"Свободная самостоятельная деятельность детей:характеристика компонентов,условий успешной организации"
консультация на тему
ФГОС дошкольного образования ставят перед педагогами целевые ориентиры, важнейшими из которых являются развитие у ребенка инициативности, самостоятельности, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Самостоятельная детская деятельность является важным направлением образовательного процесса. Поэтому необходимо обеспечить педагогическую поддержку развития свободной самостоятельной детской деятельности.В материале раскрыты основные компоненты самостоятельной детской деятельности, её виды и условия, необходимые для успешной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_svobodnaya_samostoyatelnaya_deyatelnost_detey.docx | 97.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №16 «Голосок» компенсирующего вида»
Консультация для педагогов на тему:
«Свободная самостоятельная деятельность детей:
характеристика компонентов, условий успешной
организации»
Подготовила: старший воспитатель
первой квалификационной категории
Левашова М.В.
Вязники
октябрь 2015 г.
Свободная самостоятельная деятельность занимает важное место в образовательном процессе дошкольных организаций. Несмотря на то, что самостоятельная деятельность детей имеет место в различные режимные моменты (на прогулках, во время хозяйственно-бытового труда и др.), в повседневной жизни дошкольного учреждения термин «самостоятельная деятельность» чаще всего связывается со свободным временем и употребляется в случаях, когда речь идет об организации детьми занимательных дел, игр по интересам. Именно в свободное время ребенок получает полную самостоятельность действий, начиная с выбора вида занятости.
Остановимся на характеристике свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Такая деятельность отличается разнообразием, ее видами выступают:
— игровая (сюжетно-ролевые, режиссерские, развивающие и другие игры);
— изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
— музыкальная (игра на детских музыкальных инструментах, исполнение песен, хороводов, танцев, организация музыкально-дидактических игр и т. п.);
— художественно-речевая (рассматривание книг, иллюстраций, рассказывание и сочинение сказок, стихотворений, создание альбомов типа «Любимые сказочные герои» и т. п.);
— трудовая (работа с природным материалом, бумагой, картоном, вышивка, вязание и т. п.);
— конструирование (создание построек с использованием конструкторов и строительных наборов и т. п.);
— двигательная (выполнение упражнений с использованием физкультурного оборудования: обручей, скакалок, мячей, использование самокатов, лыж, организация подвижных, спортивных игр и т. п.).
Включение детей в самостоятельную деятельность происходит по-разному: по личной инициативе, приглашению сверстников, иногда — педагога. Ребенок может быть активным участником игры, продолжительно и увлеченно что-то мастерить, а может включаться в дело лишь фрагментарно, просто наблюдать за индивидуальной или совместной деятельностью детей. Дети вправе заниматься одним делом в течение всего свободного времени, допустимо выполнение нескольких видов деятельности, например поиграть со сверстниками в настольно-печатную игру, сделать из бумаги воздушного змея, разрисовать его и др.
Возникает вопрос: всегда ли занятость ребенка в свободное время стоит рассматривать как самостоятельную деятельность?
Утвердительно можно ответить в том случае, если в проявлении личностной активности ребенка прослеживаются все три компонента деятельности: ориентировочный, исполнительный и контрольно-корректировочный. Активность 5—6-летних детей, реализующуюся в виде отдельных действий, нельзя отнести к деятельности, а в ряде случаев и к полезной, рациональной занятости. Исключение составляют действия нравственно-этической направленности, связанные с разрешением конфликтных ситуаций, проявлением эмпатийных форм поведения (оказание помощи, дружеской поддержки и т. п.), а также с особенностями физического и психического состояния детей (плохое самочувствие, эмоциональная напряженность, коммуникативная несостоятельность и др.).
