АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРИЛКИ» ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Поваляева Галина Александровна

               Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 4 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, общим недоразвитием речи, посещающих образовательные группы Детский сад № 201 ОАО «РЖД». решением психолого-медико-педагогического консилиума  от 29.04.2015 года. Программа составлена в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями состояния речи детей имеющих речевые нарушения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dou.docx96.43 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на Педагогическом Совете

протокол № 1 от 1 сентября 2015 г.

Согласовано с Советом родителей

Протокол № 1 от 24 сентября 2015 г.

Утверждено Приказом заведующего Детским садом № 201 ОАО «РЖД» № 57-0 от 25 сентября 2015 г.

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 201 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРИЛКИ»

ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ  ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ  РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯМИ

НА  ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ  ПУНКТЕ

Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования, с учётом примерной основной образовательной программы

дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

Разработчик:

Поваляева Галина Александровна,

 учитель-логопед,

 I квалификационная категория

Абакан, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

3

1.1 Пояснительная записка

3

1.2 Планируемые результаты как ориентиры освоения Программы

7

1.3 Приоритетные направления и преемственные связи в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учётом особенностей речевого развития

10

2. Содержательный раздел

11

2.1 Организация коррекционно-развивающей работы в средней группе

11

2.2 Организация коррекционно-развивающей работы в старшей группе

19

2.3 Организация коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе

25

3. Организационный раздел

30

3.1 Материально-техническое содержание Программы

30

3.2  Методическое сопровождение адаптированной образовательной

(коррекционно – развивающей) программы

31

3.3 Режим дня

34

3.4 Особенности взаимодействия с родителями

35

3.5 Взаимодействие специалистов в рамках сопровождения ребёнка с образовательными потребностями

37

Список литературы

41

Приложение

42

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

        Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 4 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, общим недоразвитием речи, посещающих образовательные группы Детский сад № 201 ОАО «РЖД». решением психолого-медико-педагогического консилиума  от 29.04.2015 года. Программа составлена в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями состояния речи детей имеющих речевые нарушения. Общее количество детей на логопедическом пункте 38  человек. В средней группа «Капельки» - 10 детей  из них: ОНР III ур. -5 человек; ОНР II ур. – 1 человек; дислалия – 1 человек; сложная дислалия – 1 человек; акустико-фонематическая дислалия -1 человек; ОНР II ур. по типу ст.ф.дизартри – 1 человек.; старшей группе «Капитошки» - 11 детей из них: ОНР III ур.- 4 человека; ОНР III ур. с диз.компонентом -2 человека; дислалия – 2 человека; дизартрия – 1 человек; моторная алалия – 1 человек; ОНР II ур. с диз.компонентом 1 человек; подготовительной группе «Ягодки» - 7 человек из них : ОНР III ур. с диз.компонентом – 2 человека; сложная дислалия – 1 человек; ОНР II ур. по типу ст.ф.дизартри – 1 человек; сложная механическая дислалия – 1 человек; фонетико фонематическое недоразвитие речи – 2 человека; подготовительная группа «Солнышко» - 10 человек из них: ОНР III ур .- 2 человека; дизартрия – 2 человека; фонематическая дислалия – 1 человек; сложная дислалия – 4 человека; сложная механическая дислалия – 1 человек.

Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста являются: федеральный закон РФ «Об образовании в РФ»; нормативы наполняемости групп в ДОУ; конвенция о правах ребёнка; образовательная программа Детского сада № 201 ОАО «РЖД»; положение о дошкольном логопедическом пункте; санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждѐнные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 (с последующими изменениями и дополнениями).  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г). Регистрационный N 30384 (далее ФГОС ДО).  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".  

Основная цель рабочей программы – раскрыть пути формирования у воспитанников ДОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми родным языком в условиях логопункта.

Основными задачами выступают:

- выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;

- формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;

- обучение родителей эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Примерная рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддъяков, С.Н.Шаховская, Т.Б.Филичева), отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказывания коррекционной помощи детям дошкольного возраста. В основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи:

  1. У детей до 7 лет речь как ещё не сформированная функциональная система наиболее подвержена повреждающим факторам.
  2. Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения. В основе потребности говорить ребёнка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.
  3. Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребёнка под влиянием эмоционального переживания воспринятого.
  4. Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребёнком при ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей дошкольного возраста.

В программе реализуется идея комплексного сопровождения ребёнка с нарушениями развития в дошкольном образовательном учреждении (Л.М.Шипицына). Ведущим принципом данной рабочей программы выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Трудности в обучении и воспитании у детей с речевыми нарушениями, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложнённый вариант общего недоразвития речи, при  котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой развития ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с речевыми нарушениями встречается: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребёнка. Помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенное психическое истощение, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической её стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребёнка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребёнка; с её помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально изменяется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднён у детей с речевыми нарушениями. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией деятельности детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопед, родители, воспитатель и педагоги.

Также в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учёта зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.

Диагностическая работа

        Работа строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребёнком, а также его образовательных достижений.

То есть коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый.

В речевой карте дошкольника с речевыми нарушениями речи отражаются комплексные данные, полученные в процессе изучения ребёнка.

Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы на логопункте конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое, фонематическое, фонетико-фонематическое недоразвитие, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, дизартрический компонент.

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Занятия организуются с учётом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам воздействия ребёнка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  • развитие просодической стороны речи;
  • формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:

- игровых технологий в логопедической коррекции (Л.В. Забродина, Е.С.Ренизрук);

- арт-педагогических технологий в специальном образовании (А.С.Медведева);

- технологии речедвигательной ритмики (А.Я.Мухина);

- технологии коррекции психомоторного развития (Л.А.Сиротюк);

- технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Н.Ю.Костылева, М.Ю.Картушина);

- информационно-коммуникационных технологий;

- здоровьесберегающих технологий.

Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребёнка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.

Пропаганда логопедических знаний

Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами и родителями.

1.2 Планируемые результаты как ориентиры освоения Программы

Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы

1) Особенности психофизического развития детей с нарушением речи. Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации является точное понимание педагогами особенностей состояния речевой функций каждого ребенка и их учет в системе всех видов психолого-педагогического воздействия. (Классификация детей с нарушением речи)

2) Особенности речевого развития детей Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР). Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей  и обеспечение их всестороннего гармоничного развития личности.

