Структурно-функциональная модель организации коррекционно-развивающего процесса на логопункте ДОУ
статья по логопедии

Унгефуг Евгения Николаевна

Модель позволяет понять устройство, структуру процесса, взаимодействие его участников, определить оптимальные способы управления процессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурно-функциональная модель организации коррекционно-развивающего процесса на логопункте ДОУ построена на основе концепции коррекционно-развивающего обучения С.Г. Шевченко.

 Такая модель позволяет понять устройство и структуру процесса, взаимодействие его участников, определить оптимальные способы управления процессом. 

Ее функциями являются диагностическая, пропедевтическая, общеразвивающая и коррекционная в контексте формирования механизма компенсации речевого дефекта. Это обуславливает определение модели как функциональной. Описание ее в качестве структурной  модели связано с ее характеристикой через систему отношений различных компонентов коррекционного процесса.

Модель представляет собой целостную систему, включающую следующие структурные компоненты: взаимодействие участников, организацию коррекционно-развивающей среды и взаимосвязанные блоки: диагностический, организационно-методический, коррекционно-развивающий, консультативно-профилактический.

 Внедрение предлагаемой модели в деятельность учителя-логопеда, позволяет эффективно решать задачи коррекционно-развивающего процесса:

  • обеспечить успешное преодоление речевых дефектов,
  • создать условия для укрепления и сохранения психофизического здоровья детей с речевыми нарушениями,
  • обеспечить комплексное воздействие социального окружения ребенка на коррекционно-развивающий процесс,
  • внедрить технологии, обеспечивающие эффективность коррекционного процесса и личностный подход,
  • выбрать наиболее эффективные формы и методы организации логопедической помощи детям,
  • побудить к сотрудничеству родителей, через повышение их компетентности в области коррекции речи детей.

Структурно-функциональная модель организации коррекционно-развивающего процесса на логопункте ДОУ.

C:\Users\Evgeniya\Desktop\Модель.png

Краткое описание компонентов модели структурно-функциональной модель организации коррекционно-развивающего процесса на логопункте ДОУ.

Участники коррекционно-развивающего процесса.

В рамках реализации структурно-функциональной модели  определен круг участников коррекционного процесса. Это, прежде всего  - ребенок с речевым дефектом и учитель-логопед, а также лица непосредственно заинтересованные в нормализации речевой деятельности детей  - родители, воспитатели, и лица, в силу своих должностных и профессиональных обязанностей,  имеющие возможность оказать положительное воздействие на становление правильной речи ребенка -  психолог, врачи - невролог и отоларинголог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.

Взаимодействие специалистов ДОУ начинается уже на диагностическом этапе.  Все специалисты в начале учебного проводят диагностику по своему профилю: логопед диагностирует речевое развитие детей, выявление детей с дефектами речи, психолог изучает состояние  психических процессов и эмоционально-волевой сферы, руководитель физического воспитания анализирует уровень сформированности  двигательной сферы, воспитатели проводят диагностику умений и навыков в соответствии с требованиями программы. Полученные результаты обсуждаются на педсовете, в индивидуальных консультациях логопеда, специалистов и воспитателей. По итогам обсуждения, логопед по показаниям назначает детям консультацию невропатолога и отоларинголога,  планируется коррекционная работа с детьми, которая осуществляется совместно всеми участниками   на основном этапе.

Коррекционно-развивающая среда.

В Федеральной программе развития образования в РФ отмечается, что сегодня в качестве одного из индикаторов развития дошкольного образования выступает реализация новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей.

Принципы построения коррекционно-развивающей среды: коммуникативный принцип, принцип предоставления условий для свободы выбора, принцип моделирования языковых явлений.

Функции, которые выполняет коррекционно-развивающая среда: диагностическая, пропедевтическая, общеразвивающая и коррекционная.

Коррекционно-развивающая среда включает:

предметно-практический инструментарий: наглядные и дидактические материалы, методическое обеспечение, диагностические материалы, картотеки занятий и заданий;

пространственные компоненты: зоны, позволяющие обеспечить речевое комментирование исследуемых языковых явлений и обыграть элементы среды таким образом, чтобы ребенку была обеспечена дополнительная игровая мотивация и свобода выбора.

Составляющие коррекционно-развивающего процесса.

Составляющими коррекционно-развивающего процесса являются блоки: диагностический, организационно-методический, коррекционно-развивающий, консультативно-профилактический.

Диагностический блок. Изучение и анализ анамнеза, данных медицинских карт. Изучение состояния речи детей  общепринятыми в логопедии методами. Изучение состояние психических функций, моторной сферы. Предусматривается первичная, промежуточная и итоговая диагностика. По показаниям назначаются дополнительные консультации специалистами поликлиники.

Организационно-методический блок.  Предусматривает осуществление планирования коррекционной работы по результатам диагностики, составление индивидуальных маршрутов развития детей, имеющих нарушения речи. Планируется и осуществляется необходимая методическая работа с педагогами ДОУ, направленная на повышение их компетентности в вопросах формирования полноценной речи у детей разных возрастных групп.

Коррекционно-развивающий блок. Осуществление учителем-логопедом деятельности, непосредственно направленной на коррекцию речевого дефекта. Проведение логопедических занятий с применением современных образовательных технологий:  здоровьесберегающих технологий (логопедический массаж, аурикотерапия, фонетическая ритмика, биоэнергопластика, кинезиология и др.), развивающие технологии (технология развития критического мышления), игровые технологии, личносто-ориентированное обучение, технология осуществления педагогической поддержки  О.С. Газмана, проектные технологии, ИКТ. Включение педагогами ДОУ в свои занятия специальных упражнений, оказывающих на формирование навыков и процессов, обеспечивающих базу для коррекции речи.

Консультативно-профилактический блок. Проведение мероприятий с родителями, повышающих их педагогическую компетентность в вопросах речевого развития ребенка, что обеспечивает более активное их участие в коррекционном процессе. Проведение пропедевтических логопедических занятий с детьми 3-4 лет. Сотрудничество с учителями начальной школы (взаимопосещение занятий и уроков, обсуждение результатов коррекционной работы).

При таком подходе к организации коррекционно-развивающего процесса на логопункте в ДОУ происходит переориентация деятельности с технологии управления качеством по целям на технологию управления качеством по результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта

Направления корекционно-логопедической работы, основные задачи учителя-логопеда на логопункте, комплектование логопункта, организация деятельности, программа коррекционного обучения....

организация коррекционно-образовательного процесса на логопункте

цель создания логопункта. задачи. работа с родителями...

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Коррекционно-образовательный процесс  на логопункте в  детском саду   для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-тип...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ

Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ....

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта общеобразовательного детского сада.

Представлен опыт работы по теме "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами в условиях логопункта обшеобразовательного детского сада"....

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ЛОГОПУНКТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Ведущими задачами по образовательной области «Речевое развитие», которые решаются в детских садах, являются: овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного с...