Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада
материал по теме
В статье раскрывается опыт работы коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия успешной организации образовательной,
коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности
в условиях начальной школы – детского сада
А.В. Игнатьева, директор
государственного бюджетного образовательного учреждения
Белебеевская специальная (коррекционная) начальная
школа – детский сад № 37 «Ягодка» IV вида
Ранняя коррекция зрительного дефекта и обеспечение комплексной офтальмологической и педагогической помощи в настоящее время является наиболее актуальной проблемой. Опыт показывает, что у детей с нарушениями зрения часто имеют место и общепатологические процессы. Зрительный дефект еще в ранний период жизни ребенка снижает у него не только познавательную активность, но и двигательную. Лечение косоглазия и амблиопии в условиях поликлиник сопряжено со многими бытовыми трудностями; эффективность этого лечения недостаточна. Положительный результат достигается, как правило, лишь в процессе многолетнего регулярного лечения.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад «Ягодка» IV вида - учреждение для детей с нарушениями зрения. В данное время у нас действует 3 дошкольные группы и 5 классов начальной школы, всего 93 воспитанника в возрасте от 3-х до 11 лет.
Целью учреждения является решение задач дошкольного и начального школьного образования, а также лечение и коррекция зрительных нарушений.
Основные направления работы учреждения: коррекция зрительного восприятия, интеллектуальное развитие, национально-патриотическое воспитание, эмоционально-волевое воспитание, физическое развитие и воспитание, духовно-нравственное, трудовое воспитание, художественно-эстетическое и музыкальное воспитание.
В учреждении - 25 педагогов. Это: воспитатели, учителя начальных классов, учитель башкирского языка, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель. Коррекционную работу в учреждении ведут: учителя – дефектологи (тифлопедагоги), учитель - логопед, педагог – психолог. Кроме этого, коррекционная направленность обучения и воспитания обеспечивается на уроках, занятиях и во внеурочной деятельности.
Основа всей коррекционной работы - нарушенное зрение. Восстановление зрения - сложный и длительный процесс. Регулярное лечение требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками. У детей, находящихся на лечении, имеются специальные медицинские предписания и рекомендации, которые необходимо учитывать педагогам. Без знания степени выраженности дефекта, характера, содержания, медицинских мероприятий, осуществлять психолого-педагогическую помощь невозможно. Врач дает указания по дозировке зрительной нагрузки, рекомендует тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели.
Медицинское обеспечение воспитанников осуществляется медицинским персоналом, который состоит в штате учреждения. Работают и прикрепленные врачи лечебно-профилактических учреждений. Лечебно – оздоровительная работа включает: контроль за санитарно – гигиеническими условиями среды, режимом дня, питанием, физическим воспитанием, закаливанием детей, специальные меры профилактики острых респираторных заболеваний.
Дети, поступающие в наше учреждение имеют такие зрительные нарушения как: гиперметропия, амблиопия, косоглазие, смешанный астигматизм, миопия, афакия, врожденная патология зрительного нерва и сетчатки, катаракта, спазм аккомодации.
Врач-офтальмолог и медицинские сестры занимаются коррекцией и лечением зрительных нарушений, проводят плеопто-ортоптическое и диплоптическое лечение. Врач-офтальмолог оказывает детям постоянную медицинскую помощь, направленную на профилактику раннего выявления отклонений в состоянии здоровья и своевременное лечение, экстренную и неотложную медицинскую помощь по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации детей с нарушениями зрения.
Обследование детей, поступающих в учреждение ведется по следующей схеме: сбор анамнестических данных (время появления косоглазия или снижения остроты зрения, сопутствующие заболевания, наследственность), исследование остроты зрения (без очков, в очках), определение бинокулярного зрения – на цветотесте (для дали, для близи), дается характеристика косоглазия.
Лечение воспитанников проходит в хорошо оборудованном офтальмологическом кабинете, который оснащен следующими аппаратами: макулотестер, мускулотренер, конвергенц-мускулотренер, синоптофор, электростимулятор «ЭСОМ-КОМЕТ», аппарат магнитной терапии «Атос» с приставкой «Амблио-1», устройство фотомагнитной стимуляции «Амблио-2», аппараты «КРОТа», «Ручеек», амблиотренер, бивизиотренер, «АСИР», «ЛАСТ - 01», «СОКОЛ», «ФОРБИС», монобиноскоп, «Визотроник», «Инфита-М» и другие. Кроме этого, у нас успешно используются компьютерные программы для лечения зрительных нарушений: «Плеоптика», «EYE», «RELAX».
