«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Проскурина Светлана Владиславовна

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema2.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

Проскурина С.В., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №370»г. Перми

В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них  встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. Система коррекционных учреждений не может удовлетворить всех потребностей детей с различными  проблемами в развитии, так называемых, детей ОВЗ. Сам этот термин появился недавно, до этого в нормативных правовых документах эту категорию детей   называли  «с отклонениями в развитии», «аномальные дети». Что же означает термин «лицо с ОВЗ»?

 1.Характеристика детей ОВЗ.

             Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без специальных условий. Категории детей с ОВЗ:

  • Глухие, слабослышащие, позднооглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;
  • Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • Дети с задержанным психическим развитием;
  • Дети с расстройствами аутистического спектра;
  • Дети с нарушениями интеллекта;
  • Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

 Одной из фундаментальных потребностей человека является потребность в образовании: невозможность реализовать потребности данной группы детей через сеть специализированных учреждений привела к необходимости введения инклюзивного образования , т.е. внедрению детей с особыми потребностями в систему дошкольных учреждений общеразвивающего вида . В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории. В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образовании я (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ ( Статья 79. Организация получения образования обучающихся с ОВЗ).

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В 2015 году в нашем ДОУ появился первый ребёнок  со статусом ОВЗ- Антонов Данил с диагнозом ОНР 3 ур. Решением городского ПМПК ему был присвоен статус ОВЗ  и рекомендовано заниматься по адаптированной образовательной  программе сроком на 2 года. Таким образом, возникла потребность в создании системы сопровождения ребёнка с ОВЗ , имеющими особые образовательные потребности .

Особые образовательные потребности (Назарова Н.М.)

  • Медицинская (лечебная и профилактическая) помощь;
  • Подготовка детей к овладению школьной программой путем пропедевтических занятий (формирование необходимых знаний);
  • Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
  • Замедленный темп преподнесения новых знаний;
  • Меньший объем «порций» преподносимых знаний; Использование наиболее эффективных методов обучения (усиление наглядности, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода); Максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
  • Контроль понимания детьми всего, особенно вербального, материала. Также необходимо создать для группы данных детей с ОВЗ специальные условия:

Для проведения коррекционно-развивающей работы  с детьми ОВЗ наше законодательство обязывает учреждение общего вида создать специальные условия.  Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование :

  • специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

ФЗ «Об образовании в РФ»
 
Принят 21. 12. 2012 года
Одобрен 26 декабря 2012 года

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми  ОВЗ-создание  необходимых условий для их всестороннего развития в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи по выполнению поставленных целей определяют:

  • комплексное компенсаторное воздействие на детей с ОВЗ по коррекции речи и базовых психических процессов;
  • работу по укреплению здоровья воспитанников;
  • интегрированные связи между разными сферами деятельности ребёнка, в том числе и по дополнительному образованию.

Осуществление всех этих задач невозможно без комплексного сопровождения всех участников педагогического процесса.

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - это система профессиональной деятельности команды специалистов создающей условия (социальные, педагогические, психологические,  валеологические ), способствующие личностному росту ребенка и его успешной интеграции в общество Комплексное воздействие на ребенка со стороны специалистов межведомственных структур с целью выработки оптимальных путей решения проблем и коррекции нарушений развития ребенка Сопровождение осуществляется в рамках образовательной деятельности.

Весь этот сложный педагогический процесс можно представить в таблице:

2.Деятельность специалистов в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ.

Учитель-логопед:

  • Цель деятельности – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию  коммуникации обучающихся с ОВЗ;
  • Диагностическое направление деятельности: углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ; Логопедическое обследование в рамках первичное, промежуточной и итоговой диагностики;
  • Коррекционно-развивающая работа:  реализация коррекционно-развивающих программ, индивидуализация развития, развитие коммуникативных навыков, проведение коррекционно-развивающих занятий;
  • Аналитическая деятельность и профилактика: создание индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ; обеспечение специализированного сопровождения (курирование определенных детей в соответствии с их ООП);
  • Консультативно-просветительское направление: консультации по вопросам организации специальных образовательных условий (введение в содержание обучения специальных разделов, использование специальных методов, приемов, специализированных и коррекционных программ, осуществление дифференцированного и индивидуализированного обучения и др),  консультирование родителей;
  • Организационно-методическое направление: разработка комплексных индивидуальных программ коррекции и развития, подготовка документации и др.


