Главные вкладки

    Практическая работа педагога-дефектолога по формированию познавательной активности у детей с задержкой психического развития посредством исследовательской деятельности
    учебно-методический материал (старшая группа) по теме

    Сергухина Екатерина Леонидовна

    Познавательная активность является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств для осуществления предстоящих задач. Исследовательская деятельность - эффективное средство для формированияпознавательной активности у детей с ЗПР. Данная работа представляет собой систему организации познавательной деятельности детей, ориентированную на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе. Предложенная диагностика поможет отследить динамику развития познавательной активности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pozn_aktivnost.docx152.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ № 20 "Детский сад комбинированного вида" п. Панковка"

    Практическая работа педагога-дефектолога по формированию познавательной активности у детей с задержкой психического развития посредством исследовательской деятельности

    старшая группа

                                                                    Составила:

                                                                    Воспитатель I кв. категории

                                                                    Сергухина Е. Л.

    п. Панковка

    2014

    1. Диагностика познавательной активности детей старшей группы

    Целью нашего исследования является установление эффективности использования исследовательской деятельности как метода формирования познавательной активности у детей с ЗПР при ознакомлении с окружающим миром.

    Нами были определены показатели исследовательской активности более важных для детей с ЗПР, предложенные Т. И. Бабаевой, и подобраны диагностические методики. (Таблица №1)

    Таблица 1. Показатели и диагностические методики

    Показатели

    Диагностические методики

    Проявление интереса к исследовательской деятельности

    Индивидуальные беседы, анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С. Юркевича).

    Сформированность исследовательской деятельности

    Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования.

    Педагогические наблюдения во время практической деятельности, (схема оценки по Т. И. Бабаевой.).

    Процесс решения задачи в экспериментировании

    Отношение к помощи взрослого в процессе экспериментирования

    Отношение к результату экспериментирования. Оценка результата.

    Эмоционально-личностные проявления

    Деятельно-личностные проявления

    Уровень знаний об объектах неживой природы и рукотворного мира

    Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой

    Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе исследовательской деятельности. Мы выделили структурные компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как «ряд навыков деятельности».

    Схема оценки исследовательской активности старшего дошкольника в условиях экспериментирования

    • Проявление интереса к исследовательской деятельности (см. приложение А Анкета «Изучение познавательных интересов» В.С. Юркевича).

    Для оценки этого критерия мы выбрали методики Т. И. Бабаевой и анкеты В. С. Юркевича. Чтобы привести к единому исчислению баллов по этому критерию, если потребность выражена сильно, то оценивается в 3 балла, потребность выражена умеренно – 2, потребность выражена слабо – 1.

    Таблица 2 Изучение познавательных интересов в начале года

    Имя ребенка

    Количественная обработка (баллы)

    Качественная обработка

    Балл по Т. И. Бабаевой

    18

    Потребность выражена умеренно

    2

    13

    Потребность выражена слабо

    1

    12

    Потребность выражена слабо

    1

    • Сформированность исследовательской деятельности

    С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности исследовательской деятельности и отношения к экспериментальной деятельности, мы составили схему оценки также по 3-хбальной системе. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования по Т. И. Бабаевой (см. приложение Б Схема оценки сформированности исследовательской деятельности).

    • Уровень знаний об объектах неживой природы и рукотворного мира

    Показатели по этому критерию мы брали из стандартной диагностики по учебной программе.

    Мы собрали воедино диагностические данные по всем показателям и представили в общей таблице (см. на следующей странице).


    Таблица 3. Диагностика познавательной активности детей с ЗПР старшей группы (5-6 лет)

    Проявление интереса к исследовательской деятельности

    Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования.

    Процесс решения задачи в экспериментировании

    Отношение к помощи взрослого в процессе экспериментирования

    Отношение к результату экспериментирования. Оценка результата.

    Уровень знаний об объектах неживой природы и рукотворного мира

    Итого баллов

    Примечание

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    ИМЯ

    2

    3

    1

    2

    2

    3

    1

    3

    1

    3

    1

    3

    8

    17

    Широкий познавательный интерес. Уделить внимание концентрации внимания и воспитанию терпеливости.

    Эмоционально-личностные проявления: Устойчивый интерес к экспериментированию, охотно занимается в свободной деятельности.

    Деятельностно-личностные проявления: Активен, инициативен, использует 1-2 способа решения, соотносит результат с целью с пом. Взрослого. В конце года исп. несколько способов решения, не нуждается в помощи взрослого.


