Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта общеобразовательного детского сада.
статья по логопедии на тему

Емельянова Анастасия Николаевна

Представлен опыт работы по теме "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта обшеобразовательного детского сада".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ-ЛОГОПАТАМИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА

.                                А. Н. Емельянова, учитель-логопед

МБДОУ № 59, г. Северск, Томская область

Важным в образовательном процессе детского сада является осуществление коррекционмой работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста.

С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Кабинет логопеда ДОУ — это одно из звеньев единой системы коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребенка с проблемами развития речи.

Дошкольный логопедический пункт - наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи. К сожалению, нет ни одного нормативного документа федерального уровня, регламентирующего работу логопедических пунктов при ДОУ. При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедических пунктах по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений в их работе.

Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему [5).

Какова же специфика организации коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта общеобразовательного детского сада? Сегодня мы продемонстрируем это на примере работы логопункта нашего ДОУ.

Итак, логопедический пункт работает в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Конвенция о правах ребенка;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; Устав дошкольного учреждения;

Письмо МО РФ от 7 апреля 1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»; Письмо МО РФ от 22 июля 2010 № 91 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия педагога с детьми) (Приложение к Приказу №10 МО РФ от 22 августа 1996 г. № 448);

Положение о логопедическом пункте при ДОУ общего типа. Основными задачами логопедического пункта ДОУ являются: своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников, определение их уровня и характера; устранение несложных нарушений речи;

направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ГПМПК, для определения адекватной формы и программы обучения; консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МДОУ, родителей воспитанников МДОУ

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, профилактическая.                        /

Диагностическая работа: включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало и конец года) с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей пяти-семи лет на логопункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для уточнения логопедических заключений. А в мае подводятся итоги коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопункт. Итоговая диагностика (май) с детьми подготовительных групп проводится в присутствии родителей.

На основании проведенного логопедического обследования заполняются протоколы обследования устной речи (цель протоколов - показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения), журнал состояния речи детей и экран состояния звукопроизношения.

Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), с другими отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, интеллекта и т. д.) направляются на ГПМПК с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении в ДОУ компенсирующего вида. На этих детей помимо протокола обследования заполняется речевая карта и индивидуальный план коррекционно-развивающей работы воспитателя и учителя-логопеда.

Таким образом, на логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ и имеющие логопедическое заключение: ФН, ФФНР, НВО-HR а также дети с ТНР (прошедшие ГПМПК, отказавшиеся от посещения ДОУ KB).

Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более двадцати восьми детей.

На ПМПкДОУ, по итогам обследования детей всеми специалистами, комплектуются группы абилитационного комплексного сопровождения [4].

Коррекционная работа. Для работы логопедического пункта в ДОУ выделено специальное помещение, которое отвечает педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособлено для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей [2].

По итогам диагностики составляются списки детей и сетка занятий, которые утверждаются руководителем учреждения.

Занятия кратковременные (15-25 минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю). В «Журнале учета посещаемости логопедических занятий» отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца.

В отличие от ДОУ KB, задача коррекции речи в общеобразовательном детском саду, является дополнительной. Логопед встраивается в процесс воспитания и обучения, а не идет с ним параллельно. В расписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Но если того требуют обстоятельства, то учитель-логопед может планировать работу и на время занятий других педагогов. Тогда в календарный план воспитателя включается индивидуальная коррекционная работа (ИКР) с конкретным ребенком по теме, пропущенной из-за посещения логопедического занятия [4].

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупловые занятия. Это объясняется следующими причинами: необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты, различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы, различным уровнем сформированное™ когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами, индивидуальным темпом усвоения материала, необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков, соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка [2].

Эти и некоторые другие причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий: подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны.

Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.

Еще одна применяемая форма - индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, фонематических процессов, дыхания и т. п. Такая форма занятий была продиктована, прежде всего, необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи [3].

Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано и не могут включать всего необходимого материала, для достижения эффекта в логорэботе мы активно внедряем такую инновационную технологию, как проектная деятельность.

Профилактическая работа. Еще на этапе диагностирования проводится индивидуальное консультирование родителей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

При составлении перспективного плана на текущий учебный год, для воспитателей и родителей воспитанников, учителем-логопедом планируется тематическое консультирование, семинары-практикумы.

Взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом очень актуальны. С этой целью в ДОУ существуют группы абилитационного комплексного сопровождения. С узкими специалистами обсуждаются достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном) согласно этапам работы логопеда с этими детьми. Педагоги делятся с логопедом своими наблюдениями за речью детей, зачисленных на логопедический пункт, на соответствующих занятиях. Вносятся изменения в состав групп абилитации. Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики [1].

Вся вышеперечисленная система логопедической работы в период дошкольного детства в условиях логопедического пункта позволит своевременно выявить и максимально исправить имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение.

Литература:

1.       Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / под ред. О. А. Денисовой. -Москва : Творческий центр, 2012. - 64 с.

2.       Поваляееа, М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда/М. А Повапяева,-Москва : ACT; Астрель, 2010. - 608 с.

3.      Шерстобитова, С. Ю. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями : диагностика, рекомендации, конспекты занятий / С. Ю. Шерстобитова. - Волгоград: Учитель, 2009.-156 с.

4.      Система медико-психолого-педагогического сопровождения детей от 1 года до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - Северск, 2009. - 195 с.

5.      Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки «Вестник образования России». -Москва : Про-Пресс, 2005-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта

Направления корекционно-логопедической работы, основные задачи учителя-логопеда на логопункте, комплектование логопункта, организация деятельности, программа коррекционного обучения....

«Организация коррекционно-развивающей работы для воспитанников детского сада и их родителей в условиях внедрения ФГТ»

«Организация коррекционно-развивающей работы для воспитанников детского сада и их  родителей   в условиях внедрения ФГТ»Т.А. Беклемышеваучитель-логопед МБОУ «Рождественскаясредняя...

Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада

В статье раскрывается  опыт работы  коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми на тему: «Правила поведения в нашем детском саду» ( для детей младшего дошкольного возраста)

Подробный конспект готового занятия для  работы с детьми младших групп детского сада. Особенно актуален в работе с детьми, вновь пришедшими в сад, и не посещающими ранее какие- либо дошкольные уч...

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ЛОГОПУНКТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Ведущими задачами по образовательной области «Речевое развитие», которые решаются в детских садах, являются: овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного с...

Старший воспитатель рассказывает "Как осуществляется работа по физическому развитию в условиях открытия нового  детского сада?"

Как осуществляется работа по физическому развитию в условиях открытия нового детского сада?...

Сетевые формы коммуникации в организации работы с родителями, по созданию условий для воспитанников детского сада

В данном материале представлен опыт работы по созданию условий для воспитанников детского сада через сетевые формы коммуникации с родителями....