Для того чтобы педагогическая поддержка и управление самостоятельной деятельностью детей в свободное время носили практико-значимый, эффективный характер, необходимо хорошо ориентироваться в сущностных сторонах этой деятельности, знать ее структуру. В дошкольной педагогике термин «самостоятельная деятельность» впервые находит содержательное раскрытие в работах Н. А. Ветлугиной. Также о свободной самостоятельной детской деятельности писали А.В. Запорожец и А.Н. Леонтьев.
Ссылаясь на теоретические труды А. В. Запорожца и А. Н. Леонтьева, раскроем содержательную сторону всех компонентов, входящих в свободную самостоятельную деятельность.(Схема 1)
I. Ориентировочный компонент включает следующие составляющие.
1. Мотив — побудитель к деятельности. У дошкольников доминирующим мотивом выступают интересы. Ребенок выбирает лишь те игры, досуговые занятия, которые являются для него привлекательными и желанными, пробуждают радость творчества. Ребенка могут заинтересовать роль, которая отводится ему в игре, возможность самовыражения в танце, общении со сверстниками и т. п. Интерес выступает тем потенциалом субъективной избирательной активности, который стимулирует деятельность ребенка, создает благоприятный эмоциональный фон для организационных и организаторских проявлений, реализации индивидуальных досуговых увлечений.
2. Цель. Она направляет и регулирует личностную активность, поведение детей. Цели подчиняются все компоненты деятельности. Она обусловливает характер организации деятельности (совместная или автономная), проявление личностных качеств, волевых процессов.
3. Опорные знания и представления. Успех ориентировочной части во многом определяется наличием личностного опыта, основу которого составляют знания и представления, необходимые для организации досуговых игр и дел. В их число входят: знания и представления о специфике выполнения разных видов деятельности (рисования, конструирования, ручного труда и др.), а также знания и представления о процессе организации деятельности.
Первые можно выделить как опорные: они обеспечивают содержательность выбранного ребенком дела, разнообразие действий, творческий характер выполнения. Например, в аппликации — это знания различных способов вырезания, наклеивания, расположения на листе бумаги; в музыкальной деятельности — знания элементов музыкальной грамоты, приемов игры на детских музыкальных инструментах, танцевальных движений и т. п. Эти знания служат детям важным условием для перехода от желаемого к реальному воплощению замысла.
Второй составляющей личностного опыта выступают знания и представления о процессе организации деятельности, последовательности действий, приводящих к выполнению всех компонентов деятельности, достижению заранее задуманного результата. Они являются инвариантными, независимыми от выбора ребенком вида самостоятельной деятельности, обеспечивают осознанное выполнение всех ее компонентов и могут быть представлены в виде правил, схем, инструкций, алгоритмических предписаний. На основе актуализации личностного опыта намечается план.
4. Планирование — определение средств и последовательности этапов, действий, необходимых для достижения поставленной цели.
II. Исполнительский компонент включает выполнение действий двух видов — организационных и действий, обусловленных спецификой конкретного выбранного дошкольниками досугового дела, игры.
1. Организационные действия — общие для всех видов самостоятельной деятельности. Они составляют часть основной работы, выступают неотъемлемым элементом любого самостоятельно выбранного ребенком занятия. В число организационных действий входят определение цели, планирование, подготовка необходимых атрибутов, предметов, контроль за способом выполнения и др.
2. Действия, обусловленные спецификой конкретного выбранного ребенком или детьми дела, игры. Эти действия носят специфический характер, поскольку применяются внутри одного конкретного вида деятельности, обеспечивая ее содержательность, разнообразие действий, стиль выполнения. Например, в лепке — владение техникой раскатывания пластилина, соединения деталей, украшения с использованием элементов декоративности и др.
В исполнительный компонент входит также получение результата как реализованной цели. В продуктивных видах деятельности — это материальные предметы (рисунок, поделка, постройка). В непродуктивных видах игровой, коммуникативной деятельности — положительные эмоции (А. Н. Леонтьев), выполнение взятой на себя роли (Д. Б. Эльконин) и пр.
