Психологическая поддержка педагогов ДОУ - как условие сохранения здоровья детей
статья по коррекционной педагогике на тему

Ушакова Елена Вячеславовна

Раскрываются практические способы снижения психоэмоционального напряжения педагогов, формирование у них  навыков эффективного взаимодействия с коллегами и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.odt9.32 КБ

Предварительный просмотр:


     Психологическая поддержка педагогов  ДОУ как условие     сохранения   здоровья детей

        Современная жизнь с ее многочисленными трудностями требует от человека любой профессии напряжения всех его физических и нравственных сил.

    Воспитатели    оказываются    в    наиболее  сложной  ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд отличается высокой эмоциональной нагрузкой, частыми стрессами. Отрицательно окрашенные состояния педагога снижают эффективность воспитания детей, повышают   конфликтность  во  взаимоотношениях   со всеми воспитанниками, родителями,    коллегами, способствуют обычно возникновению  в структуре характера негативных черт у педагогов.

      В связи с вышесказанным,  одной из приоритетных линий работы психолога с педагогами ДОУ  является поддержание их благополучного психологического состояния. От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.

  В практическом плане работы - это снижение психоэмоционального напряжения педагогов, формирование у них навыков эффективного взаимодействия с коллегами и детьми, создание условий для развития самосознания.

    Поэтому так важно использование здоровьесберегающих технологий в работе с воспитателями. Рассмотрим некоторые из них.

  Одним из основных средств поддержания психологического благополучия человека является умение преодолевать негативные стрессовые переживания, трансформировать их в положительные эмоции. Для этого необходимо развивать так называемое позитивное мышление. Позитивное мышление - это  внутренний самонастрой или вера, что у меня все получится, что я смогу, позитивное восприятие мира. Одним из вариантов самовнушения является аутогенная тренировка. Предлагаем интересные формы развития позитивного мышления:

«антистрессовую аптечку»;

«психологические подарки»;

«антистрессовая аптечка» - советы и рекомендации, которые помогают сохранить оптимистический взгляд на окружающий мир, придать уверенность в собственных силах. Это можно использовать в виде наглядных стендов или в виде памяток.

«Психологические подарки» - это оригинальные подарки, которые дают человеку яркие положительные эмоции и улучшают настроение. Цель такого дарения - создание позитивного настроя. В таких подарках должны быть обязательно  завуалированные или открытые комплименты или похвала, так как они напрямую связаны с формированием позитивного мышления человека. В качестве психологических подарков можно  использовать коллажи с фотографиями, с рисунками, с поделками детей.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ эффективно влияют на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров, способствуют релаксации. Для того, чтобы справиться со стрессом, иногда достаточно просто наладить дыхание, это поможет отвлечь возбужденный ум от проблемы. Используют технику абдоминального дыхания (медленно набрать в легкие воздух, затем задержать воздух, неторопливо сосчитав до 4-х, точно так же на 4 счета выдохнуть, и на 4 счета снова задержать дыхание, не вдыхая).

МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ  дает возможность снять напряжение в стрессовой ситуации. Следует помнить, что напряженные мышцы  сильнее замыкают нас в стрессе. Вот почему необходимо расслаблять мышцы во всех случаях, когда возникает дискомфорт.

   Эти техники могут использоваться по отдельности, а могут в комплексе упражнений.

  Также  для поддержания психологического благополучия воспитателей используется арт-терапия. Это метод коррекции. Основанный на раскрытии творческого потенциала человека. Арт-терапия помогает человеку  выразить свои чувства, осознать себя. Освободиться от зажимов, расслабиться. Люди интуитивно чувствуют, что самовыражение - это способ исцеления. Арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. Использование музыки может быть активным и пассивным. При пассивном - при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты. Описывают такой случай: известный французский актер  Депардье после прослушивания в течение 3 месяцев произведений Моцарта избавился от заикания.

ЦВЕТОТЕРАПИЯ - метод коррекции при помощи цвета. Зеленый цвет - самый  гармоничный и уравновешенный, он помогает избавиться от негативных чувств. Голубой цвет - помогает при стрессах и волнениях, он располагает к размышлениям. Если у вас бессоница, то на ночь нужно почитать под голубым абажуром и сон не заставит себя долго ждать. Желтый цвет поможет избавиться от депрессии, избавляет от навязчивых мыслей. Оранжевым цветом лечат психические срывы. Красный цвет символизирует энергию, обладает сильным очищающим средством, однако, если им злоупотреблять, он может вызвать раздражение.

БИБЛИОТЕРАПИЯ - для коррекции психологического состояния  используются притчи и сказки.

ИМАГОТЕРАПИЯ - воздействие на человека театральными действиями.

АРОМАТЕРАПИЯ - воздействие на организм летучих ароматических веществ. Стимулирующее имеет запах лимона, гвоздики. Расслабляющее — ромашка, мелисса.  Гармонизирующее — роза, апельсин.

   Использование здоровьесберегающих технологий является безопасным способом разрядки напряжения и поддержание  благополучного психологического состояния педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к статье "Безопасная образовательная среда как условие сохранения здоровья детей"

Основной целью в работе педагога ДОУ является организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка. Мы считаем, что успех работы в этом направлении зависит как от общей идеологии учрежд...

Педсовет «Роль ДОУ, педагогического коллектива в сохранении здоровья детей путём создания благоприятных условий и психологического комфорта»

       Повестка дня:1.     Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ.2.     Микроклимат между педагогами в группе… Как он влияет на условия...

Психологическая поддержка педагогов ДОУ как условие сохранения здоровья детей.

рЕкомендации по сохранение психологического здоровья ведагогов ДОУ....

«Режим дня дошкольника как условие сохранения здоровья детей»

Режим дня - это четкий распорядок  жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.  Правильный, соотв...

Двигательный режим - как условие сохранения здоровья детей раннего возраста

Данная статья будет полезна как педагогам дошкольных образовательных учреждений, так и родителям воспитанников!...

Консультация для родителей на тему: «Условия сохранения здоровья детей в дошкольном учреждении и семье»

laquo;Каким вы хотите видеть своего ребёнка?» Отвечая на этот вопрос, любой человек обязательно начнёт со здоровья, потом, видимо, добавит, что хочет, чтобы сын или дочь выросли счастливыми, та...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

   Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...