Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей
консультация на тему

Чтобы дошкольники достигли успехов в изготовлении поделок в стиле оригами, необходимо создать условия для их свободной самостоятельной деятельности.

Идеальными можно считать условия, при которых в доступном для детей, хорошо освещенном месте находилось бы все необходимое для изготовления бумажных поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты (они непременно должны быть привлекательны и эстетично оформлены), книги с рекомендациями и схемами по изготовлению бумажных фигурок.

Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Ребята с удовольствием мастерят фигурки, создают разнообразные композиции и т.п. Причем, дошкольники с одинаковым интересом делают фигурки и из больших квадратов, и из маленьких. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными. Замечательно тренируют мелкую мускулатуру рук.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для свободной самостоятельной

деятельности детей

Чтобы дошкольники достигли успехов в изготовлении поделок в стиле оригами, необходимо создать условия для их свободной самостоятельной деятельности.

Идеальными можно считать условия, при которых в доступном для детей, хорошо освещенном месте находилось бы все необходимое для изготовления бумажных поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты (они непременно должны быть привлекательны и эстетично оформлены), книги с рекомендациями и схемами по изготовлению бумажных фигурок.

Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности. Ребята с удовольствием мастерят фигурки, создают разнообразные композиции и т.п. Причем, дошкольники с одинаковым интересом делают фигурки и из больших квадратов, и из маленьких. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными. Замечательно тренируют мелкую мускулатуру рук.

Уважаемые взрослые, возможно без вашей помощи ребенок не сможет смастерить свои первые поделки — помогите ему, будьте с ним рядом, похвалите за успехи, поддержите в неудачах. Вскоре вы убедитесь, что изготовление фигурок в стиле оригами станет одним из самых любимых увлечений ваших детей.

Регулярно просматривайте вместе с воспитанниками все то, что им удалось сделать. Демонстрируйте при этом искреннюю заинтересованность, положительно оценивайте творческую инициативу каждого ребенка независимо т полученного им результата.

Как только вы заметите, что интерес к изготовлению бумажных фигурок падает, придумайте что-нибудь новенькое — прочитайте, присланное Царем-Картоном увлекательное письмо, внесите новую пооперационную карту с последовательностью изготовления необычной игрушки...

Изготовленные поделки дети могут забирать домой, дарить малышам и т.д. Коллективные работы найдут свое место в оформлении интерьера группы и всего образовательного учреждения.

Организация уголка оригами

Организацию самостоятельной деятельности детей можно начать с оборудования уголка оригами, в котором можно проводить индивидуальную работу с детьми, изготовлять игрушки с детьми небольших подгрупп. Уголок оригами должен быть активно работающим, а не бездействующим. В начале года воспитатель вместе с детьми советуется где лучше расположить уголок. В выбранном месте установите шкаф с откидными или выдвижными столиками или укрепите полки на доступной детям высоте. Выделять специальный стол для уголка необязательно. Дети, желающие поработать в уголке, всегда найдут удобное, хорошо освещенное место за свободными столами.

Материал лучше разложить в коробки. Коробки должны быть целыми и легко открываться. Необходимы для работы детей пооперационные карты, чертежи, выкройки рисунков и образцов поделок. Воспитатель периодически обновляет их набор: после занятия на определенную тему в уголке оригами появляется другая игрушка, выполненная по тому же принципу и тем же способом действия.

Самостоятельная деятельность имеет большое значение в развитии творческих способностей ребенка. Именно во время самостоятельной работы он может полностью сосредоточиться на изготовлении своей поделки, подобрать нужный материал, найти необычное конструктивное решение, сделать ту поделку, которую захочет.

Привычка детей работать в уголке оригами, самостоятельно делать различные поделки и атрибуты для игр формируется постепенно на основе устойчивого интереса к этой деятельности. В первое время следует ненавязчиво привлекать детей к работе в уголке, используя в процессе повседневной жизни удобные ситуации. Например, дети играют в инопланетян - нужны шапочки, на которых устроены антенны для приема сигналов из космоса. Воспитатель предлагает сделать такие шапочки, чтобы, надев их, сразу стало понятно, в кого играют дети.

В уголке дети могут делать подарки на день рождения друзьям, куклы для спектакля, игрушки для игр.

Безусловно, в группе могут найтись такие дети, которые не испытывают интерес к этому виду деятельности. Не надо принуждать их. Всегда найдется время, когда заинтересовав ребенка необычной, интересной игрой, можно будет вовлечь его в работу в уголке оригами.

Воспитатель ни в коем случае не должен навязывать детям свою волю, даже если он запланировал индивидуальную работу с кем-то из них. Совместная работа должна приносить ребенку радость и ни в коем случае не должна быть наказанием за неуспехи на занятии.

Рекомендации педагогам

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм: овладеть складыванием классических моделей.

Перед очередным занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах (один - в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой - в развернутом), материал для складывания, необходимый каждому ребенку: бумагу определенного цвета, формы, размера, фактуры; клей, карандаши; фломастеры.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

Желательно оформлять выставки: текущие - стоящие из работ прошедшего занятия; сезонные - охватывающие работу сезона («Золотая осень», «Зимняя сказка», «Весенний перезвон»), тематические -посвященные определенному событию и теме («Сказки Пушкина», «Чукоккола», «Сказка за сказкой», «День рождения города»), объединяющие как индивидуальные, так и коллективные работы.

При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки. Перед потешками, которые начинаются со счета, можно рассказать стишок:

Много могут пальчики -

Озорные мальчики:

Могут карандаш держать,

Чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машинку, и зверей.

Приготовьтесь поскорей!

Вы готовы? Начинаем,

Но сначала посчитаем!

Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС дошкольного образования».

Галиева  Гузель Фанилевнастарший воспитательМБДОУ   детский сад     №228 Советского района городского округа   город Уфа Республики Башкортостан...

"Свободная самостоятельная деятельность детей:характеристика компонентов,условий успешной организации"

ФГОС дошкольного образования ставят перед педагогами целевые ориентиры, важнейшими из которых являются развитие у ребенка инициативности, самостоятельности, умения взаимодействовать со взрослыми...

Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника"

Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника". К консультации прилагается презентация из опыта работы....

«Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольной образовательной организации»

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанн...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....