 3) Особенности организации образовательного процесса в группе:

 а) группы для образовательной деятельности комплектуются из детей, направленных ПМПк;

б) для проведения организованной образовательной деятельности дети объединены в подгруппы с учѐтом уровня речевого развития

Планируемые результаты освоения рабочей Программы

Компоненты программы

Критерии усвоения

Уровни диагностики

Звуковой анализ слова

Нахождение слова на заданный звук в предложении. Умение дифференцировать звуки по участию голоса, по твердости, и мягкости, по месту образования

В - соответствует возрастной норме.

С - допускает негрубые ошибки

Н - допускает грубые ошибки

Слоговая структура слова

Правильное оформление слоговой структуры слова.

Артикуляционный аппарат

Владение навыками артикуляционной моторики

Фонематический слух

Показ картинок с заданным звуком

Слоговая структура слова

Правильное оформление слоговой структуры слова

Словарь

        Определение наличия или отсутствия в активном словаре существительных, обозначающих 5 предметы. Умение называть слова –обобщения. Определение наличия или отсутствия в активном словаре глаголов, обозначающих действия. Определение наличия или отсутствия в активном словаре прилагательных, обозначающих признаки предметов (относящихся к лексическим темам). Определение наличия или отсутствия в активном словаре наречий. Определение наличия или отсутствия в активном словаре местоимений.

Лексико - грамматический строй речи

Грамматически правильное оформление самостоятельной речи в соответствии с нормами языка(употребление падежных, родовых, числовых категорий). Владение навыкам и словообразования (с помощью приставок и суффиксов, существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов). Владение навыками употребления простых и сложных предлогов. Использование в самостоятельной речи простых распространенных и сложных предложений

В - соответствует возрастной норме

С - допускает негрубые аграмматизмы

Н - допускает грубые аграмматизмы

Звукопроизношение и дифференциация звуков

Наличие поставленного звука

В - произносит чисто

С - допускает ошибки в самостоятельной речи

Н - неточное произношение звука: изолированно, в слогах

Связная речь

Понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы. Владение элементарными Навыками пересказа. Владение навыками диалогической речи. Умение составлять рассказы-описания, рассказы по серии сюжетных картинок, по картине с элементами усложнения. Умение составлять творческие рассказы

В - соответствует возрастной норме.

С - требуется незначительная помощь педагога

Н - не соответствует возрастной норме.

Обучение грамоте

Знание печатных букв. Овладение элементарными навыками письма и чтения.

В-  соответствует возрастной норме

С - требуется незначительная помощь педагога

Н - не соответствует возрастной норме.

1.3 Приоритетные направления и преемственные связи в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учётом особенностей речевого развития

Учитель-логопед

  • совместная организационная деятельность;
  • подгрупповая коррекционная деятельность,  направленная на реализацию основной общеобразовательной программы.

Воспитатель

  • реализация основной обязательной программы ДОУ (со снижением требований, предъявляемых к возрастным группам, к коммуникативной и двигательной деятельности);
  • групповая и совместная деятельность в виде  дидактических игр и упражнений, направленных на развитие всех компонентов речи;
  • экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель

  • музыкально-ритмические игры;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
  • игры-драматизации.

Специалист по ИЗО

  • игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
  • обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.

Физ.иструктор

  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
  • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
  • игры на развитие пространственной ориентации.

Родители

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребёнка;
  • контроль за выполнением рекомендаций логопеда и произношением ребёнка;
  • выполнение рекомендаций учителя-логопеда

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

        Устранение речевого дефекта осуществляется на подгрупповых и индивидуальных занятиях, основная цель которых – развитие речи и коррекция общего и речевого поведения детей. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребёнком. Для подгрупповых занятий дети объединяются в одну возрастную группу  имеющие сходные по характеру и степени выраженные речевые нарушения. Занятия проводятся в утренние часы, их длительность в средней – 20 минут, старшей группе составляет – 25 минут,  в подготовительной – 30 минут.

        Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Длительность подгрупповых занятий – не более 25 минут с обязательным включением динамической паузы.

Длительность индивидуальных - 15-25 минут.

Диагностическая работа проводится в период с 1 по 11 сентября и 18 по 29 апреля.

В период с 1 по 11 сентября учитель-логопед проводит обследование, заполняет речевую карту на каждого ребёнка,  составляет индивидуальный план (маршрут) коррекционно-развивающей работы на учебный год, заполняет профиль речевого развития детей.

С 18 по 29 апреля учитель-логопед, обследуя состояние детей:

- выявляет динамику речевого развития,

- определяет приоритетные направления коррекционной работы на следующий учебный год,

- оформляет документацию для  психолого-медико-педагогического консилиума на детей, у которых срок динамического обследования определён на 2016 год,

- составляет аналитический отчет коррекционной работы за 2015-2016 учебный год.

В период с 21 по 31 марта учитель-логопед проводит профилактическое обследование состояния речи у детей старшего дошкольного возраста, вносит полученные результаты в медицинские карты воспитанников, дает рекомендации воспитателям и родителям обследуемых детей.

Организация занятий в первой половине дня

 С 8.00 – 10.00 осуществляется совместная деятельность с детьми в виде индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий.

Организация работы во второй половине дня

        С 16.00 – 17.00 осуществляется совместная деятельность с детьми в виде индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, 17.00-18.00 консультационная деятельность с родителями и педагогами ДОУ.

2.1 Организация коррекционно-развивающей работы в средней группе

Учебный год обучения условно делится на четыре периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объёмом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание предыдущего этапа готовит детей к усвоению нового, более сложного материала на следующем этапе. Каждый из этапов соответствует одному времени года. В июне проводится только индивидуальные занятия.

В I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) коррекционные занятия по развитию фонематического восприятия, по коррекции звукопроизношения, по развитию лексико грамматической категории языка ведётся индивидуально. Основной формой организации деятельности детей является совместная деятельность педагога и ребёнка через систему индивидуальных и подгрупповых занятий.  Эта деятельность направлена на реализацию индивидуальной программы развития ребёнка.

Во II период обучения (декабрь, январь, февраль) речевые возможности детей возрастают.

