Главные вкладки

    «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
    материал (подготовительная группа) на тему

    пичкурова наталья васильевна
    Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

    Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

    Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

    Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

    В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    План работы по самообразованию воспитателя подготовительной  группы

    Пичкуровой Натальи Васильевны  на тему: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов»

    на 2018-2019 учебный год

    Актуальность

    Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

    Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

    Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

    Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

    Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

    В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

    Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

    В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

    В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

    Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

    Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов».

    Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

    Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

    - изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

    - выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

    - создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

    - разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

    - определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

    Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

    Методы исследования

    - изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

    - наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

    - количественный и качественный анализ полученных результатов;

    - педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

    - анкетирование и беседа с родителями.

    Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

    Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

    Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

    - выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

    - разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

    - определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

    Новизна опыта.

    Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

    Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

    Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

    Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

    Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

    Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

    Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

    Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

    Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

    В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

    В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

    Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

    Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

    В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др., традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка, переходим к сочинению сказок.

    Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

    Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

    -знакомство с содержанием сказки;

    - вовлечение детей в деятельность;

    - инсценировка сказки

    Методы ознакомления со сказкой:

    - чтение воспитателя;

    - рассказывание;

    - дидактические игры;

    - литературные викторины

    Приемы формирования восприятия сказки:

    -выразительность чтения;

    - повторность чтения;

    -выборочность чтения;

    - драматизация и театрализация сказки;

    -просмотр иллюстраций

    Этапы работы со сказкой

    • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

    • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

    • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

    • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

    Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:

    - формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

    - готовность проявлять совместное сострадание и радость;

    - развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

    Критерии эффективности:

    - уровень освоения образовательной программы;

    - удовлетворение родителей качеством образования;

    - информационно-методическая обеспеченность.

    План реализации образовательного проекта

    Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в три этапа.

    1этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2018г).

    Цель: создание условий для проведения эксперимента.

    Сентябрь

    Наблюдение

    Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.

    Октябрь

    1. Изучение педагогической, психологической и методической литературы

    Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки.

    2. Изучение и подбор литературы

    Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме.

    3. Составление конспектов НОД; праздников, театральных представлений, оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами.

    Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

    2этап – практический (ноябрь 2018г. – апрель 2019г.)

    1 блок - работа с детьми

    Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказкотерапию,  беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи, просмотра мультфильмов.

    Ноябрь 2018

    1. Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

    «Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств).

    2. Чтение и обсуждение сказки

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    «Мир не без добрых людей»

    (цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым

    Декабрь 2018

    1. Чтение сказки «Царевна-лягушка»

    «Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)

    Январь 2019                                                                                                            1.

    Беседа, инсценировка

    «Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела).

    2. НОД с участием сказочного персонажа

    «Сказочный денёк» (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).

    Февраль 2019

    1. Папки-передвижки

     «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты».

    2. Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?»

    «Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).

    Март 2019

    1. Праздник с участием сказочного персонажа

    «Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»).

    2. Выставка детских рисунков

    «Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).

    Апрель 2019

    1. Театрализованное представление сказки «Золушка»

    «Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

    2 блок - работа с родителями

    Сентябрь

    Консультация «Как воспитывать ребенка добрым?»

    Октябрь

    Выступление на родительском собрании

    «Воспитывать доброту» (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому).

    Январь

    Консультация «Роль книги в нравственном воспитании детей»

    «Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»

    Февраль

    Групповое родительское собрание "Поговорим о нравственности"

    Март

    Праздник, посвящённый мамам с участием сказочного персонажа

    «Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»

    3 блок - работа с педагогами

    Май 2019

    1. Презентация "Распространение передового педагогического опыта работы"

    2. Выступление на педагогическом совете

    3 этап – завершающий (май 2019г. )

    Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

    май 2018г.

    1. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников

    Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок.

    2. Выступление на педсовете о проделанной работе

    Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.

    Список литературы

    1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

    2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

    3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

    4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.

    5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.

    6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.

    7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М. : Академия, 2002. – 416 с.

    8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185

    9. .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред. А. К. Уледов. - М. : Владос, 2004. - 142 с.

    10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.

    11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.

    12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.

    13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /

    С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

    14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

    15. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-16.

    16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. - М. : Детство-Пресс, 2006. - 243с.

    17. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько - М. : Изд-во Москва,2004.

    18. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

    19. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В. И. Петрова – М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

    20. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

    21. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л. М. Архангельский. -М. : Знание, 2008. 64с.

    22. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

    Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

    Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

    Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

    Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

            Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...

    План самообразования на тему «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

    самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

    план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...