Отчет по самообразованию по теме: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» в старшей группе
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
По теме:
«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
в старшей-2 группе
МДОУ «Детский сад № 4»
воспитателя Дунаевой Е.С.
г.Саратов 2016-17 уч.год
Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства; изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе
специально организованной деятельности детей.
Раздел плана | Сроки выполнения | Форма работы. Этапы работы. | Практические результаты |
Изучила методическую литературу и интернет ресурсы. | Октябрь - ноябрь | Самостоятельная детальность педагога. 1. Изучила традиционные методики; 2.Изучила современные взгляды на проблему; 3. Изучила опыт работы педагогов других ДОУ; | Изучила дополнительную литературу: 1.Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76. 2.Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с. 3.Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001. Ссылка на сайты: http://www.detskiysad.ru http://www.doshvozrast.ru/ |
Разработала план внедрения изучаемой темы в педагогический процесс | Ноябрь – декабрь | Совместная работа с педагогом - напарником, старшим воспитателем, специалистами ДОУ 1.Выброла методы и приемы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. 2.Подбрала пособия и наглядный материал, создала картотеку (дидактических, настольно-печатных игр и др.) 3.Разработала современный план работы группы по месяцам (по теме самообразования) | 1.Выбрала методы работы с детьми: Словесный метод (Рассказ, беседа, инструктаж и др.) Практический метод Наглядный метод 3. Разработала конспект инсценировки сказки « Зайкина избушка». |
Январь –март | Совместная детальность педагога с детьми во всех видах деятельности; работа с родителями | Совместно с детьми изготовила атрибуты для пальчикового и других видов театра из природного, бросового и другого материала; привлекла родителей. Выпустила папку-передвижку «Добрые поступки». | |
Распространение опыта среди педагогов в ДОУ | апрель | Самостоятельная деятельность. Проведение открытого мероприятия. | Провела открытое занятие по театрализованной деятельности для родителей. |
Анализ работы по самообразованию | Май | Самостоятельная деятельность . Выступление на семинаре-практикуме. Отчет о результатах работы по самообразованию на пед. совете. | Предоставила отчет в форме презентации на семинаре в ДОУ. Разместила статью (отчёт по самообразованию) на сайте ДОУ. |
Закрепление изученного материала в процессе самообразования. | Июнь-август | Совместная деятельность педагога с детьми (в летний период). | Продолжить работу по обогащению ПРС в направлении: театрализованная деятельность; привлечение родителей. |
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185
.Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.
11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.
12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.
13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /
С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.
16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.
17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.: Изд-во Москва ,2004.
18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
20.Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
21.Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.
Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
отчёт по самообразоательной работе...
консультация "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок "
Воспитание нравственныых качеств у етей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок ...
«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Сказка- то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг, сформировать словарный запас, речь, обогатить их духовно и нравственно.Стран...
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей...
Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
В докладе говориться о воспитании нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок....
«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
laquo;Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»....