III. Контрольно-корректировочный компонент включает контроль за способами действий, сопоставление полученного результата с поставленной целью.
Успешность выполнения всех компонентов, входящих в свободную самостоятельную деятельность детей, зависит от умения детей ее организовывать. Умение организовывать самостоятельную деятельность относится в числу общих и включает целый ряд организационных умений (таблица):
— поставить, принять (при организации совместных видов деятельности) цель деятельности;
— спланировать последовательность выполнения действий, обеспечивающих успешность выполнения поставленной цели;
— реализовать намеченное, используя для этого заранее продуманные атрибуты, предметы, привлекая личный опыт, советы педагога, сверстников;
— осуществить самоконтроль;
— осуществить самооценку.
Хотя все выделенные организационные умения обладают свойством широкого переноса, в то же время в конкретном применении они зависят от специфики выбранного детьми занятия, поскольку именно вид самостоятельной деятельности обусловливает содержательную наполненность каждого организационного действия.
Все организационные умения тесно связаны между собой. Так, недостаточная сформированность способов действий, входящих в умение спланировать последовательность выполнения действий, негативно влияет на выполнение способов действий, входящих в умение реализовать намеченное, что неизбежно снижает общий уровень умения организовывать самостоятельную деятельность в целом. Будучи взаимосвязанными, они находятся в определенной иерархии, и только соблюдая представленную выше последовательность их осуществления, можно достичь успешности самореализации детей в свободной самостоятельной деятельности, помочь овладеть умением ее организовывать и в результате — развить у старших дошкольников культуру досуговой деятельности.
Каждое умение в свою очередь делится на операции, т. е. способы его выполнения.
Организационные умения | Способы их выполнения |
Умение выделить цель деятельности, принять цель от других при организации совместных видов деятельности | 1. Определить, что делать, во что играть и т. п. 2. Согласиться с предложением сверстника (сверстников). 3. Не согласиться с предложением сверстника (сверстников), аргументировав причину своего несогласия |
Умение планировать последовательность выполнения действий, обеспечивающих успешность выполнения поставленной цели | 1. Подобрать средства, предметы, необходимые для реализации выбранного вида деятельности. 2. Продумать основные этапы работы, последовательность действий, приводящих к желаемому результату |
Умение реализовать намеченное, используя для этого заранее продуманные атрибуты, предметы, привлекая личный опыт, советы педагога, сверстников | 1. Подготовить все необходимое к осуществлению деятельности, убрать — по ее окончании (для тех видов деятельности, где необходимы определенные средства: карандаши, краски, пластилин и др.). 2. Реализовать намеченные в процессе планирования способы действия, взаимодействие со сверстниками. 3. Реализовать возникшие в процессе выполнения деятельности способы действий, взаимодействие со сверстниками |
Умение осуществить самоконтроль | 1. Контролировать процесс организации деятельности. 2. Сравнить полученный результат с поставленной целью |
Умение осуществить самооценку | 1 . Проанализировать результат деятельности с позиции качества полученного результата. 2. Проанализировать результат деятельности с позиции организации, осуществления организационных действий |
Рассмотрим подробнее каждое организационное умение.
1. Умение выделить цель деятельности, принять цель от других при организации совместных видов деятельности. Включение детей в различные виды совместной и индивидуальной досуговой деятельности, выбор тематики игр, области художественного творчества и др. определяют интересы, эмоциональный настрой, сложившиеся дружеские взаимоотношения со сверстниками, а порой и вдохновение дошкольников. Цель направляет действия ребенка, способствует концентрации внимания, стимулирует волевые усилия, творческие проявления. В процессе организации самостоятельной
деятельности выбор цели обеспечивает полезную занятость детей, а ее осознание — рациональные действия ребенка, увлеченность любимым делом, получение желаемого результата. 2. Умение планировать последовательность выполнения действий, обеспечивающих успешность выполнения поставленной цели. Суть этого умения заключается в выделении средств, условий, способов действий, которые должны привести к достижению поставленной цели. Дошкольник не склонен к детальному планированию цепочки действий, пошаговому продумыванию последовательности их выполнения. Для детей характерна схематичность планирования. Они могут выделить и выразить словами лишь отдельные этапы работы, выполнения игровых действий. Но это очень важно. Обдумывание в умственном плане хода выполнения деятельности приучает детей к более осознанному выполнению действий — игровых, изобразительных, двигательных и др. В условиях самостоятельной деятельности планирование далеко не всегда проявляется в словесном плане, выражается в речи. Сформированность умения планировать прослеживается в рациональных действиях детей, соблюдении необходимой последовательности их выполнения, в достижении качественного результата.