В III период (март, апрель, май) акцент ставится на подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Каждое занятие представляет набор речевых игр, сопровождаемых подвижной деятельностью.

В IV период (июнь) проводятся только индивидуальные коррекционные занятия, которые организуются в первой и во второй половине дня ежедневно

В III период (март, апрель, май) акцент ставится на подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Каждое занятие представляет набор речевых игр, сопровождаемых подвижной деятельностью.

В IV период (июнь) проводятся только индивидуальные коррекционные занятия, которые организуются в первой и во второй половине дня ежедневно

Работа проводится по нескольким разделам:

I период обучения

Коммуникация

Развитие импрессивной речи

Задачи:

Развитие понимания речи.

1. Продолжать обучение пониманию и выполнению многоступенчатой инструкции логопеда.

2. Продолжать обучение пониманию простых распространенных предложений, сказок, детских стихов и рассказов.

Развитие импрессивного словаря.

1. Развивать понимание значения слов, выраженных существительными, изучаемых лексических тем этого периода.

2. Развивать понимание значения прилагательных: качественных, относительных, притяжательных, образованных простым способом, и глаголов настоящего и прошедшего времени.

Развитие грамматического строя.

1. Знакомить с предлогами у, без, на, в.

2. Развивать понимание падежных окончаний существительных во всех косвенных падежах.

3. Развивать понимание согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

Развитие экспрессивной речи

Задачи:

Развитие навыков фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.

1. Учить выделять гласные а, у из ряда гласных.

2. Упражнять в анализе звуковых сочетаний гласных ау, уа.

3. Учить выделять ударные гласные а, у в открытых и закрытых слогах.

4. Учить называть основные отличительные признаки речевых и неречевых звуков.

5. Учить обозначать гласные звуки а, у при помощи фишки.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

1. продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных звуков; работать над плавностью речи.

3. Учить изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шёпотом.

4. Начать работу над чёткостью речи.

5. Продолжать работу над интонационной стороной речи, совершенствовать реакцию на мимику.

Развитие звукопроизношения.

1. Уточнять произношение гласных звуков, а также согласных б, п, н, м, т, д, г, к, х, в, ф.

2. Отрабатывать чистое произношение в звукоподражаниях с заднеязычными согласными типа: ко-ко-ко, га-га-га и т.д.

3.  С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию свистящих звуков.

Обогащение словаря.

Лексические темы:

Сентябрь

4-я неделя

«Детский сад», «Игрушки»

Октябрь

1-я неделя

«Огород», «Овощи»

2-я неделя

«Сад», «Фрукты»

3-я неделя

«Ягоды сада и леса»

4-я неделя

«Лес», «Грибы», «Осень»

Ноябрь

1-я неделя

«Деревья»

2-я неделя

«Наше тело»

3-я неделя

«Одежда»

4-я неделя

«Обувь», «Головные уборы»


Развитие грамматического строя

1. Учить употреблять слова, обозначающие предметы, в форме единственного числа; множественного числа  с окончаниями –ы, -и, -а; действия и признаки в форме единственного и множественного числа.

2. Знакомить со служебными словами (предлогами) в практическом плане.

3. Закреплять в речи простые предлоги в, на.

4. Закреплять в речи местоимения он, она, оно, они.

5. Учить согласовывать простые в употреблении прилагательные, глаголы и числительные с существительными в роде и числе.

6. Учить употреблять существительные в форме единственного числа В.п.

7. Учить образовывать мн.ч. глаголов настоящего времени.

Обучение связной речи

1. Учить договаривать предложения по предметным картинкам и без них.

2. Учить распространять простые предложения до 3-4 слов.

3. Учить строить нераспространённые и простые распространенные предложения по схеме: субъект + предикат; субъект +  предикат + объект.

4. Формировать умения заучивать 2-3 предложения, составлять предложения по сюжетной картинке, по двум картинкам, связанным по смыслу.

5. Тренировать в ответах на поставленные репродуктивные вопросы.

Подготовка к обучению грамоте.

1. Учить рисовать по трафаретам, по клеткам, «петельками» и «штрихом».

2. Учить закрашивать контурные предметы ровными линиями; вертикальной и горизонтальной штриховке.

II период

Коммуникация

Развитие экспрессивной речи

Задачи:

Развитие навыков фонематического слуха, восприятия анализа и синтеза

  1. Знакомить с основами отличительными признаками гласных звуков.
  2. Учить определять гласный звук в начале слова и в конце в сильной позиции.
  3. Учить обозначать гласные звуки на письме при помощи фишки.
  4. Упражнять в подборе слов на определённый гласный звук.
  5. Упражнять в различении на слух слов с начальными ударными гласными А, У.
  6. Учить выделять из ряда звуков и слогов гласные О, И.
  7. Учить производить звуко-буквенный анализ звуковых сочетаний и слогов типа АУ,ОУ и т.д.

Развитие навыков анализа и синтеза

  1. Учить изменять силу и тембр голоса.
  2. Продолжать работу над темпом речи.
  3. Продолжать работу по формированию правильного речевого и физиологического дыхания.
  4. Совершенствовать интонационную сторону речи.

Развитие звукопроизношения

  1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп.
  2. Формировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию.
  3. Закреплять в речи чистое произношение гласных звуков, наиболее лёгких согласных звуков (б, п, н, м, т, д, г, к, х, в,ф) и их мягких вариантов.

Лексические темы:

Декабрь  

1-я неделя

«Зима»

2-я неделя

«Зимние забавы»

3-я неделя

«Посуда»

4-я неделя

«Дом и его части», «Мебель»

Январь

3-я неделя

«Животные нашего леса»

4-я неделя

«Животные холодных стран», «Животные жарких стран»

Февраль

1-я неделя

«Зимующие птицы»

2-я неделя

«Домашние животные»

3-я неделя

«Домашние птицы»

4-я неделя

«День защитника Отечества»

        Развитие грамматического строя речи

1. Знакомить со значением суффиксов в практическом употреблении: -ок-, -ик-, -ечк-, -очк-, -к-, -чик-, -чек-, -ечк-, -онок-, -енок-, и некоторых приставок: в-, вы-, при-, по-, за-, от-.

2. Учить согласовывать местоимения мой, моя, мое, мои с существительными.

3. Закреплять умение употреблять на практике существительные в форме единственного числа Р.п., Д.п., П.п.

