консультация "Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок "
консультация (младшая группа)

Резцова Татьяна Михайловна

Воспитание нравственныых качеств у етей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,                                                                то золото, что блестит в детских глазах,                                                                                                                                      звенит смехом из детских уст и уст родителей».

                                    Г.Х. Андерсен.

         Каждый взрослый приходит в свою жизнь из детства. От того, каким оно было – зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям. Именно в детстве (и более того, в раннем детстве) воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Об этом нам, взрослым, необходимо постоянно помнить! Необходимо, видимо помнить, что воспитание ребенка, начинается, прежде всего, с самовоспитания человека, взрослого. С его нравственных качеств, правильного общения с людьми и бережного отношения ко всему тому, огромному миру, который окружает нас и наших детей.                                         Что такое сказка? Откуда она к нам пришла? А пришла она к нам еще с колыбели. Как только ребенок родился, он уже слышит ее шепот, слышит звуки, пение его мамочки, напевы бабушки. Ребенок погружается в уютную теплоту добрых эмоций. Неразрывная связь с матерью продолжается не один год. Любовью, добротой окружен наш малыш, и он уже слышит какие-то элементы сказки, прибаутки, потешки, начинает понимать речь своих близких. Малыш подрастает и просит маму: «Расскажи, расскажи…Что же там дальше?» А мама с удовольствием поведает ему о том, что добро всегда побеждает зло.                                                                                                               

        В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

       Для того, чтобы развивались нравственные качества детей, через сказку, необходимо учитывать возрастные особенности детей с каждым годом. Начиная с первой младшей группы, дети постепенно постигают все нравственные качества (справедливость, доброта, взаимопомощь и т.д.). Через сказку с возрастом детей идет более обширное, углубленное знакомство со сказками. Они знакомятся с волшебными, бытовыми, юмористическими сказками, где их персонажи, герои, ведут себя совершенно по-разному. Передавая характер и те качества, которыми они наделены. На основе этих представлений у ребенка складывается образ героя сказки (положительный — отрицательный) с помощью нравственных качеств, ребенок рассуждает, доказывает себе и окружающим, каким бы он хотел видеть своего героя, или какой он есть.

       Зная возрастные особенности детей,  я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

    Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка  вполне отвечает  природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Исходя из всего этого, я поставила перед собой  следующую цель.

 Цель: Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста. А для достижения цели определила следующие задачи:

     Свою работу я начала с подбора художественной литературы  (сказок) соответствующих возрасту детей.   с иллюстрациями разных художников и начала знакомить детей со сказками. Самый распространенный метод –  это чтение сказки воспитателем. Старалась детям читать выразительно, заворожительно, меняя интонацию голоса. Дети, особенно в младшем возрасте слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.

       Следующий метод - это рассказывание сказки. Тоже старалась рассказать так, чтобы дети заслушались. На закрепление знаний использовала рассматривание картинок, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, задала наводящие вопросы, на которые они отвечали, играли в дидактические игры такие как: «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Собери из частей» . Беседовала с детьми на темы хороших и плохих поступков, быть скромными, не хвастаться, не зазнаваться, как вести себя в гостях, как бы ты поступил, если бы…

Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который дети должны понять с нашей помощью. Например, в сказке «Кот, петух и лиса» - кот изображен  героем. Он трудолюбив, рассудительный, не оставляет товарища в беде. Сказка «Репка»- учит младших быть дружными, трудолюбивыми, «Маша и медведь» - предостерегает, что в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду. Сказки «Теремок»_-_ учит  дружить,  что вместе – сила и победа.  В младшем возрасте я сама показывала театры детям, то в среднем  возрасте дети делали это сами.

Играем с детьми в подвижные игры «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Бабка – Ежка», «Два мороза» и др.

       Работа по развитию у дошкольника нравственных качеств ведется в тесной взаимосвязи с родителями.                                                                              Работа с родителями:

- Проведение консультаций «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чего читать детям сказки», «Роль сказки в развитии детей», «Почитай мне сказку мама», «Нравственное воспитание ребенка- основа формирования личности», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка».

- Совместное творчество родителей и детей (рисунки, поделки героев сказки), совместно с родителями был создан альбом «Наши любимые семейные сказки»

- Рубрика в уголок «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Читаем и играем»

- Выставка детских рисунков по сказкам

- изготовление буклетов «роль сказки в жизни ребенка».

- проведение родительских собраний на темы по нравственному воспитанию «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста». «Роль сказки в воспитании и развитии детей»

- Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи».                                                                                  Практика показывает, что в тех семьях, где родители стремятся всесторонне воспитывать своих детей, умеют организовать их деятельность, где царит атмосфера взаимоуважения, достигаются положительные результаты в формировании нравственной основы личности детей через сказку, через устное народное творчество мы воспитываем и развиваем нравственные качества детей.                                                                                                                                                        Я хочу, чтобы наши с вами дети выросли добрыми, честными, порядочными людьми. Так непросто быть нравственно порядочным человеком в наше трудное, смутное время. А мне хочется, чтобы детская душа всегда стремилась к свету, добру и любви.

      Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок выроc  хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего возраста. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Сказка- то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг, сформировать словарный запас, речь, обогатить их духовно и нравственно.Стран...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

laquo;Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»....