Сказкотерапия в работе с детьми - логопатами
статья по развитию речи на тему

В данной статье рассматривается влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка, показано, как осуществляется невидимая на первый взгляд работа над словом, а также даются рекомендации по проведению подобных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc62 КБ
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия

в работе с детьми - логопатами

                                                               

                                                               

                                                                 Педагог – психолог

                                                                         МАДОУ ЦРР д/с №56

                                                              Хохлова Людмила Альбертовна

      «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...» — так красиво и загадочно начинаются многие волшебные сказки. Что за некоторое царство-государство и как до него добраться? Царство — это внутренний мир, мир душевных переживаний, чувств, творческих находок и магических свершений. И путь в это царство у каждого свой. У кого-то он долог и труден, а кто-то уже царь-государь в собственном царстве.

Когда-то, в далекие времена, волшебные сказки рассказывались не только детям, но и взрослым. К сказкам относились серьезно и трепетно. Ведь в них представлена общечеловеческая основа жизни. Через сказки мы получаем знания о мире, о непростых взаимоотношениях между людьми, о проблемах и препятствиях, возникающих в нашей жизни. Через сказки мы учимся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, учимся верить в себя, в силу добра, любви и справедливости. Волшебный сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, будоражит воображение детей и взрослых. Войти в этот мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и создателем — значит внести реальные изменения в реальную физическую жизнь.

Сказка — это человеческая жизнь в миниатюре. Наши жизненные невзгоды, проблемы и задачи — совсем не случайность и, уж конечно, не козни Дьявола и не наказание Бога. Любое препятствие — это испытание для души. Мы становимся богаче и сильнее духом, если правильно проходим испытание. И мы слабеем и теряем, если не выдерживаем и не принимаем выпавших на нашу долю трудностей. Так ли уж злы злые силы, учиняющие разные козни сказочным героям? На первый взгляд — да, но давайте посмотрим поглубже. Ведьмы, злые феи, чудовища, драконы — всех их объединяет стремление погубить героя или нанести какой-либо ущерб. Однако на языке психологии злые силы олицетворяют те части личности самих героев, которые отличаются косностью, сопротивлением и завидным упрямством. Встречаясь с жесткой, устрашающей силой, герой мобилизует свои лучшие качества, лучшие стороны души. Победить злую силу — значит преодолеть внутреннее сопротивление, собственную ограниченность, злобу и косность. А когда это происходит, перед героем открываются новые возможности и новые перспективы.

«Проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев, в колдуний и ведьм, в чудищ и фей, в принцев и принцесс, дети (или взрослые) учатся принимать все грани своей личности. Учатся любить и свое упрямство, и свою злость, и свою смелость, и свою терпеливость... Только любя себя таким, какой ты есть здесь и сейчас, ты имеешь возможность измениться к лучшему. Волшебные герои, сказочные персонажи и предметы, даже явления природы всегда наделены определенным набором душевных качеств. Некоторые герои неприкрыто злы, мстительны и коварны, как недобрая фея в «Спящей красавице» или морская ведьма в «Русалочке». Другие покладисты, добры и прекрасны, то есть, безусловно, положительны. А некоторые, как, положим, Хозяйка каменной горы или Чудище лесное из «Аленького цветочка», совершенно неоднозначны. Я уже не говорю о волшебных предметах, таких, как цветы, зеркальце, клубочек и т.п. Сказочный персонаж или предмет отражает некие грани человеческой души. Человек — необычайно одаренное и богатое существо. На уровне души он способен сливаться с любым предметом, существом или явлением. И душа человека знает, что каждый объект сказочного мира (как, впрочем, и физического), будь то тигр, цветок, ручей или ветер, имеет душу. В сказках все живое: деревья, камни, солнце, облака. Соединяясь частью своей души с духом животного, птицы, сказочного персонажа, мы обретаем новые для самого себя качества, необходимые нам в жизни. Мы становимся более гибкими или более стойкими, более легкими или решительными, обретаем необходимую нам смиренность или твердость духа.