4. Учить согласовывать прилагательные  с существительными в роде в форме ед.ч. Р.П., Д.п. и П.п.

5. Учить согласовывать глаголы прошедшего времени, числительные один и два, местоимения с существительными в роде и числе.

6. Закреплять употребление существительных в форме ед. ч. В.п.

7. Упражнять в изменении сущ. в форме ед.ч.В.п.

8. Учить строить распространённые предложения по схеме: субъект + предикат + объект; субъект + предикат + объект + объект; субъект + предикат + объект + локатив.

9. Упражнять в распространении простых предложений до 3-4 слов.

10. Учить строить элементарные сложносочинённые предложения при помощи союза А.

11. Учить образовывать форму множественного числа сущ. И.п., В.п., прилагательных и глаголов настоящего времени.

Обучение связной речи

1. Упражнять в договаривании предложений по предметным картинкам и без них.

2. Учить составлять предложения по представлениям при помощи вопросов и без них.

3. Упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке, двум сюжетным картинкам, связанным по смыслу.

4. Учить отвечать на поставленные репродуктивные вопросы.

5. Учить составлять рассказы-описания по простейшим опорным схемам.

6. Упражнять в пересказе повествовательных рассказов за логопедом из 4-5 предложений с опорами и без них, заучивании коротких стихов; поощрять ведение диалога со старшим в вопросно-ответной форме.

7. Поощрять попытки ведения самостоятельного диалога со сверстниками в процессе игры и свободной деятельности на занятиях воспитателя и логопеда.

Подготовка к обучению грамоте

1. Упражнять в обводке и штриховке.

2. Учить закрашивать контурные предметы ровными линиями, вертикальной и горизонтальной штриховке.

III период

Коммуникация

Развитие экспрессивной речи

Задачи:

Развитие навыков фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.

  1. Упражнять в выделении звука в начале слова и в конце.
  2. Учить выделять звук в середине слова.
  3. Упражнять в обозначении гласных и согласных звуков на письме.
  4. Учить выделять определённый изучаемый звук из предложенных звуков, слогов, слов.
  5. Упражнять в подборе слов на определённый звук.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

  1. Учить произносить звукоподражания с изменением интонации.
  2. Учить воспроизводить различную интонацию окраску речи: выражать радость, удивление, испуг при помощи звукоподражания.
  3. Учить простукивать за логопедом простые ритмы.
  4. Обучать воспроизведению за логопедом слов различной слоговой структуры с использованием автоматизированных звуков.
  5. Учить самостоятельно пользоваться в речи словами различной слоговой структуры, состоящими из сохранных звуков.

Развитие звукопроизношения.

  1. Завершить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
  2. завершить процесс подготовки к формированию правильного произнесения свистящих звуков всеми детьми.

Обогащение словаря

Лексические темы:        

Март  

1-я неделя

«Весна»

2-я неделя

«Семья»

3-я неделя

«Транспорт»

4-я неделя

«Профессии на транспорте»

Апрель

1-я неделя

«Перелётные птицы»

2-я неделя

«Насекомые»

3-я неделя

«Рыбы рек и озёр», «Обитатели морей и океанов»

4-я неделя

«Поле», «Огород», «Сад»

Май

1-я неделя

«Город»

 

2-я неделя

«Лес»

3-я неделя

«Цветы»

4-я неделя

«Лето»

Развитие грамматического строя

  1. Знакомить с употреблением существительных в форме Т.п. Продолжить работу по употреблению сущ. в форме ед.ч.Р.п., В.п., Д.п.
  2. Упражнять в построении распространённых предложений по схеме: субъект + предикат + объект; субъект + предикат + объект + объект.
  3. Учить строить распространённые предложения по схеме: субъект + предикат + объект + локатив.
  4. Учить распространять простые предложения до 4-5 слов.
  5. Закреплять умение строить простейшие сложносочиненные предложения при помощи союза а.
  6. Знакомить со значением предлога к.

        Обучение связной речи

  1. Упражнять в договаривании предложений по предметным картинкам и без них.
  2. Учить составлять предложения по представленным действиям при помощи вопросов и без них.
  3. Упражнять в ответах на поставленные репродуктивные вопросы.
  4. Учить составлять рассказы-описания из 4-5 предложений по простым опорным схемам.
  5. Упражнять в пересказе повествовательных рассказов за логопедом из 4-5 предложений с опорами.

2.2 Организация коррекционно-развивающей работы в старшей группе

I период

Коммуникация

Задачи:

Развитие навыков фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза (вся работа проводится на изученных звуках).

  1. Выделять на слух первый ударный гласный в словах.
  2. Подбирать слова на заданный звук.
  3. Выделять первый безударный гласный в словах.
  4. Выделять первый согласный в словах.
  5. Выделять последний гласный в словах.
  6. Выделять на слух и различать вопросы чей? Чья?
  7. Определять место звука в слове: начало, середина, конец.
  8. Развивать тонкие слуховые дифференцировки.
  9. Воспроизводить слова по первому звуку.

 Развитие навыков слогового анализа и синтеза

  1. Развивать тонкие слуховые дифференцировки.
  2. Определять количество слогов.
  3. Прохлопывать слова по слогам

Развитие звукопроизношения

  1. закреплять в речи чистое произношение свистящих звуков.
  2. Закончить формирование правильной артикуляции шипящих звуков у всех детей и начать автоматизацию в слогах.

Обогащение словаря

Лексические темы:

Сентябрь

4-я неделя

«Осень»

Октябрь

1-я неделя

«Огород», «Овощи»

2-я неделя

«Сад», «Фрукты»

3-я неделя

«Ягоды сада и леса»

4-я неделя

«Лес», «Грибы»

Ноябрь

1-я неделя

«Деревья»

2-я неделя

«Наше тело»

3-я неделя

«Одежда»

4-я неделя

«Обувь», «Головные уборы»

Развитие грамматического строя

  1. Учить распространять простые предложения при помощи определения.
  2. Упражнять в подборе к словам-предметам слов-признаков.
  3. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.
  4. Упражнять в словоизменении существительных в форме ед.ч. косвенных падежах без предлога и с изучаемыми предлогами.
  5. Упражнять в построении предложений по схеме: субъект + предикат + объект; субъект + предикат + объект + объект.
  6. Учить строить распространенные предложения по схеме: субъект + предикат + объект + локатив.
  7. Упражнять в построении элементарных сложносочиненных предложений при помощи союза а.