    2.        Годовой план подгрупповых игровых занятий исследовательской деятельности

    Исходя из интересов детей, программных задач и специфики познавательной активности детей с ЗПР, мы составили перспективное планирование занятий по исследовательской деятельности, чтобы обеспечить системность их обучения. (см. приложение В Конспект НОД с обувными материалами)

    Таблица 4 Перспективное планирование занятий

    месяц

    Темы занятий

    сентябрь

    Диагностика детей по познавательной активности.

    октябрь

    «Наши помощники – органы чувств».

    1. «Носарий».
    2. « Уши – органы слуха"
    3. «Язычок – помощник».
    4. « Глаза – органы зрения».
    5. « Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

    ноябрь

    То, что под ногами

    1. «Свойства сухого и сырого песка».
    2. «В мире камней».
    3. «Свойства глины».

    Волшебница - вода

    1. «Свойства воды»

    декабрь

    1. «Как и почему льется вода»
    2. «Растворение веществ в воде»
    3. «Самое удивительное вещество на Земле».
    4. «Снег, иней – это тоже вода»

    январь

    Воздух – невидимка

    1. «Этот удивительный воздух»
    2. «Движение воздуха»
    3. «Удивительные пузыри»

    февраль

    Экспериментирование с предметами. Рукотворный мир.

    1. «Древесина, ее качества и свойства»
    2. «Мир бумаги ».
    3. «Мир ткани».
    4. «Свойства обувных материалов».

    март

    1. «В мире стекла»
    2.  «Пластмасса, её качества и свойства».
    3. «Резина, её качества и свойства».
    4. «Узнай всё о себе, шарик».

    апрель

    1. «Металл, его качества и свойства».
    2. «Магниты».
    3. «Необычные кораблики» (плавает - тонет)
    4. «Летает – не летает»
    5. «Вес. Тяжелый - легкий»

    май

    Итоговая диагностика детей по познавательной активности

    Для формирования познавательной активности у детей с ЗПР одних занятий недостаточно, необходимо создать условия для самостоятельного повторения полученных знаний, отработки приобретенных навыков исследовательской деятельности.

    3. Взаимодействие с воспитателем по формированию познавательной активности детей с ЗПР посредством совместной и самостоятельной поисковой деятельности

    Мы совместно с воспитателем создали уголок экспериментирования в группе (см. приложение Г «Уголок экспериментирования»), наполнили необходимыми материалами и оборудованием. Нарисовали картотеку опытов с пошаговыми заданиями для совместной и самостоятельной деятельности, что облегчает восприятие, планирование и процесс экспериментирования. Завели тетрадь взаимодействия с воспитателем по формированию познавательной активности. В этой тетради прописывали рекомендации по индивидуальной работе с ребенком: проблемные ситуации, продолжение опытов в группе, набор игр для развития восприятия памяти и мышления, материал для повторения; рекомендации по экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

    4.        Взаимодействие с родителями по формированию познавательной активности детей

    Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, мы объединили свои усилия для решения следующих задач:

    • Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
    • Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
    • Направлять детскую поисковую деятельность;
    • Способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
    • Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
    • Поощрять возникновение проблемных вопросов. 

    Мы проводили ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности (консультации, папки-передвижки, информационный стенд «Естествоиспытатели», создали закрытую группу в контакте для обеспечения обратной связи, родительские собрания, мастер-класс).


    Познавательная активность у данной категории детей сформирована недостаточно. Как известно, задержка психического развития проявляется в недостатке функций в рамках интеллектуальной деятельности. В ее основе лежат нарушения в сфере психического развития вследствие тех или иных причин.

    На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

    Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

    В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

    Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

    Приложение А

    Анкета В.С. Юркевича «Изучение познавательных интересов»

    №п/п

    Вопросы

    Возможные ответы

    Балл

    1

    Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

    а) часто

    б) иногда

    в) очень редко

    5

    3

    1

    2

    Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

    а) рассуждает самостоятельно

    б) когда как

    в) получить готовый ответ от других

    5

    3

    1

    3

    Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

    а) очень эмоционально

    б) когда как

    в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

    5

    3

    1

    4

    Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

    а) часто

    б) иногда

    в) очень редко

    5

    3

    1

    5

    Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

    а) часто

    б) иногда

    в) очень редко

    5

    3

    1

    6

    Проявляет интерес к познавательной литературе

    а) часто

    б) иногда

    в) очень редко

    5

    3

    1

    30–22 баллов – потребность выражена сильно;

    21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

    17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

    Приложение Б

    Схема оценки сформированности исследовательской деятельности

    Баллы

    Проявление интереса к исследовательской деятельности

    Принятие ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования.

