Методическая копилка учителя-логопеда «Комплексный подход в организации коррекционно-образовательного процесса. Летний период»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Очень важно, чтобы коррекционный процесс был непрерывным, в том числе и в летний период. Данный материал поможет составить летнее задание для воспитанников подготовительной логопедической группы и реализовать комплексный подход в организации коррекционно-образовательного процесса, подключив к нему родителей воспитанников группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Комплексный подход в организации коррекционно-образовательного процесса. Летний период» | 208.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ д\с №414 ЦО г. Новосибирска учитель-логопед О. В. Мельникова
Методическая копилка учителя-логопеда
«Комплексный подход в организации коррекционно-образовательного процесса. Летний период»
Очень важно, чтобы коррекционный процесс был непрерывным, в том числе и в летний период. Данный материал поможет составить летнее задание для воспитанников подготовительной логопедической группы и реализовать комплексный подход в организации коррекционно-образовательного процесса, подключив к нему родителей воспитанников группы.
Материал для летнего домашнего задания
Уважаемые Родители! Поздравляю Вас с окончанием учебного года! За этот год ваши дети подросли, окрепли, достигли успехов в развитии! Впереди лето – пора отпусков и детского отдыха.
Но… важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные и даже автоматизированные (!!!) звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».
Можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, н-р, к бабушке, то необходимо её предупредить и предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг!
Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям:
1) Делайте артикуляционную гимнастику (касается всех выпускников логопедических групп, даже если речь ребёнка идеальна), (см. Приложение1.).
- Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:
- обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
- пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
- надувать воздушные шарики, надувные игрушки, круги, мячи;
- учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
- играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
- дуть на детские флюгера.
3) Развивайте мелкую и общую моторику:
- учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки;
- собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.;
- выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы);
- играйте с глиной, мокрым песком;
- играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель);
- учите детей кататься на самокате, велосипеде, роликах;
- рисуйте на асфальте цветными мелками.
4) В дождливые дни можно:
- собирать мозаики, конструкторы, пазлы; перебирать крупы; играть с пальчиками; раскрашивать раскраски цветными карандашами; складывать оригами, делайте аппликации; вышивать (крупным крестиком); завинчивать гайки (игрушечные и настоящие); плести из бисера, бусин ...; лепить из пластилина, пластика, теста; читать и обсуждать книги.
5) Обогащению словарного запаса ребенка новыми словами будут способствовать: летние путешествия, новые впечатления от поездок, походов в лес; экскурсии в музеи, планетарий, парки; посещение театра, цирка, дельфинария…
6) Продолжайте вместе с детьми:
- читать художественные произведения, сказки, детские журналы;
- пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории;
- придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы…;
- отгадывайте загадки, учите стихи;
- в вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком).
7) Лучше исключить:
- просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью;
- покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.
Такие фильмы, как правило, не несут в себе никакого обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.
8) Игры на отдыхе.
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже, в парке или по дороге в транспорте. Всегда можно совместить «приятное с полезным»:
«Что из чего?»
Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Например: Мясо – мясной бульон, мясной фарш, мясная котлета, мясная колбаса… (дерево…металл …стекло… бумага… кожа… шоколад…пластмасса…резина …)
«Пятерочка»
Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай). Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять (фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д)
«Пять действий»
Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки… (книга…лимон …карандаш …цветок и т.д)
«Кто больше?»
Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов- признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак
«Подбери словечко»
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать:
свежий - (воздух, огурец, хлеб, ветер);
старый- (дом, пень, человек, ботинок);
свежая- (булочка, новость, газета, скатерть);
старая- (мебель, сказка, книга, юбка);
свежее - (молоко, мясо, варенье); и т.д.
«Вот, так магазины!»
Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями. Например: магазин «Сладкоежка» - пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва… («Мелодия», «Школьник», «Океан», «Шкатулка», «Свет» «Все для дома», «На старт!» ,«Три толстяка» и др.)
«Мир животных»
Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела. Например: Рога есть у …оленя, лося, коровы, барана, яка… (Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у … Крылья есть у … Клыки есть у … и т.д.)
«Цвет и ответ»
Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберешь пять слов, ты – победитель. Например: Монета такого же цвета, как мамина цепочка, столовая ложка, вилка, кастрюля. Больничный халат такого же цвета, как… (помидор, ёлка, вишня, цыпленок).