3. Умение реализовать намеченное, используя для этого заранее продуманные атрибуты, предметы, привлекая личный опыт, советы педагога, сверстников. Важно подчеркнуть, что у дошкольников практическая реализация намеченного бывает значительно богаче и разнообразнее предварительного планирования. Это объясняется возрастными особенностями детей, а именно неготовностью совершать длительную внутреннюю работу, при которой сознательно и произвольно регулируются все побуждения и предстоящие действия. Увлеченность работой, игрой часто побуждает ребенка к действиям, способам поведения, спонтанно возникшим в процессе осуществления
самостоятельной деятельности. Педагогу следует одобрять появление новых задумок, способов действий, вариантов решения поставленных задач и т. п.
4. Умение осуществить самоконтроль. В свободной самостоятельной деятельности ребенка имеют место два вида самоконтроля — итоговый и процессуальный. Суть итогового
самоконтроля заключается в сравнении полученного результата с поставленной целью и последующем исправлении неточностей, ошибок. Этот вид самоконтроля не затрагивает хода деятельности, а именно последовательность, полноту, правильность выполнения действий. Процессуальный, или пооперационный, самоконтроль представляет собой сопоставление ребенком производимых действий с намеченной целью. В продуктивных видах деятельности (рисование, ручной труд и др.) важны два вида самоконтроля; для игровой, двигательной, коммуникативной характерен только процессуальный самоконтроль.
5. Умение осуществить самооценку. После выполнения досуговой деятельности ребенок должен побуждаться к анализу процесса выполнения той или иной деятельности, а также полученного результата. В продуктивных видах деятельности оценивается как результат, т. е. полученный продукт (рисунок, поделка и т. п.), так и процесс организации деятельности. В непродуктивных видах деятельности оценивается лишь процесс их организации, что даже в старшем дошкольном возрасте возможно лишь под руководством взрослых.
На основании всего вышесказанного можно заключить, что умение организовывать свободную самостоятельную деятельность представляет собой усвоенный ребенком комплекс действий: поставить или принять от сверстников цель деятельности; умение спланировать последовательность выполнения действий; умение реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и умение осуществить самооценку.
Как, Вы считаете, дети вашей группы обладают данными умениями? (анализ ситуации в группах)
Условиями, обеспечивающими успешность организации разных видов самостоятельной деятельности, являются наличие у детей интересов, личного опыта, создание соответствующего уклада жизни в дошкольной образовательной организации.
Наличие интересов. Интерес — сложное и значимое для ребенка образование, изначальная форма субъективных проявлений. Интерес выступает стимулятором, важнейшим побудителем любой деятельности, обусловливает избирательный характер проявления активности.
Приобретая действенный характер, оказывая свое влияние на процесс и результат деятельности, интерес обусловливает склонность к определенному виду занятий, игр. Мы с вами наблюдаем за детьми и заполняем паспорт группы, в котором отражаем интересы и способности детей группы.
