Главные вкладки

    Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
    материал (старшая группа)

    Шатунова Лейсан Голусовна

              Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

    Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

    Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической практике как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Сказки – это зернышко, из которого

                                                                      прорастает эмоциональная оценка    

                                                                  ребенком жизненных явлений».

    В.А. Сухомлинский.

    Работа по самообразованию Шатуновой Лейсан Голусовны

    воспитателя МАДОУ  «Детский сад №95 «Балкыш».

    Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

              Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

    Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

    Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической практике как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

    Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

    В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

    Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

    В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

    В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

    Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

    Цель: Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    • изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
    • создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
    • определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
    • развивать нравственные качества: доброту, вежливость, толерантность, дружеские взаимоотношения;
    • воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    Изучение учебно-методической литературы:

    1. А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».
    2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.
    3. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16.
    4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М. : Академия, 2002. – 416 с.
    5. Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
    6. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185.
    7. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-16.
    8. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
    9. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
    10. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001.
    11. Шарыгина Т.А. «Вежливые сказки».

    № п/п

    Содержание деятельности

    Сроки

    Форма предоставления результатов

    Дата

    1.

    Методические мероприятия

    Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

    Сентябрь-Май

    Составление конспектов ООД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами.

    2018-2019гг.

    Изготовить героев сказки с детьми старшей возрастной группы №6 «Звездочка».

    Сентябрь-Май

    Самодельные персонажи сказок.

    Неограничено

    Принять участие в конкурсах по теме.

    Сентябрь-Май

    Дипломы, сертификаты.

    2018-2019гг.

    Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Отчет по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май.

    Май

    Выступление, фотоотчет.

    2019г.

    2.

    Изготовление пособий, атрибутов.

    Изготовление героев сказки с детьми старшей возрастной группы №6 «Звездочка».

    Сентябрь - Май

    Контроль

    Неограничено

    Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.

    Сентябрь

    Контроль

    2019г.

    Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры.

    Октябрь

    Контроль

    2019г.

    Пополнить кукольные, настольные театры.

    Ноябрь

    Контроль

    2019г.

    3.

    Взаимодействие с детьми.

    «Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств).

    «Мир не без добрых людей»

    (цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым).

    «Доброта важнее всего»

    (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие.

    «Волшебство добрых слов»

    (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость,  доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела).

    «Сказочный денёк» (цель:

    формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).

    «Вежливые слова»,

    «Добрые поступки»,

    «Желание помочь другим», «Азбука доброты».

    «Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).

    «Добрый гном»

    (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок)..

    «Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь.

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Составление списка добрых дел «Мои добрые дела».

    Чтение и обсуждение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

    ООД с фрагментами

    сказкотерапии,

    чтение сказки «Царевна-лягушка».

    Беседа, инсценировка.

    ООД с участием сказочного персонажа.

    Папки-передвижки.

    Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?», беседа.

    Выставка детских рисунков.

    Чтение и обсуждение сказки.

    Планируемая фотовыставка

    2018г.

    2018г.

    2018г.

    2018г.

    2019г.

    2019г.

    2019г.

    2019г.

    2019г.

    4.

    Сотрудничество с родителями.

    Консультация на тему:

    «Воспитывать доброту!

    (цель: показать родителям

    необходимость

    целенаправленного воспитания у детей  доброты, побудить к этому).

    Памятка «Роль книги в нравственном воспитании детей»

    Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

    Поговорим о нравственности

    Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи».

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Апрель

    Выступление

    Памятки для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей».

    Беседа.

    Беседа, фотоотчет

    2018г.

    2019г.

    2018г.

    2019г.

    5.

    Работа с педагогами.

    Подготовить консультацию для педагогов ДОУ: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

    «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок».

    Ноябрь

    Март

    Выступление, доклад.

    Презентация, обмен передовым опытом.

    2018г.

    2019г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

    Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

    Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

    Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

    «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

    План самообразования на тему «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

    самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

    план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...