Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника"
презентация по теме

Васильева Ирина Олеговна

Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника". К консультации прилагается презентация из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника.

(Слайд 1) Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагог должен быть готов к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. Педагог играет большую роль в достижении этой цели.

(Слайд 2) Самостоятельная  художественно-продуктивная деятельность детей тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит педагог. Роль педагога заключается в том, что он предоставляет детям необходимые условия для развития творчества:
1. Вооружает детей определенными знаниями, умениями и навыками, способами деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Речь идет о целенаправленном знакомстве детей с разнообразными изобразительными техниками и обучении способам создания детского продукта. Мы в своей работе используем парциальную программу Ирины Александровны Лыковой «Цветные ладошки» и приемы и технологии Светланы Викторовны Погодиной – художник, доцент кафедры эстетического развития МГПУ, кандидат педагогических  наук.  В занятиях  новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания,  живость и непосредственность восприятия и деятельности. Такие занятия позволяют незаметно  осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит – ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности.

(Слайд 3) Целью программы является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, посредством использования различных красочных материалов: акварель, гуашь, восковые мелки и др. Задачи Вы видите на слайде.

(Слайд 4) Вашему вниманию представлены работы детей выполненные в разных техниках подготовительной к школе группе и младшего дошкольного возрастов.

Подробнее мне бы хотелось остановиться на технологиях и приемах используемых Погодиной С.В. Отличительная особенность – использование с самого раннего возраста. Приемы просты в исполнении, интересны и увлекательны.

(Слайд 5) В своей работе мы используем бумажные салфетки. На слайде вы видите коллективную работу выполненную детьми второй младшей группы «Цветы для мамы». Как вы видите с помощью обычных бумажных салфеток можно сделать и птичку, и ёжика, и снеговика, и цветы и многое другое.

(Слайд 6) Широко используются различные крупы. Это и макаронные изделия, и рис, и манка, и овсяные хлопья. Дети с большим интересом и старательностью выкладывают каждую крупинку.

(Слайд 7) В своей работе мы используем нестандартные кисти, а именно малярные. Разной формы и толщины. С их помощью быстро и красиво можно нарисовать травку, сделать снег, как лежащий на ветках деревьев, так и сугробы, пушистую киску и многое другое.

(Слайд 8) В продолжении строительной темы мы используем строительный прижимной валик. С его помощь очень быстро и красиво получаются стволы деревьев. Из-за нанесения нескольких оттенков краски ствол получается приближенный к действительности. После, ребенку не составляет труда дорисовать веточки и с помощью салфетки посадить любую птичку, а круглой кисточкой  изобразить снег. Таким образом, получается законченная композиция.

(Слайд 9) Ещё один из приемов, полюбившийся детям – это использование различных штампов. При этом у дошкольников начинает развиваться фантазия, воображение. Что может получится из этой фигурки, на что она похожа? Или какую фигурку можно взять, чтобы получился медведь? На слайде первая работа выполнена ребенком второй младшей группы. С помощью штампа в виде капельки получились уши и мордочка зайца. Вторая работа коллективная выполнена детьми средней группы. Выбрали штампики, которые похожи на овощи и фрукты, нанесли гуашь, разных оттенков и сделали отпечаток. Получился вот такой натюрморт.

(Слайд 10) Так же используются различные средства для создания дополнительных эффектов. Так для фона используются плоская малярная кисть и влажная салфетка или полиэтиленовый пакет. Для придания яркого цвета используем чайные пакетики красных сортов чая или черного для создания фона.

Если у ребенка имеется этот багаж умений, навыков, то ему не составит трудности нарисовать н-р свой дом, который будет отличаться от других. Тем самым ребенок будет сам экспериментировать и придумывать, где он нарисует и как, здесь и начинается творческое развитие.

 (Слайд 11) Следующим условием для педагога в развития детского творчества является создание правильной предметно-развивающей среды, опережающей развитие детей.
Как вы видите на слайде наша предметно-пространственная среда  сменяемая, вариативная, организована так, что материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления продуктивной деятельности, находятся в поле зрения ребенка, доступны, он может их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Для полноценной самостоятельной деятельности детей рекомендуется применение самых различных художественных материалов и инструментов (орудий) изобразительной деятельности. Дети рисуют не только цветными  карандашами, кистями или мелками (восковыми, пастельными, меловыми), но и любыми другими предметами (прутиками, деревянными палочками, зубными щетками, ватными палочками, тряпочками, ватными тампонами). Хорошо оборудованная зона художественно-продуктивной деятельности, где ребенок имеет возможность свободно пользоваться соответствующими материалами, способствует созданию творческого настроения.

Чем насыщеннее предметно-пространственная среда, тем богаче и выразительнее будет мир ребенка.

(Слайд 12) Следующим условием для педагога является организация интересной содержательной жизни детей в ДОУ. Он обогащает их яркими впечатлениями и эмоционально – интеллектуальным опытом, неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, художественном труде. Это могут быть искусствоведческие беседы и рассказы, посещение театра, заводов, прогулки и познавательные экскурсии, мастер-классы, проведение тематических утренников, народных праздников, просмотр книг, картин, иллюстраций видеофильмов и мультфильмов познавательного направления. От того насколько эмоционально воспримут дети литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения зависит богатство их замысла, интерес к заданиям и поиску их решений.

(Слайд 13)  Одним из направлений реализации программы по требованию ФГОС ДОУ является развитие инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Для успешной реализации воспитателю необходимо вести работу по трем направлениям:

- знание и владение современными техниками образовательными технологиями;

-создание развивающей предметно-пространственной среды;

- обогащение воспитанников яркими впечатлениями и эмоционально – интеллектуальным опытом.

Дошкольный возраст  даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько мы, уважаемые педагоги, будем  развивать их,  во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль педагога в создании условий для с вободной творческой деятельности дошкольника Составила: воспитатель МБДОУ №39 Васильева Ирина Олеговна муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39» Арзамас, 2015

Слайд 2

Программно-методическое обеспечение Лыкова Ирина Александровна, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник ФГНУ ИХО РАО Погодина Светлана Викторовна , художник , кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического развития МГПУ

Слайд 3

Цель программы – формирование у детей раннего и дошкольного воз­раста эстетического отношения и ху­дожественно-творческих способнос­тей в изобразительной деятельности, посредством использования различных красочных материалов: акварель, гуашь, восковые мелки и др. Задачи: 1 . Создать условия для свободного экспериментирования с художествен­ными материалами и инструментами. 2. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. 3. Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности. 4. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. 5 . Создать условия для многоаспект­ной и увлекательной активности де­тей в художественно-эстетическом ос­воении окружающего мира.

Слайд 5

Использование бумажных салфеток


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование различных круп

Слайд 2

Использование нестандартных кистей

Слайд 3

Использование строительного валика

Слайд 4

Использование штампов

Слайд 5

Использование различных средств Влажная салфетка Полиэтиленовый пакет Чайные пакетики

Слайд 6

Предметно-развивающая среда

Слайд 7

Содержательная жизнь детей в ДОУ

Слайд 8

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько мы, уважаемые педагоги, будем развивать их, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников"

Какие условия необходимы дошкольникам при формировании навыков самостоятельной художественной деятельности....

Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей

Чтобы дошкольники достигли успехов в изготовлении поделок в стиле оригами, необходимо создать условия для их свободной самостоятельной деятельности.Идеальными можно считать условия, при которых в дост...

Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи

 В статье "Создание условий для развития творческой деятельности дошкольника в условиях семьи" даются рекомендации для родителей по организации творческой деятельности дошко...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....

Консультация"Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольника".

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...