    Процесс решения задачи в экспериментировании

    Отношение к помощи взрослого в процессе экспериментирования

    Отношение к результату экспериментирования. Оценка результата.

    3

    потребность выражена сильно

    Адекватно принимает задачу в полном объеме

    Осуществляет активный поиск решения проблемы, использует перебор разных способов и средств решения, анализирует рассуждает, по своей инициативе предпринимает дальнейшее исследование

    Действует самостоятельно, настойчиво, преодолевает трудности, отказывается от помощи

    Выражает радость от решения проблемы и активно проявляет готовность к дальнейшему исследованию

    2

    потребность выражена умеренно

    Принимает задачу частично

    Осуществляет поиск решения проблемы, ограничивается одним вариантом решения, после чего прекращает поиск

    Действует преимущественно самостоятельно, принимает эпизодическую помощь в виде совета или предложения

    Отмечает удовлетворение, но самостоятельно инициативы для будущих экспериментов не проявляет, на соответствующее предложение взрослого откликается положительно

    1

    потребность выражена слабо

    Не принимает задачу экспериментирования или подменяет задачей знакомства с материалами или предметами

    Не пытается организовать поиск решения, использует случайный выбор средств, переводит на манипулирование с предметами, не пытается рассуждать и анализировать свои действия

    Действует неуверенно, постоянно обращается за пошаговой помощью взрослого, повторяет показанные действия и приемы

    Не выражает личного отношения к решаемой задаче, на предложение взрослого вновь участвовать в экспериментировании отвечает отрицательно или неопределенно, подчеркивает трудность решения

    Результат

    Высокий уровень исследовательской активности лежит в диапазоне 12-15 баллов; средний уровень – 8-11 баллов; низкий уровень – 5-7 баллов.

    Высокий уровень. Для дошкольников данного уровня характерна выраженная исследовательская активность. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу в полном объеме, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, охотно высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практические действия, направленные на выявление новых свойств объекта, сопровождается речью.

    Средний уровень. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют не всегда последовательно, нуждаются в эпизодической помощи или наводящей подсказке. На помощь взрослого реагируют быстро, предпринимая нужные действия. В случае затруднения переживают, огорчаются, но, если педагог эмоционально поддерживает их, продолжают экспериментирование. Выражают удовлетворение от полученного результата. Инициативы на дельнейшие опыты не проявляют.

    Низкий уровень. Дети включаются в ситуацию, но их активность быстро угасает. Совершают непоследовательные, хаотичные пробы. Постоянно обращаются за помощью, действуют по подражанию. Без помощи взрослого дети не достигают результата. Переводят экспериментальную ситуацию в игровую. На предложение участвовать в экспериментировании отвечают отрицательно.

    Эмоционально-личностные проявления и деятельностно-личностные проявления изучаются в процессе практической работы систематически посредством наблюдений.

    Эмоционально-личностные проявления выражаются в интересе ребенка к исследовательской деятельности. Ребенок с удовольствием экспериментирует с разыми материалами, переживает радость достижения результата. Неоднократно охотно возвращается к экспериментированию с полюбившимися объектами.

    Деятельностно-личностные проявления выражаются в активности и инициативности ребенка. Ребенок самостоятельно ставит цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы предпринимает поисково-исследовательские действия, многократно пробует разные варианты решения, меняет направления поиска в зависимости от промежуточных результатов, соотносит результат с первоначальной целью.

    Приложение В

    Конспект НОД исследовательской деятельности «Свойства обувных материалов»

    Коррекционно-образовательные задачи: уточнить представления детей о разных видах обуви и о ее характеристиках. Учить проводить сравнительный анализ обувных материалов по прочности.

    Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное восприятие детей, тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику. Развивать умение отражать в речи свои ощущения, называть свойства и признаки обувных материалов

    Коррекционно-воспитательные задачи: Совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству.

    Материалы: кусочки натуральной кожи, кожзаменителя, джинсовой ткани, резины; ножницы, жидкая глина, мисочки с водой, чайные ложки, влажные салфетки, спички для воспитателя, таблица для записи результатов.

