Консультация для родителей "Создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников"
материал (старшая группа) по теме

Сеземина Наталья Николаевна


Какие условия необходимы дошкольникам при формировании навыков самостоятельной художественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx13.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников».

Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Личностно ориентированный подход в воспитании детей – самое актуальное направление в педагогических методиках. Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы ребенку помочь найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельную деятельность детей, используя подсказку, привлекает внимание к предмету, объекту, задает вопросы, оценивает результаты и уровень самостоятельности, выдумки и фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить  индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации,  изготовляют атрибуты для игры…

Самостоятельная художественная деятельность связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные НОДы  по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке. Они входят в обязательные НОДы , проводятся систематически и в порядке нарастания сложности.

Художественный опыт, полученных детьми, используется в самостоятельной изобразительной деятельности, содержание которой зависит от тематики занятий.

Во время самостоятельной деятельности детей педагогу, по мнению Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. если вначале они наблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Изобразительная деятельность в свободное от занятий время требует  соответствующего оборудования, материалов. Воспитателю об этом надо помнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то, что им необходимо.

Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается при условии оснащения группы необходимым оборудованием и пособиями. Наличие в группе, например, столов различной конструкции, мольбертов, навесных досок не только разнообразит формы организации самостоятельной изобразительной деятельности, но и поможет устранить гиподинамию. Дети начинают понимать, что рисунок начинает восприниматься как картина, если он на мольберте или на доске.

Вне НОД происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами. Желаниями. Потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им навыки и умения.

Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на  развитие самостоятельности, инициативы ребенка. Даже если все хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитии интереса  к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных ее видах. Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Создание  и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной художественной деятельности дошкольников, рассматривается также как условие оптимизации дошкольников. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности. В группе организуется зона  самостоятельной художественной деятельности – детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью. Оборудование и материалы  должны периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.