Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
консультация по логопедии ( группа) на тему

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sreda_logopedicheskogo_kabinetv.doc37 КБ
Office presentation icon fgos_sreda.ppt371 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Предметно-развивающая среда

 рассматривается «как система условий,

обеспечивающих всю полноту развития

деятельности ребенка и его личности».

Л. С Новосёлова

    Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. Но на сегодня отсутствуют чёткие методические рекомендации, а педагоги  и руководители не готовы к модернизации и преобразованию образовательного пространства в  кабинетах специалистов.

 В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

 

 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

 по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной — соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы,  Организация образовательного пространства  и разнообразие материалов, оборудования  должны обеспечивать игровую, познавательную, двигательную (развитие крупной и мелкой моторики)  активность, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения детей.
  • Трансформируемой — изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональной — возможность разнообразного использования используемых материалов и пособий в работе с детьми.
  • Вариативной — наличие в кабинете различных пространств (для игры, обучения, уединения и т. п., а также разнообразных материалов, игр, оборудование, обеспечивющий свободный выбор  детей. Переодическую сменяемость материалов стимулирующих активность детей.
  • Доступной — открытость для воспитанников, доступный доступ  к играм, пособиям, материалам.
  • Безопасной — соответствие среды всем требованиям САНПин и безопасности использования. (имеется основное и дополнительное освещение над индивидуальным зеркалом, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается).

Принципы создания коррекционно-развивающей среды

  При разработке и планировании коррекционно-развивающей среды следует  руководствоваться следующие принципы, сформулированные на основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского:

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза») .

2. Принцип активности  возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования .

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды.

6. Принцип свободы достижения ребенком своего права.

7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

Функции кабинета.

1.    Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.

2.  Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной

программы развития.

3. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.

4. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

 Коррекционно-развивающая среда логопедического  кабинета .

Исходя из вышесказанного коррекционно–развивающей среды в логопедическом кабинете  в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования   должна решать основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.

      Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Результативность коррекционной работы зависит от личностного включения ребенка в педагогический процесс и осознанности выполняемых им действий.  Учитывая наглядно-образное мышление, пониженное внимание к речевому окружению, в системе работы над развитием языковых способностей при формировании установок на ориентировку в языковом материале (фонетическом, семантическом, синтаксическом) и развитии "чувства слова" большое внимание необходимо уделять оформлению речевой среды логопедического кабинета, созданию положительного эмоционального фона для проведения логопедических занятий. Особенно важно соблюдать принцип обеспечения индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия воспитанников, так как  у детей с ОВЗ недоразвита эмоционально-волевая  сфера.

   С целью создания оптимальных условий для организации коррекционной, развивающей  деятельности в кабинете можно  выделить 4 зоны: рабочая зона,  зона индивидуальной коррекционной работы, учебная зона, зона эмоциональной разгрузки.

В  рабочей зоне учителя - логопеда размещается: письменный  стол, рабочее кресло;

шкаф для размещения методических материалов, диагностического инструментария, служебной документации; полка для методической литературы; тумба для канцелярских принадлежностей; магнитофон, компьютер, принтер, сканер.

В  учебной зоне для подгрупповых занятий:

комплекты мебели (парта-стул) для групповых занятий, наборное полотно, лента букв, настенная разрезная азбука, магнитная доска и демонстрационные поверхности.

В зоне индивидуальных занятий:

Зона индивидуальной коррекции речи ,организующим элементом которой служит стол (полка) и большое зеркало. Над зеркалом расположена специальная лампа дневного света, освещение от которой направлено непосредственно на поверхность стола и сидящих за ним. Здесь  проводится значительная часть занятий, по постановке звуков и их автоматизации, по формированию  навыков правильного речевого дыхания , развитию  мелкой моторики пальцев рук, стимуляция речевое развитие, работа над просодической стороной речи.

  В зоне  эмоциональной разгрузки: диванчик, аквариум, сухой бассейн,  полки для цветов, цветы.

  Так же логопедический кабинет необходимо оборудовать так, что бы были сосредоточены и методические материалы и созданы условия для проведения разных видов занятий с детьми.