Погружая в сказку ребенка, мы решаем множество задач. Наиглавнейшими из них являются развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления. Произвольное внимание - это осознание, это первая ступенька к управлению собой, своими мыслями, эмоциями и, в конечном итоге, своим поведением. В процессе активизации произвольного внимания одновременно формируются и волевые качества. Ребенок учится осознавать и ставить перед собой определенные цели, добиваться решения поставленных задач, проявлять инициативу, независимость, развивать терпение и выдержку. Таким образом, в процессе осознания у ребенка формируются те волевые качества, которые обычно отсутствуют или слабо выражены в состоянии эмоциональной нестабильности.

В процессе своего роста и обучения дети получают огромное количество информации, которую неустанно перерабатывает мозг. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. При умственном переутомлении или в моменты гнева, недовольства, страха, обиды наши мышцы непроизвольно сокращаются. Достаточно вспомнить выражения «от обиды стиснул зубы», «застыл от страха как вкопанный», «сжал кулаки от гнева». Понятно, что эти выражения отражают крайние эмоциональные состояния. Но при переживании даже небольшой обиды, легкого недовольства или слабого страха мышцы тела сами собой напрягаются, независимо от нашей воли. Вероятно, каждый педагог и родитель встречался с ситуацией, когда ребенок совершал не слишком хороший, с точки зрения взрослого, поступок (дрался, грубил, обманывал, проявлял непослушание и т. д.). Ведь очень часто на наш вопрос «Почему ты это сделал?» ребенок отвечает: «Не знаю, я не хотел». Поверьте, он действительно не знает и действительно не хотел.

Человек — дитя природы, а природа всегда стремится к совершенству. И организм любого ребенка, даже самого агрессивного, озабочен» тем, чтобы при любых условиях сохранять внутреннее равновесие. Маленький человечек и не собирался кому-то сделать плохо, но это сделало его тело. Организм таким образом сбросил излишки напряжения и на какое-то время восстановил исчезнувшее равновесие. Ребенку крайне трудно, практически невозможно управлять напряженными мышцами. Чрезмерное напряжение всегда ищет разрядки и часто разряжается не самым красивым и гармоничным способом. Приучая мышцы тела расслабляться, успокаиваться, мы помогаем организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, расслабление восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал. Путешествуя по сказкам и проигрывая их, дети много двигаются. В процессе активных физических действий тело самопроизвольно сбрасывает излишки напряжения, а при выполнении некоторых упражнений дети даже устают. Но мышечная усталость благоприятна для тела. Усталость мышц - это уже непроизвольное расслабление.

На первый взгляд кажется, что в сказочных занятиях мало видимой работы над словом, но есть работа невидимая, незаметная. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств. Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело... Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много. А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы? Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе незаметно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, малочувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для логопеда, так и для самого ребенка. А неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произншении тех или иных речевых звуков? А недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других? А проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое? И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков пойдет гораздо успешнее. Ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше. Если у «сверхспокойного» ребенка проснется живой интерес, разовьется чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь. Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень поможет логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть.

Занятия по сказкам достаточно проводить один раз в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.Места для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковер. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс «слушания себя» очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание и легко разрушают созданную ведущим атмосферу. В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».

Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, если это сказки Андерсена, Пушкина, Киплинга, Шарля Перро, лучше читать их, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.

Сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом. Ведь в знакомом упражнении не приходится тратить энергию и силы на узнавание, запоминание, усвоение, а можно просто получать наслаждение от самого процесса, погрузившись в него с головой. Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и собственные силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.

«Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом» (Владимир Солоухин).



Предварительный просмотр:

Сказкотерапия

в работе с детьми - логопатами

                                                               

                                                               

                                                                 Педагог – психолог

                                                                         МАДОУ ЦРР д/с №56

                                                              Хохлова Людмила Альбертовна

      «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...» — так красиво и загадочно начинаются многие волшебные сказки. Что за некоторое царство-государство и как до него добраться? Царство — это внутренний мир, мир душевных переживаний, чувств, творческих находок и магических свершений. И путь в это царство у каждого свой. У кого-то он долог и труден, а кто-то уже царь-государь в собственном царстве.