Обучение связной речи

  1. Развивать умение понимать постепенно усложняющиеся инструкции.
  2. Развивать умение понимать более сложные бытовые и игровые ситуации.
  3. Упражнять в договаривании предложений по предметным картинкам и без них.
  4. Упражнять в составлении предложений по предъявленным действиям при помощи вопросов и без них.
  5. Учить составлять предложения по однофигурным, а затем по многофигурным картинкам с помощью вопросов и без них.
  6. Упражнять в заучивании 2-3 предложений.
  7. Упражнять в ответах на репродуктивные вопросы.
  8. Учить задавать репродуктивные вопросы по образцу.
  9. Учить ставить вопрос к действиям по образцу.

Обучение грамоте

  1. Познакомить детей с гласными буквами у, а, и, о, ы.
  2. Упражнять детей в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурка и т.д.
  3. Дать детям представления о том, что звук отличается от буквы.
  4. Упражнять в составлении и чтении слиянии гласных ау, уа, оу, уо, АО, иу, уи, аи, ИА, ои, ио и т.д.

II период

Коммуникация

Задачи:

Развитие навыков фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза

  1. Упражнять в различении речевых и неречевых звуков; гласных – согласных, твёрдых – мягких согласных.
  2. Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.
  3. Упражнять в выделении определённого звука в предложенных словах.
  4. Учить подбирать слова на определённый изученный звук.
  5. Упражнять в проведении звукобуквенного анализа звуковых сочетаний и слогов типа: ау, уаи, ауиы, ап-па.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

  1. Учить составлять слоговые схемы слов изученной слоговой структуры.
  2. Учить воспроизводить слова с опорой на гласные звуки.
  3. Упражнять в определении количества слогов (без называния гласной) типа: мА-ма, ло-па-та, кош-ка, но-сок, го-луб-ка, пте-нец.
  4. Упражнять в отхлопывании слов по слогам (1-3 типа).
  5. Учить отхлопывать слова различной слоговой структуры (3-5 типа).

Развитие звукопроизношения

  1. Продолжать автоматизацию шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях.
  2. Начать формирование правильной артикуляции звуков р и л.

Обогащение словаря

Лексические темы:

Декабрь  

1-я неделя

«Зима»

2-я неделя

«Дом и его части», «Мебель»

3-я неделя

«Посуда», «Продукты питания»

4-я неделя

«Игрушки», «Новый год»

Январь

3-я неделя

«Зимующие птицы»

4-я неделя

«Животные  нашего леса»

Февраль

1-я неделя

«Животные Севера»

2-я неделя

«Животные жарких стран»

3-я неделя

«Домашние животные»

4-я неделя

«Домашние птицы»

Развитие грамматического строя

  1. Закреплять умения, полученные на предыдущих этапах работы.
  2. Упражнять в построении распространённых предложений по схеме: субъект + предикат + объект; субъект + предикат + объект + объект; субъект + предикат + объект + локатив.
  3. Учить распространять простые предложения до 5-6 слов.
  4. Учить строить сложносочинённое предложение при помощи союза а, распространенное одним определением.

Обучение связной речи

  1. упражнять в договаривании предложений по предметным картинкам и без них.
  2. Упражнять в составлении предложений по представленным действиям при помощи вопросов и без них.
  3. Учить составлять предложения по многофигурным картинкам с помощью  вопросов и без них.
  4. Упражнять в постановке репродуктивных вопросов по образцу и без образца.
  5. Упражнять в составлении рассказов-описаний по элементарным опорным схемам из 5-6 предложений.
  6. Учить составлять описательно-повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок.
  7. Упражнять в пересказе простых повествовательных рассказов с опорами и без них.

Обучение грамоте

  1. Закреплять знания о гласных буквах у, а, и, о, ы.
  2. Ознакомить с буквами п, т, к, н.
  3. Ознакомить с основными отличительными признаками согласных звуков.
  4. Учить различать гласные и согласные звуки.
  5. Закреплять знания о том, чем звук отличается от буквы.
  6. Закреплять умения составлять  и читать слияния гласных ау, уа, оу, уо, ао, оа, иу, уи, аи, иа, ои, ио.
  7. Познакомить с понятием слог.
  8. Упражнять в чтении открытых и закрытых слогов типа: ап, ук, от, ин, па, ку, то, ни.
  9. Учить читать и составлять слова кок, кап, как, кот, папа, Нина, кит, так, тук, пот, пока, папа.

III период

Коммуникация

Задачи:

Развитие навыков фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза

1. Упражнять в различении гласных – согласных, твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных.

2. Упражнять в определении места звука в слове: начало, середина, конец.

3. Упражнять в звуко-буквенном анализе звуковых сочетаний, слогов типа: ау, уаи, ауиы. ап-па.

4. Учить проводить звуковой анализ слов: мак, папа, паук, манка, панама.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

1. Учить определять количество слогов в словах типа: ма-ма, ло-па-та, кош-ка, мак, но-сок, дож-дик, го-луб-ка, пте-нец.

2. Упражнять в похлопывании слов по слогам.

3. Учить составлять слоговые схемы слов изученной слоговой структуры.

4. Упражнять в воспроизведении слов с опорой на гласные звуки и буквы.

Развитие звукопроизношения

        1. Продолжать автоматизацию шипящих звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

        2. Закончить (по возможности) формирование правильной артикуляции звуков Р и Л.

Обогащение словаря

Лексические темы:        

Март  

1-я неделя

«Весна»

2-я неделя

«Семья»

3-я неделя

«Транспорт»

4-я неделя

«Профессии на транспорте»

Апрель

1-я неделя

«Перелётные птицы»

2-я неделя

«Насекомые»

3-я неделя

«Рыбы рек и озёр», «Обитатели морей и океанов»

4-я неделя

«Поле», «Огород», «Сад»

Май

1-я неделя

«Город»

 

2-я неделя

«Лес»

3-я неделя

«Цветы»

4-я неделя

«Лето»

Развитие грамматического строя

        1. Закреплять знания, полученные на предыдущих этапах.