Во всех группах и классах специалисты и педагоги проводят работу по выявлению и ранней диагностики отклонений в развитии детей, определении актуальных и резервных возможностей ребенка, обеспечению индивидуального подхода, отслеживанию динамики развития и эффективности коррекционно - развивающих программ. Разработанная коллективом модель коррекционной работы позволяет проводить успешную комплексную психолого-педагогическую коррекцию в тесном единстве с лечением зрения. Работа по коррекции зрительного восприятия направлена на активизацию и стимуляцию зрительных функций, развитию различных способностей зрения: цветоразличение, движение глаз, фиксации, локализации взора, конвергенции и аккомодации. Особое внимание уделяется гигиене зрения в соответствии с требованиями лечебно – восстановительной работы.
У нас созданы все условия для успешного лечения, воспитания и обучения детей с нарушениями зрения, а также условия для коррекционно-развивающей среды во всем пространстве учреждения. Это: специальные зрительные яркие ориентиры, лабиринты, схемы, условные цветовые сигналы. Действуют кабинеты тифлопедагогической помощи, кабинет сенсорного развития, которые оснащены необходимым оборудованием, дидактическими материалами и тифлоприборами, такими как «Светлячок», «Графика».
По рекомендации тифлопедагогов учителя и воспитатели проводят коррекционные минутки на уроках и занятиях, коррекционные динамические паузы, соблюдают режим зрительной нагрузки, для детей готовится специальный раздаточный в материал, в котором учитывают величину, цвет, форму и фон. Одной из основных целей занятий тифлопедагогов является развитие мелкой моторики, осязания, всех сохранных анализаторов для формирования целостного представления об окружающем мире. На занятиях используются элементы моделирования, схемы, планы, знаки-символы, задания с применением шаблонов, трафаретов, штриховки.
Практика показывает, что эффективность лечения глазных заболеваний в нашем учреждении выше, чем в глазных кабинетах детских поликлиник, кабинетах охраны зрения. Это обусловлено сочетанием интенсивной длительной комплексной лечебной работы с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми в нашем учреждении, а также тесное взаимодействие всех специалистов учреждения.
Хотелось бы поделиться мыслями об активной жизненной позиции наших коллег, работающих в учреждении. Коллектив педагогов учреждения – участник и победитель многих муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов и мероприятий. Результаты работы нашего коллектива, достижения наших воспитанников и учащихся не раз отмечались дипломами и грамотами.
Воспитанники школы – сада, так же принимают активное участие в школьных и муниципальных олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, спортивных состязаниях, являются победителями и призёрами муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждении сложился сплочённый коллектив, основу которого составляют квалифицированные специалисты. Педагоги учреждения являются участниками, победителями и призёрами городских, республиканских и всероссийских конкурсов педагогического мастерства. Ежегодно педагоги делятся опытом работы на курсах повышения квалификации в Институте развития образования Республики Башкортостан, на республиканских семинарах, проводимых Министерством образования Республики Башкортостан, становятся активными участниками республиканских, всероссийских и международных конференций и семинаров, имеют многочисленные публикации по проблемам образования. Участие в подобных конференциях и семинарах расширяет знания, педагогический опыт, умение общаться, повышает профессиональную компетентность. Темы последних республиканских научно-практических конференций, в которых участвовали педагоги, это: «Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях», «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы», проводимых на базе Института образования Республики Башкортостан, и ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа; всероссийских: «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы», г.Уфа, «Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика», г. Казань; международных: «Психология и педагогика в системе гуманитарного знания», «Современная психология: теория и практика», «Теоретические и методологические проблемы современного образования», г. Москва; «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», г.Уфа; «Перспективы развития науки и образования» г. Тамбов.
Учителя, воспитатели учреждения идут в ногу со временем, активно принимая участие во Всероссийских педагогических видеоконференциях, которые проводятся через сеть Интернет с использованием компьютерной программы «Skype». Так, учителя начальных классов участвовали в IV Всероссийской педагогической видеоконференции на тему: «Новые образовательные стандарты начальной школы. Пути реализации».
Педагоги школы-сада «Ягодка» представляют свой опыт работы на Всероссийском Фестивале педагогических идей «Открытый урок», проводимым Издательским домом «Первое сентября». Неоднократно были отмечены дипломами и сертификатами учителя начальных классов: Зиязова Н. В., Юсеева Л. Н., Никишина О. Н., учитель-дефектолог Калимуллина Р. И.
Педагогический коллектив учреждения активный участник общероссийского проекта «Школа цифрового века» и в 2012-2013 учебном году учреждение награждено дипломом «Школа цифрового века» за использование коллективом современных возможностей информационных технологий и цифровых предметно-методических материалов, представленных в рамках проекта.
Осенью 2012 года, творческая группа педагогов в составе Игнатьевой А.В., директора, Кадыровой З.В., заместителя директора, Калимуллиной Р.И., учителя-дефектолога, Шалупкиной Г.Х., учителя-логопеда стали конкурсантами Всероссийских заочных конкурсов: «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и опыта обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста и «ПАТРИОТ РОССИИ» инновационных идей и опыта патриотического воспитания детей и молодежи, проводимых под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, г. Новосибирск. Члены творческой группы награждены Дипломами лауреатов.
