«Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольной образовательной организации»
статья

Исаева Наталия Евгеньевна

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isaeva_avgustovskaya_ped_konferentsiya_2020.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колосок»

Выступление на августовской педагогической конференции работников образования

Тамбовского района в 2020 году

Секция для воспитателей МАДОУ

«Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО»

Тема:

«Использование технологии «Час игры»  как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольной образовательной организации»

Автор: Исаева Наталия Евгеньевна,

воспитатель

2020 год

Использование технологии «Час игры»  как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольной образовательной организации

Автор: Исаева Н.Е., воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Колосок»

«...Дайте же детям играть, пока игра их радует,

влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Егор Арсеньевич Покровский

(педиатр, психолог, доктор медицины)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий.

В настоящее время самостоятельная игровая деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.

Самостоятельная игровая деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.

Причем ребенок должен иметь возможность удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной игровой деятельности. И здесь, важно продумать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет активизировать, вызывать у ребенка интерес к деятельности. Найти такие дидактические материалы, которые с одной стороны мотивировали детей на деятельность, а с другой стороны позволяли бы решать задачи образовательного процесса. Либо использовать современные игровые технологии.

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности - в игре.

Рассмотрим технологию «Час игры», как наиболее приемлемую для рганизации свободной самостоятельной деятельности.

Технология «Час игры» предназначена для детей 4-7 летнего возраста. В процессе игры происходит смена видов деятельности, что позволяет исключить всякого рода перегрузки, утомляемость ребенка. Игра в этом случае должна выступать не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей.

Цель технологи -  создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в различных областях деятельности и обеспечение их эмоционального благополучия.

Задачи технологии:

  • создать эмоционально-положительную среду, позволяющую развивать творческие и созидательные способности детей в игровой деятельности;
  • формировать социальное доверие, способствующее общности и сплоченности в коллективе;
  • содействовать укреплению здоровья детей, совершенствовать психомоторные способности ребенка (мышечную силу, гибкость, выносливость);
  • -развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание;
  • способствовать развитию навыков визуализации, включающих распознавание форм, образов и материалов;
  • развивать лидерство, инициативу, чувство взаимопомощи.

Технология «Час игры» способствует развитию языковых умений, кинетических, кинестетических, визуально-пространственных навыков, навыков межличностного общения.

Самостоятельная игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет.

Для развития свободной и самостоятельной игровой деятельности и оптимального ее проведения необходимо:

• чтобы дети имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;

• непрерывное обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;

• обладание детьми необходимыми для игры конструктивными умениями;

• сформированность устойчивых игровых интересов, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

Значение организации игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества. В то же время педагог должен влиять на содержание игры, учить детей способам взаимодействия, помогать, согласовывать замыслы, распределять роли, договариваться о правилах.

«Час игры» должен проходить в доброжелательной и ненавязчивой форме. При планировании игрового часа важно предусмотреть следующее:

  1. Педагог должен не только наблюдать за игровой деятельностью детей, но и анализировать ее: определить этап развития, отобрать приемы, которые обеспечат дальнейшее развитие игры, оценить уровень интереса детей;
  2. Во время одного игрового часа могут быть предусмотрены разные виды игр;
  3. Педагог должен быть внимателен к настроению детей;
  4. Игровой час может быть организован различными способами, очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребенка к конкретному виду игр.
  5. Педагог должен заготовить всё, что может потребоваться детям в их игре или пробудить фантазию, творчество (неоформленный и оформленный игровой материал) – всё, что находится в группе, предоставлено детям.

Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной. Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещения. Помимо этого, педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка. Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в микрогруппы играющих, ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре и т. д.

Таким образом, заинтересованность педагога, его желание и умение педагогически целесообразно организовать игровую деятельность детей в игровой час необходимо для того, чтобы эффективно использовать этот час для развития детей и подготовки их к школе.

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что свободная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. Свободная самостоятельная игровая деятельность имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей с универсальными подвижными играми и их активное внедрение в самостоятельную игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста».

 Игра – это естественный процесс развития ребёнка, где «НАДО», «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадают, и мы должны восстановить этот баланс, это естественное желание ребёнка хотеть играть....

Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...

"Создание условий для развития самостоятельной игровой деятельности детей"

Создание условий для самостоятельной игровой деятельности....

Организация игровой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении

Издавна считалось, что именно в детстве ребенку необходимо играть. До появления интернета, в каждом дворе дети играли, это было главным принципом существования. Игра объединяла больших и маленьких, уч...

Организация игровой деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении

Издавна считалось, что именно в детстве ребенку необходимо играть....

Советы родителям по созданию предпосылок и условий для развития самостоятельной игровой деятельности детей

В статье сформулирован ряд рекомендаций родителям и педагогам для стимулирования развития самостоятельной игровой деятельности детей....

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...