        2. Упражнять в составлении распространённых предложений по схеме: субъект + предикат + 2 объекта; субъект + предикат + объект + локатив.

        3. Учить распространять простые предложении до 5-6 слов.

        4. Закреплять умение строить сложносочинённое предложение при помощи союза а, распространенное одним определением.

        5. Упражнять в употреблении существительных в форме ед.ч. в различных косвенных падежах.

Обучение связной речи

        1. Упражнять в договаривании предложений по предметным картинкам и без них.

        2. Упражнять в составлении предложений по представленным действиям при помощи вопросов и без них.

        3. Упражнять в составлении предложений по многофигурным картинкам с помощью вопросов и без них.

        4. Упражнять в постановке репродуктивных вопросов по образцу и без образца.

        5. Упражнять в составлении рассказов-описаний по элементарным опорным схемам из 6-8 предложений.

6. Упражнять в составлении описательно-повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок.

7. Упражнять в пересказе простых повествовательных рассказов с опорами и без них.

Обучение грамоте

        1. Закреплять представления детей о буквах у, а, о, и, ы, п, т, н.

        2. Ознакомить с буквой м.

        3. Закреплять знания об отличительных признаках согласных звуков.

        4. Продолжать учить детей различать согласные и гласные звуки.

        5. Закреплять представления о том, чем звук отличается от буквы.

        6. Упражнять детей в чтении: (открытых слогов АП, УК, ОТ, ИН; закрытых слогов (ПА, КУ, ТО, НИ).

        7. Упражнять детей в чтении слов КОК, КОМ, МАК, ПОТ, МАМА, ПАПА, МУКА, КАК, КОТ, ТАК, КИТ, КУМА, НОТА, ПОКА, Тома).

2.3 Организация коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе

I период

Коммуникация

Развитие навыков фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза

        1.Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках.

        2. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов с заданным гласным или согласным.

        3. Закреплять представления о твердости и мягкости согласных, о звонкости и глухости.

        4. Закреплять умения выделять звук из слова.

        5. Учить анализировать слова изученной звуковой структуры.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

        1. Учить определять количество слогов в словах с названием гласной.

        2. Упражнять в прохлопывании слов по слогам.

        3. Закреплять умение составлять слоговые схемы слов изученной слоговой структуры.

        4. Воспроизводить слова с опорой на гласные звуки и буквы.

Развитие звукопроизношения

        1. Закрепить произношение всех ранее изученных звуков.

        2. Закончить формирование правильного произношения звуков у детей, обучающихся в логопедической группе ранее, и начать автоматизацию звуков у вновь поступивших детей.

        3. Продолжать автоматизацию звуков, подлежащих коррекции, у детей, посещающих логопункт.

Обогащение словаря

Лексические темы:

Сентябрь

4-я неделя

«Овощи»

Октябрь

1-я неделя

«Фрукты»

2-я неделя

«Сад», «Фрукты»

3-я неделя

«Ягоды сада и леса»

4-я неделя

«Лес», «Грибы»

Ноябрь

1-я неделя

«Деревья», «Осень»

2-я неделя

«Обувь»

3-я неделя

«Головные уборы»

4-я неделя

«Дом и его части»

Развитие грамматического строя

        1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в активной речи сущ. в ед.ч. и во мн.ч.

        2. Продолжать работу по обучению согласования прилагательных с сущ.

        3. Продолжать работу по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.

        4.  Закреплять умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги, уточнять их значение.

        5. Начать формирование правильного употребления в речи сложных предлогов из-за, из-под.

        6. Уточнять значение глаголов с различными приставками и продолжать обучение их практическому употреблению.

        7. Совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять с сущ.

Обучение связной речи

        1. Продолжать обучать составлению предложений по картинкам.

        2. Закреплять умение составлять рассказы-описания из 6-8 предложений по элементарным опорам.

        3. Продолжать работу по постановке вопросов по образцу и без него.

        4. Совершенствовать навык пересказа небольших рассказов.

Обучение грамоте

1. Познакомить детей с буквами ы, э, в, ф, б и соответствующими звуками.

2. Упражнять детей в выкладывании изучаемых букв из палочек, шнурков и т.д.

3. Упражнять детей в узнавании изучаемых букв среди сходных в реальном изображении.

4. Упражнять в узнавании изучаемых букв в непривычной обстановке: закрашенные; точечное, наложенное, зашумлённое изображение; в ряду правильно и неправильно написанных и т.д.

5. Упражнять детей в чтении звуковых сочетаний,  слогов, слов, составленных из изучаемых букв.

6. Упражнять в чтении собственных имён, познакомить с написанием собственных имён сущ.

7. Познакомить с элементами изучаемых букв.

8. Учить писать буквы Уу, Аа, Оо, Ии, Тт, Пп, Мм, Нн, ы, Бб, Вв, Фф по образцу в тетрадях.

II период

Коммуникация

Развитие навыков фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза

1. Закреплять умение детей подбирать слова на заданный звук.

2. Упражнять в различении твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.

3. Совершенствовать навык выделения определённого звука в слове.

4. Совершенствовать навык определения места звука в слове.

5. Учить анализировать слова из 5-6 звуков.

6. Познакомить детей с первым способом обозначения мягкости согласных.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

        1. Совершенствовать навыки слогового анализа.

2. Совершенствовать навыки слогового синтеза.

Развитие звукопроизношения

        1. Продолжать работу по автоматизации звуков у детей.

        2. Формировать правильное произношение шипящих и сонорных звуков у вновь поступивших детей.

Обогащение словаря

Лексические темы:

Декабрь  

1-я неделя

«Начало зимы», «Зима»

2-я неделя

«Мебель»

3-я неделя

«Посуда», «Продукты питания»

4-я неделя

«Игрушки», «Новый год»

Январь

3-я неделя

«Животные  нашего леса»

4-я неделя

«Животные Севера», «Животные жарких стран»

Февраль

1-я неделя

«Домашние животные»

2-я неделя

«Зимующие птицы»

3-я неделя

«Домашние птицы»

4-я неделя

«Профессии»

Развитие грамматического строя

         1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена сущ. ед.ч. и во мн.ч. по изучаемым темам данного периода.

        2. Продолжать работу по обучению согласовыванию прил. с сущ. по лексике  изучаемых тем.

