МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Севостьянова Ольга Юрьевна

 

Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ

В современных социально-экономических условиях возрастают требования к организации коррекционно-образовательного пространства ДОУ, появляются новые возможности в сфере оказания логопедической помощи все возрастающему количеству детей с нарушениями речи. Дефект речи – проблема в первую очередь образовательная. Если ребенок не умеет правильно говорить, он останется неграмотным. Недоработки в этой сфере снижают уровень образования на 30%.

        Логопедический пункт в МБДОУ организуется для оказания коррекционной помощи детям в возрасте от 5 лет (на начало учебного года) до 7 лет с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи разных уровней.

       Логопед является ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-образовательную работу на логопункте, так как он обладает системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, знает психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, владеет приемами и методами их обучения и воспитания, коррекции и развития у них высших психических функций. Учителем-логопедом назначаются лица с высшим дефектологическим образованием.

       Основными задачами учителя – логопеда на логопункте являются:

  • осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
  • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
  • реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;
  • предупреждение нарушений устной и письменной речи;
  • развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
  • взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей и пропаганда логопедических знаний среди педагогов МБДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих).

      Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопункте являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед.

       На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.

Основные положения

I. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

II. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы - 20).

III. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

IV. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения, ОНР разных уровней.

V. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.

VI. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20 - 25 детей в течение года.

VII. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей.

VIII Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

IX. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий проводимых в МБДОУ.

X. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в "Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи", составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

                XI. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:

  • журнал учёта посещаемости;
  • расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующей ДОУ;
  • индивидуальный план работы с ребёнком;
  • индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми;
  • перспективный и календарный план работы логопеда;
  • паспорт логопункта или картотека с перечнем оборудования и пособий.
  • список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения;
  • речевая карта на каждого ребенка, с указанием даты ввода и окончания занятий;
  • план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).

XII. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

XIII. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, области, повышать свою квалификацию.

Комплектование логопедического пункта

               1.Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ДОУ.

         2.На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонематические, фонетико-фонематические. Допускается пребывание на логопункте детей с ОНР разных уровней.

                3.Общее количество воспитанников, на логопункте не должно превышать 25 человек.

                4.Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 5 - летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы.

               5.Прием детей на логопедический пункт производится по мере освобождения мест в течение всего учебного года.

              6.Если ребенок в возрасте от 5 до 7 лет имеет сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ПМПК с целью определения коррекционно-развивающей программы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

Организация деятельности логопедического пункта

                 Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику утвержденному приказом заведующего МБДОУ. Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами». Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.

                 Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе МБДОУ. Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими фонетические нарушения речи, 12 месяцев - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи и неосложнённую форму ОНР III уровня. Детям с неосложнённой формой ОНР III уровня может быть продлён срок пребывания на логопункте.

               Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация коррекционно-образовательного процесса на логопункте

цель создания логопункта. задачи. работа с родителями...

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Коррекционно-образовательный процесс  на логопункте в  детском саду   для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-тип...

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государственными требованиями

Методические  рекомендации   по организации воспитательно-образовательного процесса   в подготовительной группе дошкольного учреждения  в соответствии   с федеральными государ...

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДУ в условиях ФГТ

В материале даётся информация о специфике режмных моментов у детей дошкольного возраста....

Методическая копилка учителя-логопеда «Комплексный подход в организации коррекционно-образовательного процесса. Летний период»

Очень важно, чтобы коррекционный процесс был непрерывным, в том числе и в летний период. Данный материал поможет составить летнее задание для воспитанников подготовительной логопедической группы и реа...

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...