Интересы формируются под влиянием множества условий, ведущими из которых выступают общение со взрослыми, педагогически организованная окружающая среда, располагающая к освоению социального опыта, проявлению активности, преобразованию окружающей действительности
Чем шире, устойчивее интересы детей, тем больше шансов, что их свободное время пройдет продуктивно и увлекательно. Поэтому педагогу важно поддерживать и развивать интерес детей к разным видам деятельности (изобразительной, художественно-речевой, двигательной и др.) через обогащение их содержания, «деятельностно-опосредованное» (В. А. Петровский), эмоционально насыщенное взаимодействие педагога с детьми, поддержку поисково-творческих, самостоятельных действий и др.
Личный опыт — понятие весьма широкое. В аспекте данной проблемы под личным опытом понимается та часть базисных знаний, представлений, умений и навыков, которые осваиваются детьми в процессе специально организованной образовательной деятельности и служат основой для проявления субъектности дошкольника в разных видах деятельности. Чем больше у ребенка их объем, тем большее разнообразие вносится в процесс выполнения задуманного. В пределах одного вида деятельности, например аппликации, их объем может быть достаточно широким и реализовываться вариативно: вырезание из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, способом обрывания и др.
Направляющим и регулирующим началом развития личного опыта с позиции возраста, области миропознания служат общеобразовательные программы. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, в разделе II «Требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования и ее объему» выделены следующие направления развития, которые должны находить отражение в содержании программ для детей дошкольного возраста: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. То есть, опыт выполнения аппликаций разных видов, рисования с использованием различных материалов, игры на музыкальных инструментах и д. ребёнок получает в ходе непосредственно-образовательной деятельности на занятии, а потом переносит его в свободную деятельность. Кроме того, особо стоит подчеркнуть роль ценностных представлений о свободном времени, которые должны составлять важную часть личного опыта, служить основанием для проявления отношения к самостоятельной деятельности, процессу ее организации.
Уклад жизни дошкольного образовательного учреждения. Под укладом жизни дошкольного образовательного учреждения в рамках рассматриваемого направления понимается педагогически организованное пространство, поддерживающее и стимулирующее полезную занятость детей, обеспечивающее разноплановую личностную самореализацию, естественный процесс саморазвития, субъект-субъектное взаимодействие. Уклад жизни придает каждому дошкольному образовательному учреждению неповторимость и уникальность, своеобразие функционирования. Уклад жизни дошкольного образовательного учреждения образуют следующие составляющие.
Созданная предметно-развивающая среда. Такая среда должна строиться с учетом культурно-исторических, этнических, демографических и др. особенностей региона, запросов родителей, увлечений детей. Сама атмосфера, эмоционально комфортная, эстетически оформленная, должна выступать фактором, обусловливающим личностное совершенствование, возникновение новых увлечений, культурных потребностей, являться регулятором поведения в целом. По данным С. Л. Новоселовой, Е. О. Смирновой, В. А. Петровского и других авторов, такая среда включает три блока: общий дизайн помещения, организацию пространства жизнедеятельности детей и наличие различных игрушек, игр, предметов, пособий.
А) Общий дизайн помещения: интерьер групповых комнат, эстетика оформления окружающей обстановки (наличие репродукций живописи, произведений декоративно-прикладного искусства и т. д.), единый стиль, адекватный назначению и т. д.
Б) Организация пространства жизнедеятельности детей должна включать разные функциональные зоны — игровую, место для конструирования, организации изобразительной деятельности и др. С целью реализации личностно ориентированного подхода необходимо создавать зону, в которой будут располагаться предметы, игрушки, принесенные детьми из дома. В дошкольной педагогике утвердились принципы, выделенные В. А. Петровским, с ориентацией на которые следует выстраивать пространство жизнедеятельности детей:
— статичность и подвижность. Статичность предусматривает постоянство, неизменность, что обеспечивает ребенку надежность, защищенность; подвижность — возможность ее изменения, что важно для поддержки детского творчества, проявления самостоятельности;
— гибкость зонирования предполагает создание функциональных помещений (для игр, театра, конструирования). Дети должны иметь возможность переносить предметы, игрушки в любую часть групповой комнаты, использовать их в разных функциональных помещениях.