        3. Учить правильному употреблению в активной речи притяжательных и относительных прилагательных.

        4. Закреплять умение употреблять в речи простые и сложные предлоги.

        5. Продолжать работу по развитию умения употреблять приставочные глаголы, обозначающие трудовые действия и движение.

Обучение связной речи

        1. Совершенствовать навык пересказа.

        2. Учить правильно, строить и использовать в речи сложносочиненные предложения.

        3. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным схемам и другим опорам.

        4. Учить составлять рассказы повествовательного характера.

Обучение грамоте

1. Познакомить детей со звуками г,гь, х, хь, д, дь, й, с, сь, з, зь, ц, ж, ш.

2. Познакомить детей с буквами д, г, х, й, с, з, ц, ш, ж.

3. Продолжить работу по развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации.

4. Упражнять в чтении слогов, слов и простых предложений из изученных букв.

5. Учить отгадывать ребусы и кроссворды с изученными буквами.

III период

Коммуникация

Развитие навыков фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза

1. Закреплять знания детей о звуках родного языка.

2. Упражнять в дифференциации согласных звуков по глухости и звонкости, твёрдости и мягкости.

3. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов различной звуковой наполняемости.

4. Формировать представления о том, что ь и ъ не обозначают звук.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

        1. Закреплять умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры.

        2. Развивать навык слогового синтеза.

Развитие звукопроизношения

        Закончить автоматизацию всех звуков у детей (по возможности)

Обогащение словаря

Лексические темы:

Март  

1-я неделя

«Весна»

2-я неделя

«Семья»

3-я неделя

«Перелётные птицы»

4-я неделя

«Транспорт»

Апрель

1-я неделя

«Профессии на транспорте»

2-я неделя

«Насекомые»

3-я неделя

«Пресноводные рыбы»

4-я неделя

«Жители морей и океанов»

Май

1-я неделя

«Город»

 

2-я неделя

«Цветы леса и луга»

3-я неделя

«Лес», «Поле»      

4-я неделя

«Цветы сада», «Лето»

Развитие грамматического строя

         1. Закреплять ранее полученные навыки.

        2. Продолжать работу по совершенствованию навыков согласования прилагательных с сущ.в роде, числе и падеже.

        3. закреплять умение изменять сущ. мн.ч. в косвенных падежах.

        4. Закреплять умение использовать в активной речи простые и сложные предлоги, отличать их друг от друга и от составляющих их компонентов.

        5. Совершенствовать навыки согласования количественных числительных два и пять с сущ.

Обучение связной речи

        1. Совершенствовать навык пересказа.

        2. Совершенствовать навык самостоятельного составления рассказов разного типа с опорой на схему или плану.

        3. Совершенствовать навык составления рассказов по представлению и собственному замыслу.

        4. Развивать творческие способности детей в речевой деятельности.

Обучение грамоте

        1. Закреплять знания букв родного алфавита.

        2. Закреплять навыки чтения и написания слов, предложения.

3. Закреплять учения различать буквы из различать буквы из различных шрифтов, расположенных в непривычной ситуации.

4. Закреплять умения отгадывать кроссворды и т.д.

5. Знакомить с новыми буквами: р, л, я, ю, е, ё, ч, щ, ъ, ь.

6. Напомнить, что буква ь и ъ не обозначают звуки.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия в соответствии с Программой насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Выполнение коррекционных развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий педагогов и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, социального работника, педагога дополнительного образования (изодеятельность), воспитателей и родителей дошкольников.

В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете учителя-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3.1 Материально-техническое содержание Программы

Организация предметно-пространственной развивающей среды

Центр речевого и креативного развития в кабинете учителя-логопеда:

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Несколько стульчиков для занятий у зеркала.

 3. Комплект зондов для постановки звуков, комплект массажных зондов.

 4. Шпатели, вата, ватные палочки, стерильный бинт.

 5. Спиртовые салфетки.

 6. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т.д.).

7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).

 8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

 9. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи

10. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

 11. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

12. Лото, домино по изучаемым лексическим темам.

13. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

14. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

В кабинете создан предметно – развивающая среда, наполнена необходимым оборудованием (отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения (артикуляционной, тонкой, ручной, общей).). Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков должны содержать разнообразные игры.

3.2 Методическое сопровождение адаптированной образовательной

(коррекционно – развивающей) программы

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

Год издания

Чиркина Г.В

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

Просвещение

2009

Нищева Наталья Валентиновна

Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3до 7 лет)

ДЕТСТВО - ПРЕСС

2013

Иншакова Ольга Борисовна

Альбом для логопеда

Владос

2003

Жукова Надежда Сергеевна

Букварь

ЭКСМО

2013

Жихарева Юлия Борисовна

Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: 3 вып. Звук Р.

Владос

2015

Жихарева-Норкина Юлия Борисовна

Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: 1 вып. Звук Л.

Владос

2008

Жихарева-Норкина Юлия Борисовна

Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: 7 вып. Звук Ш,Ж.

Владос

2009

Жихарева-Норкина Юлия Борисовна

Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: Пособие для логопедов и родителей: 5 вып. Звук С-Сь

Владос

2008

Карасёва Елена Геннадьевна

Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика»

«Русское слово»

2014

Лозбякова Маргарита Ивановна

Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей.

«Вентана Граф»

2003

Косинова Елена Михайловна

От звука к слову

«РОСМЭН»

2005

Гаврилова Светлана Евгеньевна, Кутявина Наталья Леонидовна, Топорова Ирина Геннадьевна, Щербинина Светлана Владимировна

Тренажёр по чтению

«РОСМЭН»

2014

Лазаренко Ольга Ивановна

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика

АЙРИС ПРЕСС

2012

Архипова Елена Филиповна

Логопедический массаж

АСТ:Астрель

2008

Микляева Юлия Викторовна

Логопедический массаж и гимнастика

АЙРИС ПРЕСС

2010

Инна Свелтова

Домашний логопед

ЭКСМО

2003

Ткаченко Татьяна Александровна

Логопедический букварь

Эксмо

2010

Теремкова Наталья Эрнестовна

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.Альбом 1,2,3,4

ГНОМ

2010

Жохова Ольга Владимировна,

Лебедева Елена Сергеевна

Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ

Сфера

2011

Н.Ю. Костылева

 Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики

ТЦ Сфера

2007

3.3 Режим дня

Сетка занятий на неделю со средней группой «  Капельки»