    Предварительная работа: предложить детям рассмотреть групповой альбом фотографий. Вспомнить как к нам приходил Настин папа – сапожник и показывал как ремонтировать обувь.

    - Как вы думаете, ребята, почему обувь изнашивается?

    Содержание эксперимента: педагог загадывает загадки об обуви и по мере отгадывания достает предметы из мешка.

    Если дождик, мы не тужим –

    Бойко шлепаем по лужам.

    Станет солнышко сиять –

    Нам под вешалкой стоять.

    Ответ: Резиновые сапоги

    Сшили их из черной кожи,

    В них теперь ходить мы можем.

    И по слякотной дороге –

    Не промокнут наши ноги.

    Ответ: кожаные сапоги

    Мы обувь необычная,

    А быстрая, пребыстрая.

    Мы помощники спортсменам,

    Всяким разным суперменам.

    Ответ: кеды

    А какая обувь самая прочная? Давайте сегодня это выясним.

    Дефектолог показывает таблицу опыта с обувными материалами (см. картотеку опытов и наблюдений).

    - Я приготовила эту схему для подсказки порядка действий.

    Вспомнить с детьми условные обозначения и уточнить необходимые материалы для эксперимента.

    - На рабочих столах у вас имеется все необходимое. Проверьте, ребята, все ли на месте?

    Выясняется, что не хватает ножниц. Все садятся за столы, а самый внимательный ребенок раздает ножницы.

    Ход эксперимента:

    1. нюхаем, рассматриваем, щупаем обувные материалы (эстетическое оформление). Дети совещаются за столами, каждая команда ставит оценки материалам по данным характеристикам. Воспитатель выводит средний балл и записывает результат в таблицу.
    2. пробуем порвать (износоустойчивость). Запись результатов.
    3. разрезаем ножницами (устойчивость к механическим повреждениям). Запись результатов.
    4. пачкаем обувные материалы глиной и стираем грязь влажной салфеткой (легкость ухода за обувью, устойчивость к загрязнениям). Запись результатов.
    5. капаем на материалы воду и исследуем на промокаемость. Запись результатов.
    6. Взрослый поджигает материалы по очереди (экологичность, защитные свойства). Запись результатов.
    7. Подсчет баллов. Чем меньше баллов набрал тот или иной материал, тем обувь прочнее, качественнее.

    - Кто сам хочет сделать вывод о нашем эксперименте?

    Ответы детей.

    - Сегодня мы с вами выяснили, что всякая обувь хорошая, если использовать ее по назначению. В дождь мы обуем…, на физкультуру…, а кожаная обувь на все случаи жизни.

    Приложение Г

    Уголок экспериментирования

    Материалы и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в коробочках или в контейнерах:

    - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов (совместно с детьми разрабатываются условные обозначения);

    - серии картин с изображением природных сообществ;

    - тематические альбомы;

    - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

    - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

    - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

    - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

    - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

    - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

    - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

    - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

    - сито, воронки, формы для льда;

    -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, лупы;

    - клеенчатые фартуки, резиновые перчатки, тряпки;

    - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя".

    Материал, находящийся в уголке соответствует среднему уровню развития ребёнка, а также имеются материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

    Также экспериментирование распространяется и на другие игровые уголки:

    - ИЗО (палитры для смешивания красок и схемы к ним, технологические карты для продуктивной деятельности с использованием предметов-заместителей, средства для нетрадиционных видов изодеятельности);

    - строительный (схемы построек из различных видов конструкторов, со способами модификации);

    - бытовой (схемы приготовления блюд);

    - физкультурный (поощрение изобретений детьми новых упражнений на кольцах и зарисовка их, личный пример);

    - природный (организация наблюдений за растениями, создание картотеки наблюдений);

    - развитие речи (касса букв и слогов для составления слов, дид. игры по словообразованию).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

    Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

    «Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»

    Данный материал содержит опыт работы по развитию речи и мелкой моторики у воспитанников детского дома....

    Особенности формирования познавательных процессов у детей с задержкой психического развития .

    Данное учебно-методическое пособие представляет собой систему игр и упражнений, направленных на формирование у дошкольников с ЗПР элементарных математических представлений. Через игру дети входят в ми...

    Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

    Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

    Перспективный план работы по развитию восприятия и ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития посредством дидактической игры

    Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...