Авторский коллектив в том же составе принял участие в III Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку по патриотической проблематике с представлением конкурсной работы PR – проекта «Мы патриоты - дети России!» и удостоен диплома III степени, г. Ярославль. В 2012 году эта же творческая группа приняли активное участие во Всероссийском конкурсе Национальной премии «Элита российского образования» «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании - 2012», представив на конкурс проект «Быть гражданином и патриотом!». Творческая группа награждена Дипломом I степени.
Игнатьева А. В. стала конкурсанткой Всероссийского конкурса Национальной премии «Элита российского образования» «Качественное образование – будущее России - 2012», по направлению: «За инновации в области науки и технологии образования», в номинации: «Лучшее научное исследование в области педагогики и психологии», удостоена Золотой медали Национальной премии «Элита российского образования» «Н.И.Пирогов» («За заслуги в педагогической и общественной деятельности»). Также в 2012 году – лауреат I степени Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России» в номинации «Теоретические разработки в области образования» с темой работы: «Теоретическая разработка «О методах коррекции зрения средствами тренировочных упражнений для глаз», награждена Дипломом. Конкурс проводился Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», г. Обнинск.
Альмухаметова Г. В., руководитель физического воспитания приняла участие во Всероссийском конкурсе презентаций в 2012 году, проводимым Издательским домом «Воспитание дошкольника» и редакцией журнала «Здоровье дошкольника», в номинации: «Физкультурное оборудование своими руками», награждена Дипломом. Она же, став конкурсанткой в муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Тайны успеха-2013» и муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года - 2013», получила почетный диплом победителя в номинации «Сердце отдаю детям»
Педагог-психолог и профсоюзный лидер учреждения Маннанова З.М. за активное участие в республиканском отраслевом форуме «Профлидер- 2012» награждена Почетной грамотой Президиума Башкирского республиканского комитета Профсоюза.
Наиболее активными участниками в жизни коллектива являются: Ипатова С. Р., музыкальный руководитель, Альмухаметова Г. В., руководитель физического воспитания, Зиязова Н. В., учитель начальных классов, Маннанова З. М., педагог - психолог. Хотелось бы отметить, что нас радуют своими достижениями и успехами молодые педагоги: воспитатель Сулейманова О. А, получила почетный диплом III степени за участие в муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Тайны успеха-2013». Сидорова В. В., воспитатель, также принявшая участие в конкурсе, получила почетный диплом участника. А Федотова Л.Ф., учитель начальных классов, которая всего 2 года работает в нашем учреждении творчески готовит обучающихся к участию в различных школьных, муниципальных, олимпиадах. Так её воспитанники принимали участие в командном муниципальном интеллектуальном марафоне «Первые шаги», награждены благодарственным письмом Управления образования муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, в муниципальных предметных олимпиадах, в интеллектуально-личностном марафоне «Мозаика знаний», в общероссийских предметных олимпиадах Олимпус, организованных Институтом Развития школьного Образования (ИРШО), г. Калининград, по итогам которых награждены дипломами лауреатов.
Думаем, что у коллектива педагогов имеется прекрасный потенциал для творческой и эффективной работы, дальнейшего повышения качества образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/26/picture-268287-1372255388.jpg)
Организация коррекционной и лечебно-оздоровительной работы в условиях начальной школы – детского сада IV вида
В статье рассказывается об организации коррекционной и лечебно-оздоровительной работы, проводимой на базе комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/21/picture-656275-1440176650.jpg)
"Свободная самостоятельная деятельность детей:характеристика компонентов,условий успешной организации"
ФГОС дошкольного образования ставят перед педагогами целевые ориентиры, важнейшими из которых являются развитие у ребенка инициативности, самостоятельности, умения взаимодействовать со взрослыми...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/13/picture-67458-1460544692.jpg)
Функционирование районного ресурсного центра по внедрению ФГОС ДО как условие успешной организации деятельности педагогов ДОО.
Результативность работы районного ресурсного центра. Цели, задачи, перспективы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-461897-1508436689.jpg)
Конспект сюжетно – ролевой игры: «Открываем кафе «Вкусняшка» для открытого показа на городском методическом объединении по теме: «Игровая деятельность как условие успешной социализации дошкольников» для педагогов дошкольных образовательных учреждени
Конспект сюжетно – ролевой игры:«Открываем кафе «Вкусняшка»для открытого показа на городском методическом объединениипо теме: «Игровая деятельность как условие успешной с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-880131-1484820817.jpg)
Проект образовательной программы для детского сада МОУ "Начальная школа-детский сад г. Можайска"
Программа включает конкретное содержание образовательных областей с учётом возрастных и индивидуальных осо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-416501-1485337678.jpg)
Организация развивающей предметно-пространственной среды как одно из условий успешной социализации дошкольника.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонности, инте...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-1198395-1576086372.jpg)
Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией МОУ начальная школа-детский сад п. Красная Горка
Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организациейМОУ начальная школа-детский сад п. Красная Горка...