Сказкотерапия в работе с детьми
статья по коррекционной педагогике на тему

Сказкотерапию по праву можно назвать самым детским направлением в психологии. Сказки развивают детей, помогают детям понять свое поведение и поведение героев, сделать выводы и с помощью действий персонажей сказки найти выход из проблемной ситуации.

В статье описаны виды сказок и основные методы работы с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya_v_rabote_s_detmi.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Мухачева

педагог-психолог

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Аленушка»,

г. Коряжма Архангельской обл.

Сказкотерапия в работе с детьми.

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно.

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

1) Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Способ передачи ему необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

2) Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

3) Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его.

4) Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Психолог создает условия, в которых клиент, работая со сказкой, находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Сказкотерапию можно по праву назвать самым детским направлением психологии, хотя методы сказкотерапии успешно работают и для взрослых. Ведь язык образов и символов понятен всем.

Сказки помогают детям понять своё поведение и поведение героев, сделать выводы и, что самое приятное, ребёнок, скорее всего, добровольно, по своему решению, а не по принуждению, начинает делать то, чего вы от него добивались долгими объяснениями, уговорами, замечаниями и наказаниями. Так что, если ребенок просит вновь и вновь прочитать одну и ту же сказку, не удивляйтесь — идет активный процесс изучения, того как устроен наш мир, или работа над актуальной стрессовой ситуацией.

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого.

Сказки подсказывают, как себя вести в трудных ситуациях или как не надо себя вести. Например, «Морозко» прославляет трудолюбие, терпение и скромность и показывает, что бывает со злыми и ленивыми. «Репка» учит, что, позвав на помощь других, можно решить то, что не под силу одному.

Сказка может помочь решить нравственную или эмоциональную проблему, а может и предотвратить их возникновение.

Концепция Комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок:

  • Художественные;
  • Дидактические;
  • Психокоррекционные;
  • Психотерапевтические;
  • Медитационные.

Художественные сказки – это народные сказки, в которых отражен веками накопленный народом опыт, и авторские сказки, в которых отражено авторское видение проблемы и ее решения.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Они могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а так же объяснение ребенку смысла происходящего (коррекция страхов, капризов, агрессии; для хвастунов; если изгой в группе;)

Психотерапевтические сказки – это сказки врачующие Душу… Раскрывающие глубинный смысл происходящих событий.

В зависимости от ситуации и стоящих целей, психотерапевтические сказки могут обсуждаться после чтения или оставлять клиента в размышлении, а также их можно давать читать на дом (на сотрудничество в коллективе, о добре и зле, для родителей слишком переживающих за своего ребенка, имеющих ребенка с проблемами в развитии).

Медитативные сказки создаются для накопления положительного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Главное назначение этих сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим Миром и др. людьми. Отличительная особенность медитативных сказок – отсутствие конфликтов и злых героев (рассказывают перед сном, коррекция родительско-детских отношений).

Сказки должны подходить ребенку по возрасту. С младенческого возраста ребенок осваивает родной язык, слышит колыбельные, прибаутки, короткие стишки. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Лучше, чтобы сказки были простые и сюжетные обороты — повторяющиеся, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок».

Между двумя и пятью годами мозг ребенка стремительно развивается, у него формируются представление, память, мышление, фантазия. Общий кругозор, словарный запас значительно расширяется.

К 5 – 6 годам он уже готов к восприятию волшебных сказок со сложными сюжетами и превращениями. И ему в полной мере открыт сказочный мир.

Основные сказкотерапевтические методы:

  • Рассказывание сказки;
  • Рисование сказки;
  • Сказкотерапевтическая диагностика;
  • Сочинение сказки;
  • Изготовление кукол;
  • Постановка сказки.

Рассказывание сказки

Любое рассказывание сказки терапевтично. Во время прослушивания сказки ребенок ведет интенсивную внутреннюю работу. Можно спросить у ребенка, какую сказку он хочет сегодня послушать.

Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Рассказывая сказку, вы остаетесь в контакте с ребенком и видите, как он реагирует на определенные моменты. Повышенное внимание малыш проявляет в самых важных для него местах сказки – это дает информацию для вашего размышления. Возможно, ребенок захочет задать вопрос, прокомментировать действие персонажа. Позвольте это сделать, но не спешите отвечать. Дайте возможность ребенку самому высказать свои предположения.

Рисование сказки

Очень хорошо, если есть возможность сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Любой вид творчества приветствуется. Рисуя, мы воплощаем все, что нас волнует, чувства и мысли.

Рисовать можно все, что захочется – любую сцену из сказки, одного из героев, можно даже нарисовать продолжение сказки, которое представляется ребенку. Но особенно нас будут интересовать моменты в сказке, в которых ребенок проявлял особое волнение. Предложите малышу нарисовать их. Это вдвойне полезно: во-первых, ребенок сможет освободиться от беспокоящих чувств и мыслей, а во-вторых, рисунок может стать поводом для искреннего разговора: что изображено, что персонажи делают, думают и почему, что будет дальше, и т. д. Качество изображения комментировать не надо.

Сказкотерапевтическая диагностика.

Большое количество информации о ребенке можно получить с помощью наблюдения за ним, его игрой, предпочитаемыми формами общения. Однако за кадром остается внутренний мир ребенка. Не потому, что скрывает что-то, просто он еще не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о чувствах и переживаниях, а уж тем более объяснить причины своих импульсов. А сказки любят и понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. Именно с помощью образного языка сказки можно общаться с ребенком на очень глубоком уровне.

Мы сейчас говорим о диагностике, но на самом деле сказкотерапия уже начинается. Ведь сам факт общения на языке сказки, уже терапевтичен.

Существует методика «Неоконченные сказки». Суть методики заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих семье ребенка: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»?

Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если ребенок проявляет волнение, прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, если он отказывается отвечать на вопрос – все это признаки остроты проблемы.

Сочинение сказки

Хорошо, если под рукой есть сказка, очень подходящая под актуальную проблему, переживаемую ребенком. Но, это далеко не всегда удается сделать.

Идея этого метода такова: вы заметили, что у ребенка возникла эмоциональная проблема, например он стал драться, вы провели диагностику и обнаружили причину. Тогда вы сочиняете сказку, в которой герой попадает в сходную ситуацию, начинает бороться и находит решение. Ребенок слушает сказку и следует примеру героя.

Изготовление кукол

Это тоже продолжающаяся работа над сказкой. Изготовляя персонажа собственными руками, мы обретаем полную власть над ним – сделать ему длиннющий нос или смешной колпак, побить или надеть венец.

Техник исполнения кукол великое множество: перчаточные куклы, марионетки, нарисованные и вырезанные из бумаги, из природного материала (камушки, шишки, желуди, коряги), из яичной скорлупы, из спичечных коробков, пластиковых бутылок и пр.

Постановка сказки

Постановке сказки предваряет большая работа – изготовление кукол или костюмов, репетиции, заучивание ролей, приглашение гостей.

Совместная деятельность объединяет детей и взрослых, приносит радость, и для злости и агрессии не остается места, а проживая рядом в сказке с пугающим образом, снижаются страхи и тревожность.

Все методы работы со сказкой позволяют ребенку лучше осознать каждый момент сказки и провести необходимую внутреннюю работу для изменения поведения или приобретения какого-то опыта.

Как видим, сказка нам очень пригодится не только для того, чтобы развлечь малыша, но и для того, чтобы развивать его, формировать определённые умения и навыки, решать его психологические проблемы.

Немного хочется вернуться к дидактической сказке. Наблюдая затруднения многих детей в восприятии учебной задачи и инструкций к развивающим играм, я решила предложить учебный материал в виде этих сказок. Ребёнок в дошкольном возрасте лучше делает и запоминает то, что ему интересно, к чему у него есть мотивация. Поэтому развивающая работа была посвящена подготовке детей к школе через сказку и путешествие, что не принуждает их к запоминанию информации, а позволяет развивать познавательные способности, наслаждаясь игрой. Ребенок, введенный в сюжет, помогает героям сказки решить их проблему. Непосредственная образовательная деятельность проводится с детьми подготовительной группы с октября по апрель и включает 25 занятий. К программе разработаны рабочие тетради.

В результате реализации программы наблюдается положительная динамика развития психических познавательных процессов, что позволяет относительно успешно подготовить детей к переходу к школьной жизни.

Таким образом, сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Поэтому, используя сказку в воспитании и развитии детей, а так же подготовке их к школе, мы совмещаем полезное с приятным.

Список литературы:

  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.
  3. Сертакова Н.М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Методическое пособие для психологов и педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
  4. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми/ Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. - М.: ФОРУМ, 2013.
  5. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми

Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм(из опыта работы)Нашу Лекотеку посещают дети с разными нарушениями развития. Среди них хотелось бы выделить детей...

Сказкотерапия в работе с детьми

Работа музыкально-театральной студии "Экият"...

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Сказкотерапия в работе с детьми - логопатами

В данной статье рассматривается влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка, показано, как осуществляется невидимая на первый взгляд работа над словом, а также даются рекомендации по проведению...

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...