Педагог-психолог:

  • Диагностическое направление деятельности: оценка уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, критичности, адекватности, оценка развития коммуникативной, регуляторной, когнитивной и эмоционально-аффективной сфер, оценка работоспособности и темпа деятельности; оценка возможностей социально-эмоциональной адаптации, конкретизация психологического диагноза (определение варианта, формы, степени выраженности отклоняющегося развития); определение конкретных рекомендаций по программе индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОВЗ в структуре АОП;
  • Коррекционно-развивающая работа: коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы, формирование механизмов волевой регуляции, развитие коммуникативных навыков, проведение коррекционно-развивающих занятий;
  • Аналитическая деятельность и профилактика: создание индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ; обеспечение специализированного сопровождения (курация определенных детей в соответствии с их ООП);
  • Консультативно-просветительское направление: консультации по вопросам организации специальных образовательных условий (введение в содержание обучения специальных разделов, использование специальных методов, приемов, специализированных и коррекционных программ, осуществление дифференцированного и индивидуализированного обучения и др),  консультирование родителей;
  • Организационно-методическое направление: разработка комплексных индивидуальных программ коррекции и развития, подготовка документации и др.

3.Этапы коррекционной работы с детьми ОВЗ на  логопункте ДОУ.

Диагностический:

Коррекционно-развивающему процессу предшествует тщательное комплексное обследование детей с ОВЗ( Антонова Д гр.5;. и Алямовской А..гр.7), по результатам которого будет планироваться весь процесс коррекционно-развивающего обучени Автор диагностики Нищева Н.В. Затем происходит сбор анамнестических данных в беседе с родителями детей .По результатам диагностики в сентябре проходит заседание ПМПк  ДОУ совместно с администрацией и воспитателями групп, где учитель-логопед знакомит всех с аналитической справкой по результатам обследования речи.

Организационный:

В  соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», принятым  21. 12. 2012 года дети с ОВЗ должны обучаться по особой адаптированной образовательной адаптированной программе.  Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ;

Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.         

Следующим шагом в коррекционном процессе  является создание индивидуальной рабочей программы логопеда сроком на один год, содержащей перспективный план проведения занятий по всем направлениям коррекционно-развивающей работы с данным ребёнком ОВЗ.

Затем оставляется расписание коррекционных занятий, включение их в режимные моменты педагогического процесса ДОУ в соответствии с САНПин.

После утверждения этих документов в отделе образования происходит ознакомление родителей обучающихся детей с ОВЗ с результатами диагностики речи, планом коррекционной работы на год  и с  адаптированной программой. После согласования адаптированной программы  с родителями, учитывая их пожелания,  с ними заключается договора о сотрудничестве с логопедом ДОУ

Коррекционно-развивающий:

Направления коррекционной работы:

1.Работа с детьми

Коррекционные занятия с детьми проводятся на логопункте детского сада в форме индивидуальных и групповых занятий по  индивидуальной рабочей программе, составленной на основе  программы Н.В.Нищевой  для детей с ТНР.

            Основными задачами коррекционной работы являются:

-коррекция звукопроизношения;

-совершенствование лексико-грамматических представлений.

-развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте;

-развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

Планируемые  результаты в образовательной области «Речевое развитие»:

  •  Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения.
  • Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает свое мнение, отвечает на вопросы развернутой фразой.
  • Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст без помощи взрослого, а также самостоятельно составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, по серии сюжетных картин, передает события из личного и коллективного опыта.
  • Владеет соответствующим возрасту словарным запасом, способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматически согласованные сложные предложения разных типов. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.
  • Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов).
  • У детей с ОВЗ наблюдается более замедленный темп поэтапного становление речи, ограничение возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлением о том ,что они обозначают. Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значению слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности

В работе с детьми ОВЗ я применяю специальные технологии и программы . Одной из основных причин нарушения речи у Ани А. является дизартрия, поэтому в работе с ней я использую такой эффективный приём, как логопедический расслабляющий массаж и самомассаж. В результате проведённой коррекционной работы,  у Ани нормализовалось произношение свистящих звуков, появился твёрдый и мягкий Л. Так как у детей с таким диагнозом процесс автоматизации звуков всегда проходит за более длительные сроки ,ребёнок нуждается в более разнообразном материале для закрепления звуков. На занятиях с Аней мы используем компьютерную программу «Играем и учимся», данная программа содержит также огромный материал на развитие мышления, задания по грамоте, обучение чтению., Занятия проходят на положительном эмоциональном фоне, игровые приёмы позволяют повысить эффективность коррекционной работы, создать учебную мотивацию.

