Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Колесникова Виктория Дмитриевна

Выполнили педагоги:

В.Д.Колесникова

Ж.В.Новожилова

Мы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионального стандарта «Педагог», которые предъявляют нам высокие требования.

ФГОС ДО предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Ведущими задачами по образовательной области «Речевое развитие», которые решаются в детских садах,являются: овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи коррекция звукопроизношения детей. Большинство из этих задач решаются в режимных моментах, в совместной деятельности с педагогами, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности с семьей, а коррекция звукопроизношения детей проводится в процессе индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи, на логопункте.

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и логопедамработающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОО конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников,имеющих речевые нарушения: фонетическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых занятий учитываются не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения. Обеспечивается охрана жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, кинезиологических техник, психогимнастических этюдов стараемся создать условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, профилактики конфликтов между детьми.

Работа по коррекцииречи строится по следующим основным направлениям:

– развитие артикуляционного и голосового аппарата;

– развитие просодической стороны речи;

–формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

– уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

– формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

– развитие диалогической и монологической речи.

При организации коррекционно-развивающей работы особое внимание уделяю на развитие мотивации к обучению; профилактику нарушений письменной и устной речи, подготовку к обучению грамоте; на развитие самоконтроля за своей речью; на развитие психических процессов,которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления.

Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников к условиям школьного обучения.

Для обеспечения результативности коррекционно-развивающей работы с детьми адаптируются и модифицируются с учетом специфики обучения детей на логопедическом пункте современные методические разработки, в том числе Мухиной А. Я. (Технологии речедвигательной ритмики, Сиротюк А. Л. (Элементы технологии коррекции психомоторного развития, Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук (Игровые технологии в логопедической коррекции, а также информационно-коммуникационные технологии.

Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни ребенка.

В логопедическом кабинете создается коррекционно-развивающая среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований. Приходится задействовать каждый уголок и проводить работу индивидуально и малыми подгруппами (до 6 детей). Стараюсь делать пособия компактными и многофункциональными.Сделано своими руками много дидактических пособий: для дыхательной гимнастики («Веселая карусель»«Аквариум»«Дуйбол», всевозможные вертушки, игра «Кегли» для дыхательной и артикуляционной гимнастики, «Авторалли» (для дыхательной гимнастики и для развития мелкой моторики) и др.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к использованию игр с песком в работе с детьми. Световые планшеты для рисования песком, сделанные своими руками, развивают тактильные ощущения и моторику рук и очень нравятся нашим воспитанникам. Рисование песком идеальный вариант для занятий с гиперактивными и слишком возбудимыми детьми.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия. В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии использую для развития мелкой моторики пальцев рук.

В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. Пользуемся программно-дидактическим комплексом «Логомер 2» развивающего портала «Мерсибо». В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернет, создала группу «Звуковичок» в социальной сети для общения с родителями воспитанников, где публикуются домашние задания, наглядный показ артикуляционных упражнений и др.

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.

А инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионального стандарта «Педагог», которые предъявляют нам высокие требования.

ФГОС ДО предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Ведущими задачами по образовательной области «Речевое развитие», которые решаются в детских садах,являются: овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи коррекция звукопроизношения детей. Большинство из этих задач решаются в режимных моментах, в совместной деятельности с педагогами, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности с семьей, а коррекция звукопроизношения детей проводится в процессе индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи, на логопункте.

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и логопедамработающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОО конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников,имеющих речевые нарушения: фонетическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых занятий учитываются не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения. Обеспечивается охрана жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, кинезиологических техник, психогимнастических этюдов стараемся создать условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, профилактики конфликтов между детьми.

Работа по коррекцииречи строится по следующим основным направлениям:

– развитие артикуляционного и голосового аппарата;

– развитие просодической стороны речи;

–формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

– уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

– формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

– развитие диалогической и монологической речи.

При организации коррекционно-развивающей работы особое внимание уделяю на развитие мотивации к обучению; профилактику нарушений письменной и устной речи, подготовку к обучению грамоте; на развитие самоконтроля за своей речью; на развитие психических процессов,которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления.

Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников к условиям школьного обучения.

Для обеспечения результативности коррекционно-развивающей работы с детьми адаптируются и модифицируются с учетом специфики обучения детей на логопедическом пункте современные методические разработки, в том числе Мухиной А. Я. (Технологии речедвигательной ритмики, Сиротюк А. Л. (Элементы технологии коррекции психомоторного развития, Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук (Игровые технологии в логопедической коррекции, а также информационно-коммуникационные технологии.

Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни ребенка.

В логопедическом кабинете создается коррекционно-развивающая среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований. Приходится задействовать каждый уголок и проводить работу индивидуально и малыми подгруппами (до 6 детей). Стараюсь делать пособия компактными и многофункциональными.Сделано своими руками много дидактических пособий: для дыхательной гимнастики («Веселая карусель»«Аквариум»«Дуйбол», всевозможные вертушки, игра «Кегли» для дыхательной и артикуляционной гимнастики, «Авторалли» (для дыхательной гимнастики и для развития мелкой моторики) и др.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к использованию игр с песком в работе с детьми. Световые планшеты для рисования песком, сделанные своими руками, развивают тактильные ощущения и моторику рук и очень нравятся нашим воспитанникам. Рисование песком идеальный вариант для занятий с гиперактивными и слишком возбудимыми детьми.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия. В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии использую для развития мелкой моторики пальцев рук.

В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. Пользуемся программно-дидактическим комплексом «Логомер 2» развивающего портала «Мерсибо». В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернет, создала группу «Звуковичок» в социальной сети для общения с родителями воспитанников, где публикуются домашние задания, наглядный показ артикуляционных упражнений и др.

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.

А инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО.