Диагностическое направление в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами ДОУ(по Монтессори).
методическая разработка (логопедия) по теме

Бабичева Надежда Васильевна

На основе диагностирования планируется вся последующая индивидуальная работа по психоречевому развитию дошкольников средствами Монтессори-педагогики. При этом учитываются мною основные по­ложения системы Монтессори. Основные направления в речевой работе с детьми-логопатами по методу Монтессори - это; I-направление - диагностическое,   II-направление - создание и презентация материалов для работы де­тей в центре развития речи и в предшествующих центрах: практическом, сенсорном и т.д. Все эти материалы имеют коррекционно-развивающие потенциалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskoe_napravlenie_v_korrekcionno.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое направление в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами ДОУ по Монтессори

   

 На основе диагностирования планируется вся последующая индивидуальная работа по психоречевому развитию средствами Монтессори-педагогики. При этом учитываются мною основные по ложения системы Монтессори. В Монтессори-группе исповедуется принцип: больше должны говорить дети, а не педагоги. Для педа гогов это, в" какой-то мере "молчаливая педагогика". Являясь создателем системы свободного воспитания, Монтессори заявляла, что принуждение не только бесполезно, но и вредно. Кстати, как говорилось выше, эту мысль ранее высказывал наш соотечественник, великий педагог К.Д.Ушинский

     Основные направления в речевой работе с детьми-логопатами по методу Монтессори - это; I направление - диагностическое.  II направление - создание и презентация материалов для работы де тей в "зоне развития речи" и в предшествующих зонах: практической, сенсорной, космической и т.д. Все эти материалы имеют коррекционно-развивающие потенциалы.

     Необходимо мне коснуться диагностического направления речевой работы.

Методы выявления - сбор информации через:

I. Наблюдение (непосредственное и включённое) за особеннос тями речевого поведения ребёнка, за его речевыми коммуникациями, за звукопроизношением, использованием грамматических конструкций, за проявлением психических процессов, сопутствующих становлению речи и так далее.

     Обсуждая позицию педагога М. Монтессори снова и снова констатировала:

"Основное качество педагога - способность наблюдать... Недостаточно владеть собственными чувствами и обладать знаниями. Необходимо огромное желание и способность наблюдать".

     Желание наблюдать детей приходит по мере того, как мы про фессионально растём, понимаем смысл и значение нашей работы с самым маленьким населением Земли, с будущим человечества. Жела ние наблюдать растет, когда мы, наконец ,осознаём, что каждый ребёнок - единственное и неповторимое создание природы, и эта неповторимость будет открыта только им самим, самостоятельно. От нас, педагогов, зависит лишь подготовка нормальных условий для этого открытия. Стиль работы Монтессори-педагога обычен для любого естествоиспытателя:

- объективно и терпеливо собирать факты;

- размышлять над собранной информацией;

- приходить к определённым заключениям и делать соответ ствующие шаги/

При этом необходимо учесть нам:

- когда мы наблюдаем одного ребёнка, нельзя забывать всех остальных;

- наблюдения важно делать во время "Свободной работы";

- в наблюдении надо быть терпеливыми. Мария Монтессори говорила:

"Быть терпеливыми к пустякам".

- Важно быть объективными в своих наблюдениях.

         Наблюдения дают возможность внимательно изучать индивиду альные изменения в ребёнке. М. Монтессори предлагает диаграммы детской активности в течение дня - "кривые работы". Они являются способом фиксации наших наблюдений за ребёнком. Они дают точную объективную картину его активности. Мы пользуемся этим способом и сегодня. Мы свои наблюдения ещё отражаем и в сводных диаграм мах, разработанные мною совместно с коллегами. Мы ведём дневни ки ежедневных наблюдений за детьми, ежемесячный дневник.

          Мы, педагоги, являемся мудрыми посредниками между средой и ребёнком. Мы сами решаем, когда отойти в сторону, занять пас сивную позицию и наблюдать. Мы должны дать ребёнку право дейст вовать самостоятельно, мы следуем за ним, и не мешаем его соб ственным жизненным позициям, планам. Наблюдая за работой всей группы, и удерживая всех детей в поле своего внимания, мы  гарантируем надёжность своей помощи каждому отдельному ребёнку. Наше посредничество в том и состоит, чтобы постоянно поддерживать индивидуальный контакт ребёнка с окружающей средой. Успех складывается у ребёнка из различных маленьких деталей, ко торые и следует внимательно наблюдать. Наблюдение дало нам воз можность увидеть пути становления детских интересов и склоннос тей, пути становления психоречевого развития. Мы начинаем видеть и понимать феномен детской поляризации внимания, который озна чает глубокое вовлечение ребёнка в деятельность, преобразующую его личность на продолжительное время.

Мы наблюдаем к концу коррекционной работы:

- спокойное, дисциплинированное поведение, высокий познаватель ный интерес;

- большой интерес к творчеству, включая словотворчество; доброту;

- стремление к сотрудничеству и любовь к окружающим. То есть,

мы начинаем наблюдать самодисциплину ребенка, которая в дальнейшем перерастает во внутреннюю дисциплину.

2. Тестирование учебных достижений ребёнка.

Для отслеживания изменений, достижений в развитии ребёнка я провожу, вместе со своими коллегами, тестирование с каждым ребёнком по методике, разработанной специалистами Монтессори-детсада  г. Москвы  УВК  № 1641 Максимовой Е.М, Хилтунен Е.А.(1996г.)

      В настоящее время, учитывая предоставленные возможности для развития детей в подготовительной среде наших Монтессори-групп, я составила подкорректированный тест учебных достижений для де тей наших  логопедических  групп "Речецветик" и "Улыбка".

Тестирование проводим индивидуально с каждым ребёнком после, по крайней мере,

4-х месяцев работы с материалами Монтессори-среды группы и по окончании периода адаптации к условиям специально подготовленной культурной развивающей среды. Тестирование прово дим в привычной для ребёнка обстановке группы в несколько этапов, чтобы не утомлять ребёнка.

     Инструментами, помогающими тестированию, служат Монтессори-материалы, которые к данному времени уже были презентованы ре бёнку нами, педагогами. Тестирование проводим 2-3 раза за время посещения Монтессори-группы. Тестирование обязательно повторяем в конце учебного года или на пороге нового возраста. Сравниваем достижения ребёнка в коррекции и развитии за полгода, год его жизни в Монтессори-группе, ни в коем случае не сравниваем его результаты с результатами других детей, так как соревновательный характер в Монтессори-группах отсутствует и достижение ребёнка сравниваются только с его достижениями на предшествующем этапе. Прогресс его видим только по отношению к самому себе.

     По каждому из представленных разделов ребёнку предлагаем вы полнить несколько упражнений. Разделы теста следующие:

- независимость;

- социализация;

- развитие межой моторики;

- сенсорные навыки;

- русский язык: фонетика, письмо, чтение, развитие речи;

- космическое воспитание - ознакомление с окружающим миром ( естественные науки);

- логика и счёт;

- художественно-творческая деятельность.

      При этом правильное самостоятельное выполнение фиксируем. 2 баллами, выполнение с некоторой нашей помощью - I балл. Если ре бёнок не может работать с тем или иным материалом или не отве чает на вопрос теста - 0 баллов. Максимальное количество, которое может набрать ребёнок, указано в каждом разделе теста.

Таким образом, мы сравниваем количество баллов, набранных ребёнком при текущем тестировании, с предыдущим числом, и эта цифра дает возможность узнать прогресс ребенка в той или иной области, разница между набранной" им суммой и максимально воз можной составляет зону его ближайшего развития,

       Результаты тестирования я представляю в виде сводных таб лиц, по которым все вышеизложенные показатели выражены численно.

       Результаты теста непременно обсуждаются с родителями ребён ка в индивидуальной беседе. При этом даю специальные советы о их взаимодействии с ребёнком, составляем совместный план даль нейшей жизни ребёнка дома и в группе, при усвоении всех развива ющих материалов среды и выполнении всех параметров теста ребён ком, даём рекомендации для перевода его в I класс. Как логопед, я особое внимание отдаю материалам практической жизни (незави симость и социализация) сенсорной зоны, интеллектуальной и рече вой зон, и художественно-творческой деятельности ребёнка.

        3.Непрямая экспресс-диагностика уровня психоречевого раз вития ребёнка. /Опосредованная оценка УПРР  дошкольников по методике  П.А.Мясоеда

        Для измерения, изучения индивидуальных психоречевых особен ностей Монтессори-детей, определения направления и темпов их из менения, успешности воспитательных и обучающих воздействий я в своей практике пользуюсь методикой непрямой экспресс-диагностики уровня психоречевого развития дошкольников. (П.А.Мясоед) Иссле дования дошкольного возраста позволили представить изменения по периодам уровня психоречевого развития ребёнка в виде измеритель ных шкал, требуемых для построения методики.

     Шкалы разработаны для 15 параметров УП.РР. Это:

 I - ощущения (цветовые);

 П - ощущения (слуховые);

 Ш - ощущения (тактильно-механические);

IV - восприятие (зрительное);

V - запоминание;

VI - мышление;

V П - воображение;

VШ - внимание;

 IX - речь;

X - эмоции;

XI - самостоятельность;

 ХП - саморегуляция;

ХШ - и г р а;

ХIV - рисование;

ХV - общение.

      Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего, встречающегося в пределах дошкольного возраста, к высшему. Ис пользуется 5-бальная система оценок уровня психоречевого развития ребёнка.

     Мы имеем достаточно отчётливый и устойчивый "образ ребёнка", который можно вербализовать с опорой на измерительные шкалы. Характерными оценками для детей младшего возраста являются 1,2,3; для детей среднего возраста - 2,3,4, для детей старшего возраста - 3,4,5.

     Полученные данные дают мне возможность рассчитать процент абсолютной оценки от максимальной суммарной оценки, которая могла бы быть получена ребёнком данной возрастной группы по формуле .          

                     АО*100

                ОО=    МО

                   

           

      МО для младшей группы равняется 45, для детей среднего воз раста - 60, для детей старшего возраста - 75.

         Это позволяет видеть место каждого ребенка на шкале оценок.

Выделили низкий, средний и высокий уровень психоречевого развития ребёнка. Сравнивая уровни на начало, середину и конец года, мы видим прогресс в развитии каждого ребёнка в отдельности. Модифицировав эту методику в речевую диагностику, я получаю обобщенную картину психоречевого развития каждого ребенка группы на разных этапах коррекции.

      4. Разговоры и беседы с детьми о любимых сказках, рассказах, стихотворений - соответственно возрасту и психоречевому раз витию, а также с родителями воспитанников.

      5. Анализ детских реакций - внешние проявления эмоций и непроиз вольных высказываний - на чтение, на появление нового речевого материала или аудиозаписи.

      6. Анкетирование родителей по вопросам речевого развития ребёнка, в семье, репертуара домашнего чтения, слушания, рассказывания; предпочтений ребёнка, отношения ребёнка к книжной культуре, словесному творчеству, исполнительству,

После проведения обследования обязательно провожу обработку результатов и составляю микропрограмму для каждого ребёнка группы. Для себя, своей работы составляю план-программу экспериментальной деятельности на 1-2 года, разрабатываю рекомендации всем родите лям группы и каждому в отдельности по речевому развитию их ребён ка, его психоречевой коррекции.

       С коллегами Монтессори-групп проводим самоанализ речевого поведения в группе. Методика представляет список основных про фессиональных умений в сфере речевого поведения, этих умений 19. Перечисленные в методике умения отвечают принципам системы Монтессори и основаны на изучении как советов созидательницы системы, так и на изучении речевого общения с детьми педагогов-монтессорианцев, конкретно Г.А.Любиной. Разработанная ею методика и подкор ректированная к нашим условиям является методикой самонаблюдения и самоисследования. "Срез" речевого поведения педагога - это "срез" общей и профессиональной культуры его,

Ранняя диагностика индивидуального психоречевого профиля ребёнка, точное определение характера и степени отклонения функ ции, углублённый анализ среды, её материалов является основой эффективности коррекционно-развивающей, реабилитационной работы. Я. убеждена на практике, что лечение отставаний в психоречевом развитии ребёнка требует наличие особой фантазии при построении разного рода логопедических стратегий стимуляции. Важно, чтобы были одновременно задействованы сенсомоторные, социальные и коммуникативные процессы развития, в этом нам очень помогает метод Монтессори, который потому-то и привлекателен, что удивительно технологичен и продуман до мелочей. Монтессори действительно нашла способ работы с каждым ребёнком, будь он нормально развивающимся, одаренным или имей ог раниченные возможности. В её педагогике для стимулирования аддитивной, визуальной, тактильной и кинестетической активности

используются различные приёмы и методы. А эти формы активности служат развитию сенсомоторных и речевых, интеллектуальных воз можностей, т.е. интеграции сенсорных, моторных, психоречевых, мыслительных, познавательных возможностей. А интеграция сенсор ных и моторных возможностей ребёнка является основой любого учения. В этом

М. Монтессори сделала неоценимый вклад своими ис следованиями, созданием особой педагогики, нравственной основой которой является полное уважение к ребёнку,' свобода, самоопреде ление, самостоятельность, саморазвитие и самовоспитание являются в ней краеугольными ценностями.

     Мы, как и Монтессори, постоянно наблюдаем чудо «нормализации»: стоит ребёнку сконцентрироваться на какой-либо деятель ности, как его развитие постепенно приобретает нормальный ход и "рождается новый ребёнок".

     На практике и по результатам диагностических исследований нами доказано, что дети, воспитанные по системе Монтессори, значительно лучше адаптируются к новым условиям. Они умеют рабо тать в группах и индивидуально. Поскольку с раннего возраста мы их побуждаем принимать решения самостоятельно, они способны решать самые трудные проблемы, даже проблемы развития, умеют в сложных ситуациях делать выбор и хорошо распоряжаются своим временем. Мы их приучаем обмениваться мнениями, свободно обсуж дать свои дела с другими, так что умение общаться тоже значи тельно облегчит им жизнь. Система Монтессори, которой мы руко водствуемся в своей работе, основанная  на самостоятельной деятель ности, без состязаний, помогает нашим  детям научиться самоува жению, быть уверенными в себе, с оптимизмом приступать к новым задачам и без уныния воспринимать любые перемены в жизни и в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ

Целевое направление по коррекционно-развивающей и профилактической работе педагога-психолога в ДОУ.Педагоги-психологи часто испытывают трудности с планированием  работы в ДОУ. Я предлагаю составл...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи  при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта общеобразовательного детского сада.

Представлен опыт работы по теме "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта обшеобразовательного детского сада"....

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...