«Три части»
Назови по три части указанных предметов. Если назовёшь пять частей, ты – победитель! Например: Я знаю 5 частей машины: кабина, руль, сиденье, фары, кузов (дома, велосипеда, корабля, стула…).
9) Играем, развивая фонематические процессы:
- повтори за мной слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.;
- назови первый (последний) звук в слове;
- где спрятался звук (какой захотите) - в начале? В середине? В конце?
- какой ты слышишь звук твёрдый или мягкий? (в слове миска, какой слышится звук [м] твердый или мягкий?).
Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду. Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!
Удачи Вам! Отдыха с пользой!
С уважением, Оксана Викторовна☺
Приложение1.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно! Все упражнения брать за один раз не нужно, лучше выбрать 5 упражнений и выполнить их 5-6 раз (это минимум). Таким образом вы будите укреплять мышцы артикуляционного аппарата ребёнка. Если произошла «потеря» звука или речь стала «смазанной», уделите большее внимание артикуляционной гимнастике! Для детей с дизартрией это основа правильного звукопроизношения!!!
Комплекс артикуляционной гимнастики:
Название упражнения | Как делать | Рисунок |
«Заборчик» | Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с. | |
«Дудочка» | Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. | |
Лопаточка» | Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка. | |
«Иголочка» | Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. | |
«Трубочка» | Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с. | |
«Парус» | Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза. | |
«Чашечка» | Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза. | |
«Лошадка» | Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз. | |
«Грибок» | Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз. | |
«Маляр» | Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз. | |
«Дятел» | Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с. | |
«Качели» | Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15—20 раз. | |
«Часики» | Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения — 20 с. | |
«Вкусный джем» | Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5—6 раз. | |
«Змейка» | Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5—6 раз. |
Приложение 2.
Речевой материал
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Помогите ребёнку в совершенствовании его речевых навыков – отслеживайте речь, просите произнести правильно! Учите стихи, скороговорки, отслеживая правильность произношения всех звуков.
Скороговорки
Бобр добр до бобрят.
Пекарь Пётр пёк пирог.
Три вороны - на воротах, три сороки – на пороге.
Добры бобры идут в боры.
На горе Арарат рвёт Варвара виноград.
На горе, на горке горько ревёт Егорка.
У Кондрата куртка коротковата.
У редьки и репки корень крепкий.
Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.
Крута гора, в горе - дыра, в дыре – кротовая нора.
На дворе – трава, на траве – дрова; не руби дрова на траве двора.
Баран барабанит в барабан.
Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Тридцать три трубача трубят тревогу.
У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.
Марина маринует грибы-боровики.
На пригорке – робкий Борька.
В квартире у Катерины дорогие картины.
Роман барабанит в барабан.
Рано утром три барана барабанят в барабаны.
Гера говорит, что думает, а Вера думает, что говорит.
На завтрак у Варвары крабы и омары.
Сидят друг и подруга друг против друга.
Стихи о лете
Столько света! Столько солнца! А вокруг так много света, |
- Что ты мне подаришь, лето? |
Спелое лето
Лето, лето к нам пришло! |
Ярко солнце светит.
Прояснилось небо, |
Солнца много-много-много, Вот оно ещё немножко |
Как прекрасно летом в зной
До чего хорош денек! |
Мы гуляли, загорали,
Пришел июнь. |
Сенокос идет в июле.
Собираем в августе |
На что похоже солнце? |
Застёгнут луг на все росинки.
Я рисую лето – |
Отчего так много света?
У тропинки загорела спинка, |
Вот и лето подоспело –
-Почему для всех ребят |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения
12-й год в нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по интегрированному обучению и воспита...
Методические рекомендации по организации детской деятельности в летний период
Строительство из песка...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ
Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ....
"Опыт внедрения системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно - образовательной работы с дошкольниками с ОНР"
Консультация для педагогов по внедрению системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с ОНР...
Современные подходы при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации
Основная цель при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации - создание благоприятных условий для наиболее безболезненного привыкания ребенк...
Инновационные подходы к организации коррекционно - образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения является основным элементом и необходимым условием подготовки ребёнка к школе. От того как развита моторика рук у ребёнка будет зависеть и у...