 С целью  систематизации всех видов работы  по развитию речи, можно разделить на зоны  по разделам коррекционной программы.  Следует предусмотреть зоны: по развитию понимания речи,  по развитию активной подражательной речевой деятельности, по развитию внимания, памяти, мышления детей (для I уровня ОНР); активизации и выработки дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, по развитию фонематического слуха и слоговой структуры, постановки отсутствующих звуков, развитию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи (для II уровня ОНР);  подготовки детей к овладение элементарными навыками письма и чтения, совершенствованию зрительно-моторной координации детей (для III-IV уровня ОНР).

     Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.

      Организация развивающего пространства логопедического кабинета является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием.  Оформление интерьера, удобная мебель, яркие картинки и интересные пособия, игрушки - немаловажные детали для успешной работы с детьми.

   


Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие.

2. Гордеева С. Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения. Т. Ц. Сфера. М. 2011.

3. Денисова, А. В. Игровые методы работы в логопедической практике / А. В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. – 2002. - № 1-2. – С. 14-25.

4. Жамойда Л. Н. Многофункциональное пособие «Звукобуквенный город» с 64. Научно- методический журнал «Логопед»№3/2011.

5. Козырева, О. А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О. А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 6. – С. 38-42.

6. Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия-тренажеры // Логопед. 2008. №4

7. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсомоторной сферы детей. М. Просвещение. 2009.

8. Новые информационные технологии в логопедической работе/ Гаркуша Ю. Ф., Манина Е. В., Черлина Н. А. // Логопед – 2004, №2.

9. Пожиленко, Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е. А. Пожиленко // Дефектология. – 1995. - № 3.

10. Цквитария Т.А. В помощь старшему во спитателю. Книга 2: Диагностика, предметно-пространственная среда. - М: ТЦ Сфера, 2014.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1 «Лесная сказка»

Слайд 2

Предметно-развивающая среда рассматривается «как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности». Л. С Новосёлова

Слайд 3

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС дошкольного образования С одержательно-насыщенной — соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования должны обеспечивать игровую, познавательную, двигательную (развитие крупной и мелкой моторики), активность, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения детей. Трансформируемой — изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Слайд 4

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС дошкольного образования Полифункциональной — возможность разнообразного использования используемых материалов и пособий в работе с детьми. Вариативной — наличие в кабинете различных пространств (для игры, обучения, уединения и т. п., а также разнообразных материалов, игр, оборудование, обеспечивющий свободный выбор детей. Переодическую сменяемость материалов стимулирующих активность детей.

Слайд 5

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС дошкольного образования Доступной — о ткрытость для воспитанников, доступный доступ к играм, пособиям, материалам. Безопасной — соответствие среды всем требованиям САНПин и безопасности использования. (имеется основное и дополнительное освещение над индивидуальным зеркалом, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается) .

Слайд 6

Функции кабинета Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений. Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

Слайд 7

Принципы создания коррекционно-развивающей среды по В. В. Давыдовой и В. А. Петровскому: 1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза») . 2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, использование стен. 3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. 4 . Принцип комплексирования и гибкого зонирования . 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды. 6. Принцип свободы достижения ребенком своего права. 7 . Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка .

Слайд 8

Зонирование логопедического кабинета

Слайд 9

Следует предусмотреть зоны: по развитию понимания речи, по развитию активной подражательной речевой деятельности, по развитию внимания, памяти, мышления детей (для I уровня ОНР); активизации и выработки дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, по развитию фонематического слуха и слоговой структуры, постановки отсутствующих звуков, развитию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи (для II уровня ОНР); подготовки детей к овладение элементарными навыками письма и чтения, совершенствованию зрительно-моторной координации детей (для III - IV уровня ОНР).

Слайд 10

Содержание материала речевого центра должно отражать работу по всем направлениям становления речи детей: фонетика, грамматика, словарь, связная речь, самостоятельная речевая деятельность детей.

Слайд 11

Критерии оценки: Наличие пособий для работы над: Фонематическим восприятием; Звукопроизношением; Грамматическим строем речи; Словарём; Связной речью Материал для самостоятельной деятельности: театры, книжный уголок, продукты детского речевого творчества. Качество пособий. Соответствие материала требованиям: возрастным; гигиеническим; эстетическим; санитарным Хранение материала, доступность детям.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС

Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом...

Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО

Мы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионального стандарта «Педагог», кото...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Коррекционно-развивающая речевая среда играет очень большую роль в речевом ипсихическом развитии детей с различными речевыми нарушениями. Каждый специалист,работающий с такими детьми, знает ее неоцени...

Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО

Выполнили педагоги:В.Д.КолесниковаЖ.В.НовожиловаМы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионал...