Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
статья

В докладе говориться о воспитании нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

                                                        

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребёнок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

 Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

       Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

     Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют её моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

       Средний дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.  

 В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

      Для решения данной проблемы мной была выбрана  работа по ознакомлению детей  с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

     В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

              Данная проблема позволила определить тему моей работы – «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

             Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у средних дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в среднем дошкольном возрасте;

-  создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у  детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение  эффективности  использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Методы исследования

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

- анкетирование и беседа с родителями.

Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут  разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;

- выявление особенностей нравственного воспитания в среднем дошкольном возрасте;

- разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Новизна опыта.

Научная новизна работы заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость  заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребёнка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и

справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребёнка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

         В процессе нравственного воспитания у ребёнка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

    Дети среднего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению А. Н. Толстого "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

      Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

Самыми  целесообразными методами  формирования нравственных качеств у детей, являются:

-знакомство с содержанием сказки;

- вовлечение детей в деятельность;

- инсценировка сказки

Методы ознакомления со сказкой:

- чтение воспитателя;

- рассказывание;

- дидактические игры;

- литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки:

-выразительность чтения;

- повторность чтения;

-выборочность чтения;

- драматизация сказки;

-просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  •  Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  •  Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

- готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно-методическая обеспеченность.

План реализации моей работы проходил в три этапа.

1этап – подготовительный (сентябрь-ноябрь 2021 г.).

Целю которого является создание условий для проведения работы.

2этап – практический (декабрь 2021г. – май 2022 г.), который я разбила на блоки:

1 блок - работа с детьми.

Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказкотерапию,

беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи,

просмотра мультфильмов.

                                     2 блок - работа с родителями.

                                           3 блок - работа с педагогами.

3 этап – коррекционный (декабрь 2021- апрель 2022 г.)

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

        

1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный):

   1. Изучение теоретической части развития вопроса.

   2. Выявление уровня нравственных качеств у детей.

   4. Разработка диагностического инструментария к материалу.

   5. Разработка перспективного плана работы.

   6. Проведение диагностики развития детей.

   7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап - практический

1.  Работа с детьми по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок   (составление плана работы с детьми, плана работы с родителями)

2. Формирование у детей нравственных качеств, таких как: доброта, отзывчивость, уважение к взрослым, милосердие

3 этап – коррекционный:

      Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – завершающий:

1. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

2. Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников

 3. Разработка методических рекомендаций для средней группы.

Ожидаемый результат – заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Промежуточные результаты - при отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:

- у дошкольников развивается умение вежливо общаться друг с другом и окружающими их людьми;

-  расширяется круг общения детей со взрослыми;

- формируются коммуникативные умения и навыки воспитанников;

- поддерживаются и развиваются проявления гуманности в поведении детей.

Дети начинают понимать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки.

О результативности поделанной работы по формированию нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок свидетельствуют следующие показатели:

     Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребёнка, а в особенности на нравственное воспитание.

     Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

     В среднем дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на нравственное развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

      В результате проделанной работы мною были зафиксированы изменения в уровнях при организации работы по формированию нравственных качеств у средних дошкольников с применением и использованием русских народных сказок.  В группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. Количество детей с низким уровнем значительно уменьшился.

Таким образом, в результате работы мной были зафиксированы изменения в развитии сформированности нравственных качеств дошкольников.

Данные разработки позволяют сделать вывод о том, что разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании нравственных качеств с организацией и применением сказок у детей 4 – 5 лет, что полностью подтверждает гипотезу.

     Я  полагаю, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок  как педагогического средства если: работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; в работе будут учитываться разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.

Список литературы.

1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск: Русь, 2009. – 48 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. –  М.: Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж: Сфера, – 2010. – 58 с.

5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М: Питер, 2008. – 750 с.  

  1.  Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
  3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185
  4. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.

10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М: Филин, 2004. – 412 с.

11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев: Тимпул, 2007. – 169 с.

12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М.: Педагогика, 2011. – 247 с.

13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /

С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.

16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.

17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет/ И.Ф. Мулько - М.:  Изд-во Москва ,2004.

         18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова-   М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

        19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

  1.    Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
  2. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л. М.  -М.: Знание, 2008. 64с.
  3.  Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок "

Воспитание нравственныых качеств у етей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок  ...

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Сказка- то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг, сформировать словарный запас, речь, обогатить их духовно и нравственно.Стран...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данная  тема  мною  выбрана  для  изучения  влияния  русских  народных  сказок  на  нравственное  воспитание  детей   старшег...

отчет по самообразованию в старшей " А" группе " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данный  отчет   по  теме "  Воспитание  нравственных  качеств   у  детей  старшего  дошкольного   возраста   посред...

«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

laquo;Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»....