Главные вкладки

    Отчет по самообразованию по теме: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» в старшей группе
    материал (старшая группа) на тему

    Дунаева Елена Сергеевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_-_skazka_16-17.docx23.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отчет по самообразованию

    По теме:

     «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    в старшей-2 группе

    МДОУ «Детский сад № 4»

    воспитателя Дунаевой Е.С.

    г.Саратов 2016-17 уч.год

    Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

         Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

     Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

    Для решения данной проблемы мной была выбрана  работа по ознакомлению детей  с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

    В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

    Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства; изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи: 

    - повысить собственный  уровень знаний путем изучения  литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

    - выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

    -  создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

    - разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

    - определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе 

    специально организованной деятельности детей.

    Раздел плана

    Сроки выполнения

    Форма работы. Этапы работы.

    Практические результаты

    Изучила методическую литературу и интернет ресурсы.

    Октябрь - ноябрь

    Самостоятельная детальность педагога.

    1. Изучила традиционные методики;

    2.Изучила современные взгляды на проблему;

    3. Изучила опыт работы педагогов других ДОУ;

    Изучила дополнительную литературу:

    1.Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

    2.Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.

     3.Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.

    Ссылка на сайты:

    http://www.detskiysad.ru

    http://vospitatel.com.ua/

    http://www.doshvozrast.ru/

    Разработала план внедрения изучаемой темы в педагогический  процесс

    Ноябрь – декабрь

    Совместная работа с педагогом - напарником, старшим воспитателем, специалистами ДОУ

    1.Выброла методы и приемы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

    2.Подбрала  пособия и наглядный материал, создала картотеку (дидактических, настольно-печатных игр и др.)

    3.Разработала современный  план работы группы по месяцам (по теме самообразования)

    1.Выбрала методы работы с детьми:

    Словесный метод

    (Рассказ, беседа, инструктаж и др.)

    Практический  метод
    (Выполнение с помощью взрослого частично и самостоятельно)

    Наглядный метод
    (Иллюстрирование, показ, предъявление материала, прочтение сказки  и др)
    2. Подобрала пособия и наглядный материал, отреставрировала старые маски.

    3. Разработала конспект инсценировки сказки « Зайкина избушка».

    Январь –март

    Совместная детальность педагога с детьми во всех видах деятельности; работа с родителями

    Совместно с детьми изготовила атрибуты для пальчикового и других видов  театра из природного, бросового и другого материала; привлекла родителей.

    Выпустила папку-передвижку «Добрые поступки».

    Распространение опыта среди педагогов в ДОУ

    апрель

    Самостоятельная деятельность. Проведение  открытого мероприятия.

    Провела открытое занятие по театрализованной деятельности для родителей.

    Анализ работы по самообразованию

    Май

    Самостоятельная деятельность .

    Выступление на семинаре-практикуме.

    Отчет о результатах работы по самообразованию на пед. совете.

    Предоставила отчет в форме презентации на семинаре в ДОУ.

    Разместила статью (отчёт по самообразованию) на сайте ДОУ.

    Закрепление изученного материала в процессе самообразования.

    Июнь-август

    Совместная деятельность педагога с детьми (в летний период).

    Продолжить работу по обогащению ПРС в направлении: театрализованная деятельность; привлечение родителей.

    Список литературы

    1. Азбука нравственного  воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

    2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. –  М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

    3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

    4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.

    5. Божович, Л. И. Личность  и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.  

     Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.

    Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185

    .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.

    10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.

    11. Гаврилов, В. А. Проблемы  нравственного воспитания  в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.

    12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.

    13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /

    С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

    14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

    15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.

    16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.

    17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.:  Изд-во Москва ,2004.

    18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова-   М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

     19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

     20.Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.

    21.Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.

     Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок "

    Воспитание нравственныых качеств у етей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок  ...

    Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

            Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...

    План самообразования на тему «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

    Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

    «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

    Сказка- то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг, сформировать словарный запас, речь, обогатить их духовно и нравственно.Стран...

    самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

    план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...