  Данил Антонов обучается на логопункте второй год. У него есть особенности в строении артикуляционного аппарата. С ним мы проводим специальный комплекс по растяжению уздечки; начали проводить логопедический массаж языка. В этом году количество занятий с ним увеличилось: 3-4 раза в неделю, так - как темпы автоматизации отстают от планируемого результата. В настоящий момент идёт подготовка к постановке последнего звука «Ч». Для решения других задач коррекции используется логопедическая компьютерная программа «Играем и учимся».

 Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных и психических процессов.

Работа с воспитателями:

 Благоприятный психологический климат в группе -одно из специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Доброжелательная  атмосфера поддержки, уверенности в успехе  складывается из отношения воспитателей к этому «особому» ребёнку и отношения к нему сверстников.

В каждой группе с детьми ОВЗ  группе есть специальный уголок, где находится отдельный комплект пособий и материалов для индивидуальных коррекционных  занятий с воспитателем в группе по заданиям логопеда. Туда входят::комплекс упражнений артикуляционной гимнастики; альбомы по автоматизации поставленных звуков, дидактические игры для развития лексико-грамматического строя речи. Задания выдаются на каждую неделю.

Не реже одного раза в месяц проводятся консультации с воспитателями группы по ходу коррекционной работы с детьмиОВЗ ;по состоянию звукопроизношения на данном этапе;  ведь именно воспитатели  проводят большую часть времени с детьми в группе и имеют возможность следить за речью воспитанников во все режимные моменты жизни группы.

Во второй половине учебного года проводится мастер-класс для воспитателей по автоматизации поставленных звуков в повседневной речи, это помогает повысить компетентность воспитателей  в коррекционном процессе и стать его активными участниками.

Хочется отметить, что дети с ОВЗ уже научились читать и это является безусловной заслугой воспитателей групп № 5,7. Все вместе мы радуемся  успехам их воспитанников. Так держать!

На будущее хотелось бы установить в группах с детьми ОВЗ компьютерную программу по коррекции психоречевых процессов, что повысило бы эффективность коррекционного процесса.

Работа с родителями:

Цель:

Создание единого коррекционно-развивающего пространства.

Задачи:

1) Формирование у родителей представления об особенностях развития детей с нарушениями речи;

2) Освоение родителями эффективных приёмов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи.

Этапы работы учителя логопеда с родителями детей, обучающихся на логопункте:

Подготовительный:

  • Сообщение результатов диагностики речи ребёнка, уровнях развития разных компонентов речи, специфических трудностях и сильных сторонах речевого развития.
  • Формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом;
  • Изучение родительских ожиданий и содержания логопедической коррекции;
  • Заключение договора о сотрудничестве между родителями и учителем-логопедом.

Основной: 

  • Обеспечивает  преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счёт вовлечения родителей в проведение занятий;
  • Содержательное информирование родителей  о динамике речевого развития ребёнка в процессе логопедической коррекции;
  • Обучение приёмам логопедической коррекции, используемых в семейном воспитании детей с нарушениями речи;
  • Мониторинг логопедической коррекции в семье;
  • Содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье  с учётом речевого нарушения ребёнка .

Завершающий:

  • Анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции.

Основные формы работы:

Разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции. Индивидуальные консультации с родителями по результатам обследования и планам индивидуальной коррекционной работы.

Заключение договора о сотрудничестве учителя-логопеда и родителей.

Проведение  индивидуальных консультаций по темам: « Зачем нужна артикуляционная гимнастика?», «Пальчиковая гимнастика_ «Профилактика речевых нарушений», « Логопедический массаж», «Как выполнять домашние задания логопеда»

Кроме этого, проводятся консультации через информацию, размещённую  на стенде «Советы логопеда» и  в  папках  речевых уголков групп.

Проводятся мастер-классы для родителей по проведению артикуляционной гимнастики, логопедического  массажа.

Эффективным методом работы с родителями является посещение ими индивидуальных занятий логопеда по формированию правильного звукопроизношения у ребёнка.

Один раз в две недели провожу совестно с родителями и ребёнком занятие, на котором показываю и разъясняю как правильно выполнять артикуляционные упражнения, закреплять поставленные звуки в речи; даю рекомендации по развитию фонематических процессов, дыхания , выполнения массажа языка в домашних условиях .