понедельник, вторник,

четверг,

пятница 

подгрупповая и индивидуальная работа с детьми

 с 9.00 до 9.20

среда

индивидуальные и подгрупповые консультации для родителей  17.00 до 18.00

Сетка занятий на неделю со старшей группой «Капитошки»

понедельник, вторник,

четверг,

пятница 

подгрупповая и индивидуальная работа с детьми

 с 9.20 до 10.00

среда

индивидуальные и подгрупповые консультации для родителей  17.00 до 18.00

        Сетка занятий с подготовительной группой «Солнышко», «Ягодки»        

понедельник, вторник,

четверг,

пятница 

подгрупповая и индивидуальная работа с детьми

 с 8.00 до 9.00

среда

индивидуальные и подгрупповые консультации для родителей  17.00 до 18.00

3.4 Особенности взаимодействия с родителями

Взаимодействие с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников:

  1. Собрания, групповые и индивидуальные консультации для родителей детей, обучающихся на логопедическом пункте, по вопросам воспитания в семье ребёнка с нарушениями речи, а также мастер – класс по обучению артикуляционным упражнениям, семинары практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытое итоговое занятие для родителей с целью обучения их игровым приёмам закрепления речевых навыков.
  2. Просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, создание информационных стендов, листовок, буклетов, рекомендаций и памяток. Традиционные формы работы с родителями дополняются интерактивными формами, в том числе такими, как логопедическая гостиная, аукцион, выставка, практикум

 Модель сотрудничества семьями детей с речевыми нарушениями

Этапы работы с родителями воспитанников логопункта

1. Подготовительный: 

- сообщение данных о специфических нарушениях речи ребёнка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах развития;

- формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом;

- изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции.

2. Основной – обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счёт вовлечения родителей в коррекционно-педагогический процесс с использованием следующих форм: участие в составлении индивидуальных маршрутов; включение в проведение занятий; содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребёнка в процессе логопедической коррекции; обучение приёмам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи; содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье с учётом речевого нарушения ребёнка.

3. Завершающий:

- анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;

- разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.

3.5 Взаимодействие специалистов в рамках сопровождения ребёнка с образовательными потребностями

Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребёнком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.

Достижения положительного результата работы на логопункте ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребёнка с учётом следующих показателей: психологического возраста, специфика этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребёнка. К таким условиям относятся:

- речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

- организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;

- обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

- систематическое развитие предпосылок речевого развития;

- развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачами комплексного подхода в работе педагогов в ДОУ к коррекции речи выступают:

- закрепление речевых навыков;

- преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

- повышения качества образовательных достижений воспитанников.

Модель взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в условиях логопедического пункта

Действенной формой реализации данной модели является годичный семинар-практикум, организуемый учителем-логопедом для педагогов ДОУ. В основу при его разработке положен принцип интеграции образовательных областей.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя ДОУ представлена следующим образом:

Воспитатель:

- замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя-логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей;

- создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы;

- формируют общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; крупную, мелкую и речевую моторику;

- обогащает содержание детской речи;

Учитель-логопед

- диагностирует уровень развития речи воспитанников;

- дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения;

- осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.

Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение развивающего пространства в групповых помещениях, проведение интегрированных мероприятий. На совместных интегрированных занятиях, которые проводятся как обобщающие, итоговые (один раз в месяц) организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики. Так реализуется принцип интеграции образовательных областей.

Воспитателю даются рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности со всей группой воспитанников, а также по организации индивидуальной работы с детьми, обучающимися на логопункте. Осуществляется помощь воспитателю в организации обучения и воспитания ребёнка с нарушениями речи с учётом особенностей развития его познавательных процессов, личности, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Профессиональные функции педагогов ДОУ

Направления работы

Воспитатель

Учитель-логопед

Пропаганда знаний

Сообщает родителям информацию об условиях благополучного развития речи

Сообщает родителям информацию о видах и причинах речевых нарушений

Диагностическое

Распознаёт недостатки в речевом развитии и адресует логопеду запрос, содействуя раннему выявлению речевых нарушений

Первичная диагностика

1.Работа по запросу педагога (родителя). Диагностирует развитие всех сторон речи и психических функций, определяет его соответствие возрастной норме. В случае наличия проблемы направляет ребёнка на ПМПк.

2.Работа в рамках диагностического минимума. Проводит первичную диагностику развития всех сторон речи воспитанников ДОУ, достигших четырёхлетнего возраста, определяет его соответствие возрастной норме. В случае наличия проблемы направляет ребёнка на ПМПк.

Вторичная  диагностика.

При зачислении ребёнка в логопедическую группу проводит вторичную диагностику с целью выявления структуры речевого дефекта.

Третичная диагностика.

В процессе логопедической коррекции при необходимости более углубленного изучает специфику речевого и психического развития ребёнка.

Итоговая диагностика

По завершении срока коррекционной работы изучает динамику речевого развития ребёнка

Коррекционно-развивающее

Формирует у ребёнка общие предпосылки, обеспечивающие успешность логопедической коррекции речи. Развивает все стороны речи детей в пределах возрастной нормы

Корректирует все стороны речи для оптимизации её развития.

Развивает

Содержание совместной работы может быть определено, исходя из предпосылок развития правильной речи в дошкольном возрасте. Эти предпосылки можно разделить на две группы: внутренние (психическое и соматическое здоровье, нормальных слух и зрение, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении, сформированность психических функций, а именно сенсорных, моторных, интеллектуальных процессов, коммуникативной деятельности) и внешние (полноценное речевое окружение).

Список литературы:

1. Микляева Н.В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. №1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Примерная адаптированная  образовательная программа предназначена для специалистов и воспитателей МКДОУ «Малиновский детский сад», в котором  воспитываются дети с тяжёлыми нарушениями речи (...

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет.

Рабочая программа для детей ОНР средней логопедической группы. За основу взята программа Нищевой Н.В....

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Адаптированная  образовательная программа представляет программу для  МКДОУ «Малиновский детский сад», т.к. в ДОУ получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....