Когда-то, в далекие времена, волшебные сказки рассказывались не только детям, но и взрослым. К сказкам относились серьезно и трепетно. Ведь в них представлена общечеловеческая основа жизни. Через сказки мы получаем знания о мире, о непростых взаимоотношениях между людьми, о проблемах и препятствиях, возникающих в нашей жизни. Через сказки мы учимся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, учимся верить в себя, в силу добра, любви и справедливости. Волшебный сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, будоражит воображение детей и взрослых. Войти в этот мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и создателем — значит внести реальные изменения в реальную физическую жизнь.

Сказка — это человеческая жизнь в миниатюре. Наши жизненные невзгоды, проблемы и задачи — совсем не случайность и, уж конечно, не козни Дьявола и не наказание Бога. Любое препятствие — это испытание для души. Мы становимся богаче и сильнее духом, если правильно проходим испытание. И мы слабеем и теряем, если не выдерживаем и не принимаем выпавших на нашу долю трудностей. Так ли уж злы злые силы, учиняющие разные козни сказочным героям? На первый взгляд — да, но давайте посмотрим поглубже. Ведьмы, злые феи, чудовища, драконы — всех их объединяет стремление погубить героя или нанести какой-либо ущерб. Однако на языке психологии злые силы олицетворяют те части личности самих героев, которые отличаются косностью, сопротивлением и завидным упрямством. Встречаясь с жесткой, устрашающей силой, герой мобилизует свои лучшие качества, лучшие стороны души. Победить злую силу — значит преодолеть внутреннее сопротивление, собственную ограниченность, злобу и косность. А когда это происходит, перед героем открываются новые возможности и новые перспективы.

«Проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев, в колдуний и ведьм, в чудищ и фей, в принцев и принцесс, дети (или взрослые) учатся принимать все грани своей личности. Учатся любить и свое упрямство, и свою злость, и свою смелость, и свою терпеливость... Только любя себя таким, какой ты есть здесь и сейчас, ты имеешь возможность измениться к лучшему. Волшебные герои, сказочные персонажи и предметы, даже явления природы всегда наделены определенным набором душевных качеств. Некоторые герои неприкрыто злы, мстительны и коварны, как недобрая фея в «Спящей красавице» или морская ведьма в «Русалочке». Другие покладисты, добры и прекрасны, то есть, безусловно, положительны. А некоторые, как, положим, Хозяйка каменной горы или Чудище лесное из «Аленького цветочка», совершенно неоднозначны. Я уже не говорю о волшебных предметах, таких, как цветы, зеркальце, клубочек и т.п. Сказочный персонаж или предмет отражает некие грани человеческой души. Человек — необычайно одаренное и богатое существо. На уровне души он способен сливаться с любым предметом, существом или явлением. И душа человека знает, что каждый объект сказочного мира (как, впрочем, и физического), будь то тигр, цветок, ручей или ветер, имеет душу. В сказках все живое: деревья, камни, солнце, облака. Соединяясь частью своей души с духом животного, птицы, сказочного персонажа, мы обретаем новые для самого себя качества, необходимые нам в жизни. Мы становимся более гибкими или более стойкими, более легкими или решительными, обретаем необходимую нам смиренность или твердость духа.

Погружая в сказку ребенка, мы решаем множество задач. Наиглавнейшими из них являются развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления. Произвольное внимание - это осознание, это первая ступенька к управлению собой, своими мыслями, эмоциями и, в конечном итоге, своим поведением. В процессе активизации произвольного внимания одновременно формируются и волевые качества. Ребенок учится осознавать и ставить перед собой определенные цели, добиваться решения поставленных задач, проявлять инициативу, независимость, развивать терпение и выдержку. Таким образом, в процессе осознания у ребенка формируются те волевые качества, которые обычно отсутствуют или слабо выражены в состоянии эмоциональной нестабильности.

