм работы с детьми.

    (по  методике .Б.Фесюковой).

    Октябрь – Май 2017- 2018 г.

    Перспективное  планирование по воспитанию интереса дошкольников к работе с книгой и дополнительному развитию их познавательных и речевых умений на материале сказок «Сказки - добрые друзья!».

    5.

    Работа с детьми:

    совместная и самостоятельная деятельность детей в группе;

    совместная подготовка выставок, рисунков, поделок, композиций детей; оформление группового помещения к драматизации.

    Представление работ в ДОУ.

    Участие в конкурсах и выставках различного уровня: районных конкурсах, интернет сайтах «Арт- талант» и т.д.

    Октябрь – Май 2017-2018 г.

    Литературные вечера,ООД «Спешите делать добро», викторина «В гостях у сказки», театральная постановка сказки «Заюшкина избушка», выставка детского творчества «В стране добра и зла», выставка поделок «Волшебные помощники»,

    проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».

    Встреча с интересными людьми,

    проведение экскурсий, прогулок, поисково-исследовательской деятельности (свойства бумаги),

    посещение музея, выставок ЦДО, библиотеки, проведение тематических часов, викторин, конкурсов и т.д.

    6.

    Работа с родителями

    Октябрь – Май 2017-2018 г.

    Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы:

    1.Изготовление героев сказки детьми.

    2.Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.

    3.Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры.

    4.Пополнить кукольные, настольные театры т.д.

    Консультация для родителей:  «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего, читать детям сказки?», «Роль сказки в развитии детей», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка».

    Информационный стенд для  родителей «Рубрика полезных советов и рекомендаций».

    Практикум для родителей : «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи».

    Анкетирование родителей «Как вы развиваете  семейное  чтение детей в домашних условиях?».

    Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам

    ( см. по плану детского сада),

    изготовление костюмов для драматизаций, праздников, конкурсов, совместные досуги и праздники, проекты и т.д.

    7.

    Самореализация:

    посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;

    посещение педсоветов, семинаров, конференций.

    Самоанализ и самооценка ООД в своей группе;

    проведение открытых мероприятий.

    Октябрь – Май 2017-2018 г.

    Показ открытых мероприятий.

    Советы  по воспитанию нравственных  качеств  у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.

    Разработка конспектов занятий.

    Выступление  на педсовете по теме.

    Презентация из опыта работы «Воспитание сказкой».

    Отчёт по теме самообразования.

    Обобщение результатов на заседании педагогического совета в ДОУ (май).

    Ожидаемые результаты для детей:

    -у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев русских народных сказок;

    -разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;

    - у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;

    -разовьются творческие способности через ознакомление с русскими народными сказками;

    -воспитается  бережное отношение к книге и  доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

    Ожидаемые результаты для воспитателя:

    -работа над темой  профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность  в развитии у детей нравственных качеств, создание методического  материала по данной проблеме, поиске новых,  эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию (разработка и проведению ООД, мероприятий с применением новых образовательных технологий; создание дидактических  материалов, наглядностей, моделей; участие в конкурсах, выставках, выступление с докладами на семинарах, педсоветах);

    -повысит  уровень знаний и умений  дошкольников при работе с  русскими народными сказками, мотивацию  к  учению  художественной литературой;

    -воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

    В перспективе планирую повышать своё профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации ,мастер – классы ,через изучение методической литературы, конкурсы, выставки , проекты ,продолжить освоение информационно- компьютерных технологий , внедрить в практику своей работы инновационные технологии.

    План работы на год (по месяцам)

    Раздел

    Сроки

    Содержание работы

    Практические выходы

    Изучение методической литературы

    Сентябрь - май

    1.Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника».

    2.В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».

    3.Т.А. Шарыгина «Вежливые сказки».

    4.А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».

    5.Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» .

    6. Лебедев Ю.А. « Сказка как источник творчества детей».

    7.Л.Б.Фесюкова « Воспитание сказкой».

    8. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии»

    9.О.Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей) .

    10.Журнал «Дошкольное воспитание»

    Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

    Перспективное  планирование по воспитанию интереса дошкольников к работе с книгой и дополнительному развитию их познавательных и речевых умений на материале сказок «Сказки - добрые друзья!»

     ( по методике  Л.Б.Фесюковой).

    Работа с детьми

    Сентябрь-май

    Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию.

    Литературные вечера.

    Ноябрь

    Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

    ООД «Спешите делать добро».

    Декабрь

    Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие.

    Викторина «В гостях у сказки».

    Январь

    Тематические занятия, самостоятельное творчество.

    Выставка детского творчества «В стране добра и зла».

    Февраль

    Чтение сказки «Заюшкина избушка», разучивание слов, действий.

    Театральная постановка сказки «Заюшкина избушка», разучивание .

    Март

    Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото») и т.д.

    Неделя дидактических игр.

    Апрель

    Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской «Рукотворный мир».

    Выставка поделок «Волшебные помощники».

    Май

    Подготовка  рисунков и поделок для  выставки «Мой любимый сказочный герой».

    Проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».

    Работа с семьёй

    Сентябрь

    Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы:

    1.Изготовление героев сказки детьми.

    2.Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.

    3.Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры.

    4.Пополнить кукольные, настольные театры т.д.

    Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.

    Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок.

    Октябрь

    Цикл консультаций «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего, читать детям сказки?», «Роль сказки в развитии детей», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка».

    Информация в уголке для родителей.

    Ноябрь

    Совместное творчество родителей и детей (рисунки, поделки героев сказки).

    Выставка рисунков и создание альбомов «Наши любимые семейные сказки».

    Февраль

    Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.

    Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи».

    Совместный досуг «Сказка  ложь, да в ней намёк…»

    Апрель

    Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Читаем и играем».

    Папка-передвижка в уголке для родителей.

    Выставка детских рисунков по сказкам, изготовление буклетов «Роль сказки в жизни ребенка».

    Май

    Подготовка фотографий для презентации.

    Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел»

    Самореализа -ция

    Сентябрь- ноябрь

    Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

    Дополнение театрального уголка  новыми  пособиями.

    Составление конспектов ООД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

    Декабрь

    Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей».

    Выступление на педагогическом совете.

    Февраль

    Постановка театрализованной сказки с детьми.

    Выступление в детском саду.

    Май

    Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

    Выступление на педсовете.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

    Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

    Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

    Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

    Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

    Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

    Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

    Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

    Статья на тему "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

    Задача - рассказать о важности знакомства с русской сказкой детей дошкольного возраста....

    Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

            Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...