ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ЛОГОПУНКТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья по логопедии

Акманова Наиля Ахмадулловна

Ведущими задачами по образовательной области «Речевое развитие», которые решаются в детских садах, являются: овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи коррекция звукопроизношения детей. Большинство из этих задач решаются в режимных моментах, в совместной деятельности с педагогами, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности с семьей, а коррекция звукопроизношения детей проводится в процессе индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи, на логопункте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akmanova_n.a._statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ  НА ЛОГОПУНКТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

  ФГОС ДО предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Ведущими задачами по образовательной области «Речевое развитие», которые решаются в детских садах, являются: овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи коррекция звукопроизношения детей. Большинство из этих задач решаются в режимных моментах, в совместной деятельности с педагогами, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности с семьей, а коррекция звукопроизношения детей проводится в процессе индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи, на логопункте.

 С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОО конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: фонетическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых   занятий учитываются не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения. Обеспечивается охрана жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, кинезиологических техник, психогимнастических этюдов стараемся создать условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, профилактики конфликтов между детьми.

Работа по коррекции речи строится по следующим основным направлениям:

– развитие артикуляционного и голосового аппарата;

– развитие просодической стороны речи;

–формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

– уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

– формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

– развитие диалогической и монологической речи.

  При организации коррекционно-развивающей работы  особое внимание уделяю на развитие мотивации к обучению; профилактику нарушений письменной и устной речи, подготовку к обучению грамоте; на развитие самоконтроля за своей речью; на развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления.

Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников к условиям школьного обучения.

Для обеспечения  результативности коррекционно-развивающей работы с детьми адаптируются и модифицируются с учетом специфики обучения детей на логопедическом пункте современные методические разработки, в том числе Мухиной А. Я. (Технологии речедвигательной ритмики), Сиротюк А. Л.     (Элементы технологии коррекции психомоторного развития), Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук (Игровые технологии в логопедической коррекции), а также информационно-коммуникационные технологии.

 Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни ребенка.

В логопедическом кабинете создается коррекционно-развивающая среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований. Приходится задействовать каждый уголок и проводить работу индивидуально и малыми подгруппами (до 6 детей). Стараюсь делать пособия компактными и многофункциональными. Сделано своими руками много дидактических пособий: для дыхательной гимнастики («Веселая карусель», «Аквариум», «Дуйбол», всевозможные вертушки ), игра «Кегли» для дыхательной и артикуляционной гимнастики, «Авторалли» (для дыхательной гимнастики и для развития мелкой моторики), световой планшет для рисования песком и др. 

 В настоящее время значительно возрос интерес педагогов  к использованию игр с песком в работе с детьми. Световые планшеты для рисования песком, сделанные своими руками, развивают тактильные ощущения и моторику рук и очень нравятся нашим воспитанникам. Рисование песком идеальный вариант для занятий с гиперактивными и слишком возбудимыми детьми.   

 Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия. В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии  использую   для развития мелкой моторики пальцев рук.

В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. Пользуемся программно-дидактическим комплексом «Логомер 2» развивающего портала «Мерсибо».  В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернет, создала группу «Звуковичок» в социальной сети для общения с родителями воспитанников, где публикуются домашние задания, наглядный показ артикуляционных упражнений и др.

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.

    А инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проекти...

Структурно-функциональная модель организации коррекционно-развивающего процесса на логопункте ДОУ

Модель позволяет понять устройство, структуру процесса, взаимодействие его участников, определить оптимальные способы управления процессом....

Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС

Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Коррекционно-развивающая речевая среда играет очень большую роль в речевом ипсихическом развитии детей с различными речевыми нарушениями. Каждый специалист,работающий с такими детьми, знает ее неоцени...