В процессе своего роста и обучения дети получают огромное количество информации, которую неустанно перерабатывает мозг. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. При умственном переутомлении или в моменты гнева, недовольства, страха, обиды наши мышцы непроизвольно сокращаются. Достаточно вспомнить выражения «от обиды стиснул зубы», «застыл от страха как вкопанный», «сжал кулаки от гнева». Понятно, что эти выражения отражают крайние эмоциональные состояния. Но при переживании даже небольшой обиды, легкого недовольства или слабого страха мышцы тела сами собой напрягаются, независимо от нашей воли. Вероятно, каждый педагог и родитель встречался с ситуацией, когда ребенок совершал не слишком хороший, с точки зрения взрослого, поступок (дрался, грубил, обманывал, проявлял непослушание и т. д.). Ведь очень часто на наш вопрос «Почему ты это сделал?» ребенок отвечает: «Не знаю, я не хотел». Поверьте, он действительно не знает и действительно не хотел.

Человек — дитя природы, а природа всегда стремится к совершенству. И организм любого ребенка, даже самого агрессивного, озабочен» тем, чтобы при любых условиях сохранять внутреннее равновесие. Маленький человечек и не собирался кому-то сделать плохо, но это сделало его тело. Организм таким образом сбросил излишки напряжения и на какое-то время восстановил исчезнувшее равновесие. Ребенку крайне трудно, практически невозможно управлять напряженными мышцами. Чрезмерное напряжение всегда ищет разрядки и часто разряжается не самым красивым и гармоничным способом. Приучая мышцы тела расслабляться, успокаиваться, мы помогаем организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, расслабление восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал. Путешествуя по сказкам и проигрывая их, дети много двигаются. В процессе активных физических действий тело самопроизвольно сбрасывает излишки напряжения, а при выполнении некоторых упражнений дети даже устают. Но мышечная усталость благоприятна для тела. Усталость мышц - это уже непроизвольное расслабление.

На первый взгляд кажется, что в сказочных занятиях мало видимой работы над словом, но есть работа невидимая, незаметная. И именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств. Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело... Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много. А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы? Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе незаметно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, малочувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для логопеда, так и для самого ребенка. А неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произншении тех или иных речевых звуков? А недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других? А проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое? И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретет уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков пойдет гораздо успешнее. Ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше. Если у «сверхспокойного» ребенка проснется живой интерес, разовьется чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь. Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень поможет логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой есть.

Занятия по сказкам достаточно проводить один раз в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.Места для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковер. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс «слушания себя» очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание и легко разрушают созданную ведущим атмосферу. В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».

Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда, если это сказки Андерсена, Пушкина, Киплинга, Шарля Перро, лучше читать их, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.

Сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом. Ведь в знакомом упражнении не приходится тратить энергию и силы на узнавание, запоминание, усвоение, а можно просто получать наслаждение от самого процесса, погрузившись в него с головой. Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и собственные силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.

«Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом» (Владимир Солоухин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое направление в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами ДОУ(по Монтессори).

На основе диагностирования планируется вся последующая индивидуальная работа по психоречевому развитию дошкольников средствами Монтессори-педагогики. При этом учитываются мною основные по­ложения сист...

Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста

Проект – инсценировка по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста» Занятие имеет целью развити...

Применение нетрадиционных методов народной педагогики в работе с детьми-логопатами.

В работе с детьми-логопатами важно, чтобы коррекционное воздействие было комплексным, происходило по нескольким направлениям и в различных видах деятельности. Одним из направлений коррекции речевых на...

Презентация к проекту – инсценировке по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста.

Инсценировка имеет целью развитие коммуникативных умений детей с применением технологий сказкотерапии, технологии невербального общения, артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, самомассажа и ...

"Использование технологии моделирования в работе с детьми - логопатами".

В данной статье освещается вопрос использовани технологии моделирования в работе с детьми, имеющими нарушения речи.  Данный подход  способствует развитию и формированию у  дошкольников...

Организованная образовательная деятельность "Использование инновационно-оздоравительных технологий в работе с детьми логопатами".

Занятие с использованием различных оздоровительных методик в старшей логопедической  группе....

Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи  при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...