Особенности работы педагога-дефектолога с дошкольниками с ЗПР и СДВГ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Розанова Ольга Владимировна

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью уделяется все большее внимание, как в сфере науки, так и практики. Тенденция к постоянному росту числа таких детей, вариабельность проявления отклонений в их развитии и своеобразие возможностей компенсации требуют от педагогов поиска более эффективных принципов и методов организации коррекционного процесса. Актуальность данной проблемы состоит в том, что в современном образовании существует проблема недостаточной разработанности вопросов организации коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории в условиях специализированного детского сада. В связи с этим в статье представлен практический ценный опыт разработки методических рекомендаций для педагогов-дефектологов коррекционных дошкольных учреждений.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психолого-педагогической помощью в детском возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Подготовила учитель-дефектолог Розанова О.В.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью уделяется все большее внимание, как в сфере науки, так и практики. Тенденция к постоянному росту числа таких детей, вариабельность проявления отклонений в их развитии и своеобразие возможностей компенсации требуют от педагогов поиска более эффективных принципов и методов организации коррекционного процесса. Актуальность данной проблемы состоит в том, что в современном образовании существует проблема недостаточной разработанности вопросов организации коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории в условиях специализированного детского сада. В связи с этим в статье представлен практический ценный опыт разработки методических рекомендаций для педагогов-дефектологов коррекционных дошкольных учреждений.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психолого-педагогической помощью в детском возрасте.

Причинами данной тенденции, по мнению профессора Н.С. Моровой, руководителя научной школы «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», является «ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости, техногенные факторы, нерешенные социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и другие проблемы».

У дошкольников с задержкой психического развития синдромом дефицита внимания с гиперактивностью проявляется в чрезмерной психической и моторной активности, несвойственной для нормальных возрастных показателей. Успешная коррекция и компенсация недостатков в развитии у данной категории детей возможна лишь при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. при обучении, стимулирующем развитие и соответствующим реальным возможностям ребенка.

Специализированные дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития были включены в систему образования с 1990 года. В настоящее время уже накоплен определенный опыт по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада. Однако, у педагогов-дефектологов возникает множество вопросов, касающихся специфики организации работы с детьми с задержкой психического развития, осложненной синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В связи с этим была предпринята разработка методических рекомендаций для педагогов-дефектологов, целью которых является оптимизация коррекционного обучения гиперактивных детей с ЗПР. При организации работы педагога-дефектолога с детьми с ЗПР и СДВГ необходимо учитывать возраст детей, характер задержавшейся в развитии функции, степень выраженности симптомов СДВГ, специфику микросоциальной среды, своевременность оказания психолого-педагогической помощи.

При составлении рекомендации мы опирались на концепцию системного подхода к анализу психического развития ребенка, на комплексный многоуровневый подход к оказанию коррекционной помощи детям с гиперактивностью (Шевченко Ю.С.), на концепцию учета закономерностей процесса интериоризации (Выготский Л.С., Гальперин П.Я.).

При построении коррекционно-развивающего процесса выделяется ряд принципиальных моментов, которые были положены в основу рекомендаций педагогу – дефектологу:

  1. Антропологический принцип, который определяет выбор методов и приемов, способствующих усвоению знаний гиперактивными детьми с ЗПР и решению их конкретных проблем.
  2. Организация работы педагога-дефектолога определяется общими требованиями к коррекционному процессу, который должен быть построен на принципах открытости и диалогичности, быть интерактивным, предполагать взаимодействие и обратную связь.
  3. Принцип нацеленности специалистов на максимально возможное содействие ребенку с ЗПР и СДВГ в его социализации.
  4. Деятельностный принцип организации коррекционного обучения, базирующийся на концепции ведущей деятельности.
  5. Принцип дозированности коррекционного воздействия на гиперактивных детей с ЗПР, носящий щадящий, охранительный характер.

Данные методические рекомендации могут использоваться во всех видах коррекционных занятий, проводимых педагогом-дефектологом в специализированном ДОУ: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, по подготовке к обучению грамоте, конструированию, коррекционной ритмике и др.

Таким образом, предлагаемый материал, обобщенный в рекомендации позволит педагогу-дефектологу более обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу с детьми, испытывающими трудности в обучении, обусловленные сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Методические рекомендации для педагогов-дефектологов по оптимизации коррекционного обучения детей с ЗПР и СДВГ:

Адаптируйте учебный план и инструкции

  • По одной и той же теме проводите два и более занятия ввиду замедленного темпа усвоения нового материала детьми данной категории.
  • На занятиях не используйте многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно, ввиду общей психической незрелости и рассеянности внимания.
  • Планируйте занятия так, чтобы дети могли активно в них участвовать, в том числе вставать, перемещаться по группе/залу, двигаться на своих местах.
  • Составляйте планы занятий так, чтобы занятия были интересными и содержательными, привлекающими внимание детей.
  • Включайте в занятия легкие физические упражнения и релаксацию.
  • Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию детей, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Давайте больше творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности.
  • Применяйте в процессе обучения компьютерные технологии, в том числе для того, чтобы давать детям задания, инструкции.
  • Обеспечивайте гиперактивному ребенку с ЗПР наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции.
  • Придавайте инструкциям направляющий характер.
  • Тренируйте навыки организованности.
  • Разрабатывайте коррекционные задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении.
  • Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи ребенка вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
  • Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его использовать их лучше, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть каждый ребенок станет экспертом в группе по какой-либо области, вопросу.
  • Варьируйте способы оценки успешности обучения ребенка в соответствии с его сильными качествами.