Как показывает мой практический опыт, только в этом случае родители могут выступать полноценными помощниками  в коррекционной работе учителя-логопеда.    

Для родителей, использующих при выполнении домашних заданий многофункциональную компьютерную игру Е.А.Котовой «Играем и учимся», издано методическое пособие «Памятка для родителей»,проводятся мастер-классы по проведению занятий программы в домашних условиях.

Родители АниА. приходят на консультацию не менее 2-х раз в месяц. Мама Ани отзывчива, с вниманием относится к нашим рекомендациям; ,проводит оздоровительные мероприятия: посетила невролога, проводится санаторное лечение.

Мама Данила А. активна, всегда проявляет инициативу, прислушивается к моим рекомендациям, освоила приёмы ручного логопедического массажа для проведения в домашних условиях Организует санаторно-курортное лечение своего ребёнка.

В результате совместных усилий  Данилу поставлены все звуки, кроме звука «Ч»; он овладел грамотой; научился читать; умеет красиво писать. Я думаю, совместными усилиями мы справились с основой задачей-подготовкой Данила к школе и социализацией среди сверстников.

Взаимодействие с педагогом-психологом ДОУ:

Успех коррекционной работы невозможен без взаимодействия с педагогом-психологом детского сада, ведь, как известно, выпадение одной из функций влечёт за собой и отставание в развитии психических процессов и познавательной сферы.

 В начале учебного года педагог-психолог И.В.Богданова проводит диагностику развития психических процессов и социально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ. После анализа результатов обследования составляется план индивидуальной работы по коррекции высших психических функций. В течение года проводятся  коррекционно-развивающие занятия на психологическом пункте ДОУ не менее 2-х раз в неделю. На занятиях в первую очередь уделяется внимание формированию мыслительных операций: обобщения,  классификации, систематизации , аналогии.

В течение 2013-2015 годов в результате работы в совместных проектах были созданы единые картотеки по автоматизации звуков и развитию высших психических функций; для развития связной речи; картотека по мнемотехнике        ; картотека по лексическим темам и развитию познавательных процессов.

Проводим совместные консультации с родителями детей с ОВЗ; обсуждаем результаты коррекционной работы; строим дальнейшую тактику в нормализации волевой сферы, коррекцию поведения и формирование произвольности.  Для Данила А.прежде всего стоит задача, формирования школьной мотивации произвольности в  поведении: а для Анны -  коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование стойкого познавательного интереса.

 Взаимодействие с педагогом-психологом ДОУ безусловно повышает эффективность коррекционной работы, помогает в планировании и выборе специальных программ.

Например, у Данила А. в результате обследования зрительного гнозиса выявилось нарушение зрительного восприятия, поэтому на занятиях по грамоте мы используем методику «Изографы», в домашних заданиях включаю копирование по клеточкам - для развития ориентировки в пространстве и формирования произвольности. Педагог-психолог занимается с ним профилактикой дисграфии, у ней есть авторская программа по данной теме.

        Аналитический:        

В конце учебного года проводится итоговая диагностика результатов коррекционной работы. Затем проводятся консультации с родителями по результатам коррекционной работы, им даются задания и рекомендации  на лето.

Результаты диагностики обсуждаются на консилиуме ДОУ; проводится анализ проведённой работы и обсуждаются её результаты. Совместно с консилиумом предлагаются решение проблем и рекомендации на следующий учебный год.

 Правильное построение психолого-педагогического сопровождения, осуществляемого учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами внутри коррекционно-развивающего пространства позволяет решить проблемы коррекции различных специфических речевых нарушений сопутствующих отклонений у детей с ОВЗ, раскрытия потенциальных возможностей ребёнка в процессе его развития, дальней шей социализацией в общество.

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                                                                          

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте МБДОУ №25 «Родничок» на 2012-2013 учебный год

В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость  разработки системы логопедиче-ской работы по коррекции на логопункте  речевых наруше...

Работа учителя-логопеда с детьми с тяжелым нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО (Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)

Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставл...

«Система планирования работы учителя – логопеда, учителя – дефектолога с родителями в условиях ФГОС ДО»

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаютс...

Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО

Мы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионального стандарта «Педагог», кото...

Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО

Выполнили педагоги:В.Д.КолесниковаЖ.В.НовожиловаМы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионал...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...