«Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с задержкой психического развития посредством игровой деятельности»
материал на тему

Железцова Надежда Николаевна

Методическая разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 436_ds.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка одного из раздела основной общеобразовательной программы МБДОУ детский сад комбинированного вида № 436

«Содержание коррекционной работы по теме:

«Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с задержкой психического развития посредством игровой деятельности»

Выполнила: Воспитатель МБДОУ

д/с комбинированного вида № 436

Ленинского района

Железцова Надежда Николаевна

Город Нижний Новгород

2014 год

Я представляю  методическую разработку одного из раздела основной общеобразовательной программы         МБДОУ         детский сад комбинированного вида № 436 «Содержание коррекционной работы по теме:

«Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с задержкой психического развития посредством игровой деятельности»

  1. Свою работу я строю на основе основной общеобразовательной программы ДОУ которая разработана в соответствии с ФГТ. Принята на заседании педагогического совета  утверждена приказом завидующего. С основной целью деятельности ДОУ вы можете ознакомиться на слайде. Я остановлюсь непосредственно на основной цели, касающейся работы с детьми моего направления это: осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей; коррекции дефектов развития познавательной и личностной сфер у детей с ЗПР( задержкой психического развития)
  2. С детьми с ЗПР я работаю 20 лет. В этом году наши дети пойдут в первый класс. А учебная деятельность – это целенаправленный систематический процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Практика показывает, что обучения детей с ЗПР осложняется такими явлениями, как неспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемость, замедленный темп мышления и деятельности в сочетании с недостатком воспитания, памяти, внимания, воображения, усидчивости, речевого недоразвития, делают слабо доступным для  этих детей объем общепринятой школьной программы. Поэтому работая с детьми с ЗПР нужно учитывать индивидуальные особенности развития детей и основываясь на этом осуществлять работу по  развитию предпосылок к учебной деятельности, способствуя спокойному переходу ребенка из детского сада в школу.

В детском саду ведущим видом деятельности дошкольника является – игра. Именно в игре у детей с ЗПР формируется эмоционально-волевая сфера, развиваются психические процессы: память, мышление, внимание, пополняются знания об окружающей действительности. В связи с этим для решения данной проблемы развитию предпосылок учебной деятельности детей с ЗПР я использую игры: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, словесные, игры-драмотизации. Многие ученые занимались данной проблемой: Ульянкова, Эльконин, Усова Лебедева. «Что является методологической основой данной работы, можно посмотреть на слайде.

  1. Для реализации данной проблемы мною были разработаны и поставлены цели и задачи:

Цель: Выявить значимость игровой деятельности для формирования предпосылок учебной деятельности дошкольника.

Задачи: - изучить проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

-оценить уровень сформированности предпосылок учебной деятельности

-подобрать комплекс игр направленных на формирование предпосылок учебной деятельности.

5. Далее провела анализ уровня развития предпосылок учебной  деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Уровни развития соответствующая баллам можно посмотреть на экране.

6. Результаты анализа уровня развития детей показали, что в основном у детей преобладает низкий уровень развития, а высокий вообще отсутствует.

7. Работу свою организую на основе ООП д/с, используя программно-методическое обеспечение часть из них представлено на экране.

8. Разработала: основные направления в работе:

-Организация работы с детьми (определение, содержания, форм, методов, приемов)

-создание предметно-развивающей среды

-организация взаимодействия с семьями воспитанников

9. Для достижения целей и задач использовала формы работы  с детьми:

-непосредственно-организованная деятельность

-совместная деятельность взрослого с детьми в ходе режимных моментов.

-создание условий для организации самостоятельной деятельности детей.

10. В реализации данной проблемы использовала сюжетно-ролевые игры.

Например: игра «Школа»- с ним у ребенка связано выполнение определенных требований к вопедению, к учебным заданиям, в ходе игры выясняла, как дети относятся к этой профессии, понимают ее значение, формировала у детей вначале игры уважение к учителю, как к личности. Роль учителя поначалу выполняли одни эти же дети более инициативные – обращала внимание на достоинства каждого ребенка в игре. Замкнутых детей, которые с трудом входили в коллектив, но с удовольствием рисовали-просила рассказать о рисунках тем самым они все меньше стеснялись выполнять роль учителя. Такие игры способствует сплочению коллектива, развивают взаимоотношения учитель–ученик, дети овладевают нормами поведения, правилами, развивали уверенность в себе.

11. Дидактические например ребусы, вначале совсем не интересовали многих детей, а те которые пытались играть давались с трудом, поэтому задачи ставились перед детьми в различной форме степени сложности. Начиная от простых к сложному. Понимая что от детей с ЗПР нельзя требовать немедленного решения задачи, справляясь с заданием дети стали самостоятельно проявлять интерес к дидактическим играм, проявляя сообразительность, умение решать поставленную задачу.

12. Словесные игры. Существует разнообразие. Для поддержания активности ребенка, использую различные приемы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его проблемы. Например, получили письмо от Петрушки, какие слова он задумал: орова, рыша, абор, и т.д.

Или: в коробке слова-рассыпались собери произнеси.

В результате задачи решены.

13. Игры драматизации «В подготовительной группе, более сложные, игры где тети входя в образ передают текст, мимику, жесты, движения тем самым развивая творческие способности, которые способствуют развитию предпосылок к учебной деятельности.

14. Подвижные игры использую разнообразные в течении дня:- даю детям самостоятельно выбирать пожелания, а также самостоятельно распределяться на эстафеты-команды. Считаю что роль семьи в реализации воспитательно-образовательного процесса детей в детском саду неоценима и безгранична. Поэтому для решения данных задач тесно взаимодействую с родителями на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду(слайд-зачитываем), но считаю более целесообразным в работе семинары-практикумы, где родитель практически и наглядно участвует в работе семинара, на практике видит решения проблем, понимает их суть.

15. Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с ЗПР проходит через все образовательные области (две зачитываю)

16. В процессе своей работы тесно взаимодействую со специалистами учитель-дефектолог, педагог-психолог, Музыкальный руководитель – в группе существуют папки передвижки, тетрадь взаимодействия с рекомендациями игр, упражнения, консультации индивидуальные работы по заданной теме.

17. В группе оборудована среда, способствующая развитию предпосылок учебной деятельности (можно посмотреть на экране), добавлю, что она должна соответствовать возрастным критериям детей и направления.

18. В конце года также были проведены результаты анализа уровня развития детей с ЗПР (можете посмотреть на экране)

19. Провела сравнительный анализ, выводы, которые вы видите. А я могу сказать, что только при правильном подборе и самое важное организации игр, пополнением предметной среды, индивидуальной работы наблюдается у детей с ЗПР прогресс положительная динамика в развитии предпосылок к учебной деятельности, а тем самым формируются необходимые к школе качества: произвольное  поведение, ассоциативно-образного и логического мышления,  воображения, познавательной активности, самостоятельности, формируется эмоционально-волевая сфера.

20. В нашей работе нельзя останавливаться на достигнутом, поэтому для себя наметила дальнейшие перспективы:

- разместить опыт работы на сайте

-Провести-организовать для родителей папку-передвижку под рубрикой «Вопрос-ответ».

-изучить новые технологии по данной теме.

В заключении хочу поблагодарить всех за внимание и закончить свое выступление строчками собственного сочинения, которые легли эпиграфом к моему педагогическому ЭССЕ:

«Воспитатель профессия земная,

Но сколько ты о ней ни говори

Понять ее лишь сердцем надо

В ней радость и тепло моей души»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа педагога-дефектолога по формированию познавательной активности у детей с задержкой психического развития посредством исследовательской деятельности

Познавательная активность является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и сре...

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Развитие коммуникативных  навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности....

Перспективное планирование по воспитанию культуры поведения у детей с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций

В современном обществе основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание в коллективе и через коллектив.Воспитание культуры поведения, как основной ча...

Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»

       К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с пом...

консультация "Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности"

консультация "Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности"...

Консультация для родителей: «Формирование математических представлений у детей, имеющих задержку психического развития в игровой деятельности»

К началу школьного обучения дети имеют разный уровень элементарных математических знаний и умений. Одни знают все цифры и геометрические фигуры, неплохо считают с помощью счетных палочек и решают прос...