Поощряйте стабильность и постоянство поведения во время выполнения заданий

  • Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью.
  • Структурируйте задания.
  • Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы.
  • Самые сложные занятия/задания должны ставиться в расписании на наиболее продуктивное для ребенка время (преимущественно в первой половине дня).
  • Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями каждого ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку с ЗПР.
  • Используйте помощь со стороны студентов-практикантов и дополнительно привлеченных педагогов.
  • Обеспечьте частые и регулярные перерывы во время и между занятиями в связи с повышенной утомляемостью данной категории детей.
  • В определенных заданиях с целью контроля времени применяйте таймеры, часы со звонком или сигнал мобильного телефона.
  • Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка.
  • Составляйте ежедневные/еженедельные отчеты об успехах ребенка.
  • Осваивайте навыки разрешения конфликтов и применение посредничества с помощью других детей (одногруппников).

Стимулируйте развитие и совершенствование управляющих функций

Для обучения навыкам планирования:

  • Введите традицию ведения совместного группового или личного дневника (дошкольники, еще не владеющие навыками письма, могут рисовать картинки). Следите за регулярностью его выполнения.
  • Учите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, записи заданий, напоминаний (можно в графической форме).

Для улучшения навыков организации:

  • Выделите время в течение дня для наведения порядка в своем шкафу, столе.
  • Ограничьте количество используемых тетрадей. Лучше пользоваться одной тетрадью со специальным держателем-зажимом, с помощью которого легко вставляются или вынимаются отдельные листы.
  • Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, помогите родителям в установлении системы домашних обязанностей.

Для улучшения последовательности:

  • Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения.
  • Обеспечьте возможности для самокоррекции.
  • Допускайте опоздание с завершением работы.
  • За частично выполненную работу давайте частичное поощрение.

Для улучшения самоконтроля:

  • Заранее готовьте детей к переходу от одной деятельности к другой.
  • Демонстрируйте правила (желательно в наглядной форме).
  • Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения.
  • Четко обсуждайте результаты действий.
  • Предоставьте детям время для снятия напряжения, стресса.
  • Не запрещайте механическое рисование каракулей и другие приемлемые формы бессмысленно совершаемых движений.
  • Используйте активность в качестве награды.
  • Обеспечьте больше надзора.

Способствуйте улучшению внимания и поддержанию его концентрации

При проблемах с началом выполнения заданий:

  • Повторите указания.
  • Выделите ключевые слова.
  • Используйте выделение или цветную маркировку для указаний и других важных элементов работы.
  • Приучите группу начинать выполнение заданий одновременно.
  • В помещении, где проводятся коррекционные занятия, должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).

При проблемах с продолжением выполнения и завершением заданий:

  • Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания.
  • Разделяйте большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов.
  • Сокращайте все предлагаемые задания.
  • Иногда позволяйте детям самим выбирать задания для выполнения.
  • Ограничьте время объяснения теоретического материала.

Приемы улучшения памяти

  • Концентрируйтесь каждый раз только на одной проблеме.
  • Запишите всю работу, которую предстоит сделать.
  • Составьте список всех этапов выполнения для каждого задания.
  • Пользуйтесь напечатанными инструкциями и планами-конспектами занятий.
  • Пользуйтесь специальными компьютерными технологиями, облегчающими процесс запоминания.
  • Используйте в работе адаптированные методики запоминания (группировка, запоминание по частям, мнемотехники).

 

Список литературы

Морова Н.С., Заболотских О.П. Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья/ Н.С. Морова, О.П. Заболотских// Социальная педагогика в России. – 2012. - №3.

Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: методическое пособие. - М.: Академия, 2010г.

Борисова Е.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) «Марийский институт образования», 2008.

Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Айрис-пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа педагога-дефектолога по формированию познавательной активности у детей с задержкой психического развития посредством исследовательской деятельности

Познавательная активность является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и сре...

Особенности работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм вз...

Особенности работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими ЗПР

На что важно обращать свое внимание при работе с такими детьми....

Особенности работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи

Доклад, посвященный  особенностям работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи....

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога - дефектолога

В настоящее время состояние здоровья детей является  одной из наиболее актуальных проблем. Полноценное физическое развитие – это основа формирования личности ребенка. Основная з...

Мастер - класс на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ".

Провела мастер-класс на РМО на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ". На данном мастер-классе познакомила коллег с авторским тактил...

Использование нейропсихологического подхода в работе педагога-дефектолога

Аннотация. В практике дошкольных специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающие занятия, все востребование становятся методы и средства междисциплинарного подхода. Знания неврологии, психофизио...