— комфортность: предметы необходимо располагать так, чтобы ребенок мог свободно брать их, использовать по своему усмотрению; игрушки должны быть надежны, безопасны, удобны в использовании;
— открытость — закрытость предполагает, с одной стороны, возможность уединения, организации автономной деятельности, например за ширмой; с другой стороны, ребенок должен иметь условия для общения с детьми, возможность видеть, как они играют, рисуют и т. д.;
—учет половых различий — наличие специальных наборов предметов, игрушек как для девочек, так и для мальчиков.
В) Наличие различных игрушек, игр, предметов, пособий. Их набор должен отвечать эстетическим, педагогическим, гигиеническим требованиям, а именно побуждать к общению, деятельности, определять ее содержание, способствовать обогащению всех сфер личности (познавательной, эмоциональной, деятельностной и др.), стимулировать проявление самостоятельности, творческой активности детей, обогащать эстетический вкус и т. д.
Сложившаяся система взаимоотношений, духовно-развивающего общения. В свободной самостоятельной деятельности общение, сложившиеся взаимоотношения выступают факторами успешности личностной самореализации детей. Общение педагога с детьми должно носить настраивающий, помогающий, а также оценочный и эмпатийный (сочувствующий) характер.
Настраивая детей, оказывая им помощь, педагог должен постоянно поддерживать их уверенность в своих силах, ориентацию на успех, создавать благоприятную обстановку для творческих проявлений, самостоятельного выбора действий, способов решения поставленных задач.
При оценивании педагог либо принимает начинания ребенка, процесс организации самостоятельной деятельности, поддерживает его, либо отвергает, аргументируя свое несогласие. При выражении сочувствия педагог идентифицируется с эмоциональным состоянием ребенка, что позволяет достичь эффекта понимания, субъект-субъектных отношений.
Стоит особо подчеркнуть значимость эмоционального характера общения. Эмоциональная окрашенность общения создает атмосферу искренности, справедливости и взаимодоверия, обеспечивает богатство личностных проявлений, свободу выражения чувств, снижает риск возникновения конфликтных ситуаций.
В общении нельзя допускать пресыщения, формальных эмоциональных проявлений. Например, постоянно звучащая радостно-приподнятая речь педагога с улыбкой на лице притупляет остроту восприятия информации, приводит к нарушению диалога, в основе которого лежат порой очень тонкие, доверительные отношения. То же самое, можно сказать и о преобладании отрицательной эмоциональной окрашенности речи педагога. Отрицательные эмоции гасят уверенность в себе, желание действовать, экспериментировать, творить. Отзывчивость, понимание душевного состояния детей, причин переживаний позволяют достичь эмоционального резонанса с каждым ребенком, придают чувственную окраску взаимоотношениям с дошкольниками.
Атмосфера эмоционального комфорта и благополучия. Полноценная организация свободной самостоятельной деятельности невозможна без учета такой стороны личностного проявления, как эмоциональное самочувствие детей, которое выражается в виде эмоционального благополучия или неблагополучия. Эмоциональное благополучие связано и непосредственно зависит от характера контактов и отношений (с педагогом, близкими людьми, сверстниками), опыта эмоционального воздействия на других, опыта организации разных видов деятельности, характера самореализации в них. Мы можем видеть, что поведение, деятельность детей в свободной самостоятельной деятельности насыщена разнохарактерными личностными проявлениями, ситуативными формами поведения, связанными с удовлетворением потребностей, статусным положением ребенка, характером взаимоотношений со сверстниками, организационными умениями и способностями (кто-то из детей является лидером и распределяет роли в игре, а кто-то подчиняется; кто-то из детей является предпочитаемым и с ним все хотят играть, а кого-то - в игру не принимают).
Установление традиций — элементов социального и культурного наследия, сохраняющихся в дошкольной организации в течение длительного времени. В качестве традиций могут выступать нормы поведения, установленные правила, например пополнение предметно-игровой среды новыми атрибутами и пособиями в начале каждой недели, оформление выставок «Как я провел свободное время» в конце недели и др.
Таким образом, свободная самостоятельная деятельность детей — важное направление образовательного процесса. Успешность проведения свободного времени детьми зависит от сформированности умения организовывать самостоятельную деятельность, а именно от умения:
— поставить цель (как провести свободное время, чем заняться), принять цель от сверстников при организации совместных видов деятельности;
— спланировать способы действий, необходимую последовательность их осуществления для достижения желаемого результата;
— заранее подготовить все необходимые предметы, игрушки и т. п. для выполнения намеченной работы, игры, а по окончании — убрать в специально отведенное для этого место;
реализовать задуманное, применяя разнообразные способы действий, заранее подготовленные атрибуты, предметы, привлекая личный опыт, советы педагога, сверстников;
_ следить за последовательностью выполнения организационных действий, сравнять полученный результат с намеченной целью (самоконтроль);
— оценить итоги своей работы (самооценка).
Условиями, обеспечивающими успешность формирования умения организовывать самостоятельную деятельность, являются наличие у детей интересов, личного опыта и создание соответствующего уклада жизни в дошкольной образовательной организации.
Необходимые организационные умения
старших дошкольников
в свободной самостоятельной деятельности
Организационные умения | Способы их выполнения |
Умение выделить цель деятельности, принять цель от других при организации совместных видов деятельности | 1. Определить, что делать, во что играть и т. п. 2. Согласиться с предложением сверстника (сверстников). 3. Не согласиться с предложением сверстника (сверстников), аргументировав причину своего несогласия |
Умение планировать последовательность выполнения действий, обеспечивающих успешность выполнения поставленной цели | 1. Подобрать средства, предметы, необходимые для реализации выбранного вида деятельности. 2. Продумать основные этапы работы, последовательность действий, приводящих к желаемому результату |
Умение реализовать намеченное, используя для этого заранее продуманные атрибуты, предметы, привлекая личный опыт, советы педагога, сверстников | 1. Подготовить все необходимое к осуществлению деятельности, убрать — по ее окончании (для тех видов деятельности, где необходимы определенные средства: карандаши, краски, пластилин и др.). 2. Реализовать намеченные в процессе планирования способы действия, взаимодействие со сверстниками. 3. Реализовать возникшие в процессе выполнения деятельности способы действий, взаимодействие со сверстниками |
Умение осуществить самоконтроль | 1. Контролировать процесс организации деятельности. 2. Сравнить полученный результат с поставленной целью |
Умение осуществить самооценку | 1 . Проанализировать результат деятельности с позиции качества полученного результата. 2. Проанализировать результат деятельности с позиции организации, осуществления организационных действий |
Виды
свободной самостоятельной деятельности дошкольников
Виды
свободной самостоятельной деятельности дошкольников
Условия успешной организации
самостоятельной детской деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевой среды для свободного общения на татарском языке через НОД и самостоятельную деятельность.
Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методичес...
«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников. Создание условий для развития свободной игровой деятельности»
«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников.Создание условий для развития свободной игровой дея...
Свободная САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ дошкольников.
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста...
Выступление на родительском собрании На тему: «Формирование речевой среды для свободного общения на татарском языке через ОД и самостоятельную деятельность»
Выступление на родительском собранииНа тему:«Формирование речевой средыдля свободного общенияна татарском языке через ОД и самостоятельную деятельность»...
Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей
Чтобы дошкольники достигли успехов в изготовлении поделок в стиле оригами, необходимо создать условия для их свободной самостоятельной деятельности.Идеальными можно считать условия, при которых в дост...
«Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольной образовательной организации»
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанн...
Подбор содержания и создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей
Тема "Друзья планеты Земля"...