Главные вкладки

    Современные подходы при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации
    материал на тему

    Малютина Надежда Михайловна

    Основная  цель при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации - создание благоприятных условий для наиболее безболезненного привыкания ребенка к новым условиям. Поставила  следующие задачи:

    1.Создать эмоционально - благоприятную атмосферу в группе.

    2. Работа с родителями в адаптационный период.

    3. Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Современные подходы при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста в период адаптации»

    Работая в группе раннего возраста, мне пришлось столкнуться с проблемой привыкания малышей к условиям ДОУ. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Дети в группу в основном  приходят из ГКП. Для успешного решения этой проблемы я прочитала много литературы. Основная моя цель - создание благоприятных условий для наиболее безболезненного привыкания ребенка к новым условиям. Поставила  следующие задачи:

    1.Создать эмоционально - благоприятную атмосферу в группе.

    2. Работа с родителями в адаптационный период.

    3. Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми.

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Реализации поставленных задач способствует созданная развивающая предметно-пространственная среда группового помещения. Все пространство группы используется целенаправленно и нацелено на создание эмоционально-благоприятной атмосферы и всестороннего развития детей раннего возраста. Так, стены группы оформлены крупными, яркими иллюстрациями домашних и диких животных, персонажами сказок.

    Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей детей создан центр «Познавайка», где размещены игрушки, дидактические пособия, конструкторы, разные по форме, цвету, величине, различные виды шнуровок, пирамидки, мозаика и т. д. Центр постоянно обновляется. Все это доставляет детям радость и удовольствие, побуждают их к игровой деятельности.

    В центре физического развития «Здоровячок» для двигательной активности имеются шнуры для перешагивания, перепрыгивания, массажные коврики, дуги для подлезания, мячи, кегли, кольцеброс с колечками. Созданные  в центре условия позволяют малышам через движение реализовать собственные возможности.

    Центр уединения представлен палаткой, диваном и креслом, где дети могут отдохнуть, полежать с игрушками, рассмотреть иллюстрации сказок.

    Центр «Мы играем» способствует социализации детей. В котором имеется разнообразный игровой материал и оборудование. Это игрушки – персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки, коляски, кухонная мебель с наборами посуды, корзины с продуктами.

    В центре «Художественно-эстетического развития» представлено большое разнообразие книг, книги со звуковым сопровождением, привлекательность книг способствует формированию у детей с раннего возраста интереса к книге желание слушать и рассматривать иллюстрации, имеется ширма, фланелеграф, различные виды театра, разнообразные музыкальные инструменты.

    Для конструктивной деятельности в группе оформлен Центр «Маленький строитель». В котором, имеются разнообразный по размеру и материалу конструктор и игрушечный транспорт.

    Работа с родителями.

    Адаптируя ребенка к условиям ДОУ решается задача и социальной адаптации родителей, которая заключается не только в общении со своим ребенком, но и наблюдении за тактикой взаимодействия других родителей, в знакомстве с детским садом. Таким образом, тесное сотрудничество педагогов и родителей создает условия для оптимальной адаптации ребенка к условиям жизни в ДОУ. Для родителей проводятся индивидуальные встречи, знакомятся с режимом дня в детском саду. Выясняю, насколько он отличается от режима дня дома. Рекомендую ориентироваться на режим  детского сада и соблюдать его в выходные дни. Выясняю как можно больше об особенностях и привычках ребенка: как называют его дома, чем любит заниматься больше всего, какие привычки  есть во время еды, засыпания, здоровье ребенка и другие. Провожу анкетирование с целью прогнозирования течения адаптации «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?», анкета – знакомство. На первом родительском собрании «Давайте познакомимся» детально знакомлю с условиями организации жизни детей в детском саду, уточняю график приема детей, длительность пребывания ребенка в группе.

    Ведется целенаправленная работа с родителями по ознакомлению с особенностями адаптации детей к детскому саду, через информационное сопровождение в виде памяток и рекомендаций: «Сопровождение процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ», «Малыш идет в детский сад», «Правильное питание», «Как одевать ребенка», «Соблюдение режима дня дома», рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду, советы родителям на период адаптации детей к ДОУ - «Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к ДОУ».  С родителями проводятся собрания, консультации, праздники. Консультации  устные и письменные, индивидуальные и групповые - «Возрастные и психологические особенности детей 2-3 лет», «Особенности адаптационного периода. Детский сад без слез. Капризы и упрямство», «Детский сад проблемы или приобретения», «Этикет для малышей», предлагаю родителям читать детям адаптационные сказки «Котёнок Кузька идёт в детский сад», «Сказка о детской кроватке», которые помогают сформировать положительную установку на детский сад, организую индивидуальные беседы с родителями по тем режимным процессам, в выполнении которых ребенок затрудняется. Организую фотовыставки «Что я умею делать», «Как мы живем в группе». По окончанию адаптации провожу родительское собрание «Итоги адаптации». Одна из эффективных форм родителей в ДОУ являются групповые праздники «Новогодняя елочка», «Наша любимая мама», «Мы уже большие». Родители участвуют в хороводах, играх. 

    Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми.

    Провожу наблюдения за поведением детей в процессе совместной  деятельности с детьми. Это позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку, подобрать игры и упражнения, при организации режимных моментов. Принимаются в группу не более 2-3 детей в неделю, чтобы уделить каждому малышу внимание.

    Рекомендуем родителям утром и вечером совместно с ребенком приходить на участок детского сада и наблюдать за деятельностью воспитателя. Ребенку предлагаю поиграть с песком и водой. В ходе первой встречи малыш знакомиться с символом нашей группы – зайкой по имени Кося. Предлагаю ребенку вместе с новым другом более детально познакомиться с группой: Кося показывает где малыш будет играть, где кушать, умываться и т.д., рассказывает о правилах поведения в детском саду, о новых друзьях, помогает ребенку выбрать кроватку и кабинку. Это позволяет создать дружелюбную, теплую атмосферу. Советую родителям на следующее утро напомнить ребенку, что в детском саду его ждет зайка Кося.  

    Первую неделю рекомендую родителям приводить ребенка накормленным, с любимой игрушкой и остаться в группе в течении 2 часов , можно в присутствии мамы. Если ребенок в хорошем настроении постепенно увеличиваю время пребывания ребенка в группе в последующие дни. Основная задача взаимодействия с детьми в период привыкания - формирование  эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Малыш должен увидеть во мне доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и партнера в игре. Сопровождаю  действия добрым взглядом, улыбкой, выразительной  речью, ласковой интонацией. Здесь мне помогает знание стихотворений, потешек, пестушек, песенок. Для этого в группе имеется картотека «Потешки» и подобрана детская художественная литература. Я включаю их в различные режимные моменты (пример).

    Во время утреннего приема предлагаю родителям попрощаться ласково. Ребенка называю по имени. Использую элементы телесной  терапии: беру ребенка на руки, обнимаю, поглаживаю, приглашаю пройти в группу.

    Если малыш пришел с игрушкой, то обращаю на нее внимание,  предлагаю  малышу назвать ее. Когда прием детей закончен, организую утреннюю гимнастику в стихах, которая позволяет обрести положительное эмоциональное состояние, она проста и доступна детям. Гимнастика представлена в виде картотеки. Во время приёма пищи приглашаю детей к столу, дети учатся правильно садиться за стол, пользоваться ложкой, совершенствую навыки самообслуживания. Обращаю внимание детей на вкус еды, формируя привычку спокойно и с аппетитом съедать порцию.

    Организую совместные игры, которые сближают ребенка и взрослого. Инициатор игр в период адаптации всегда выступает воспитатель. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей. Например, «Собери пирамидку», «Прокати шарик с горки», «Мишка, зайка и лошадка», «Уложим куклу спать», «Игры с пальчиками» и другие. Задача совместных игр: привлечь внимание к сверстникам, налаживать  доброжелательные отношения между детьми, способствовать развитию познавательных процессов. Наиболее  эффективными являются пальчиковые игры, адаптационные игры, дидактические игры, игры с песком и водой, игры драматизации (совместное проигрывание сказок), простые сюжетно-ролевые игры, совместные танцы и игра на музыкальных инструментах. Разработано перспективное  планирование  на адаптационный период, имеются картотеки игр «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Адаптационные игры» и т.д.

    Особое внимание и индивидуальный подход уделяю робким детям. Организую адаптационные игры, сближающие детей. Например, такие, как: «Дай ручку», «Привет! Пока!», «Хлопаем в ладоши» и т.д. В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. Дидактические игры постепенно развивают  умение действовать в среде сверстников. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми ,а затем он привыкает к совместной деятельности.

    Организую словесные игры, которые развивают речевую активность детей: «Мы ногами топ, топ», «Пляшут малыши» и т.д. Малыши любят рифмованную речь. Они испытывают огромное удовольствие, когда чтение  потешек сопровождаю жестами, мимикой, интонацией.

    Игры с водой и песком завораживают детей, вызывают положительные эмоции. Для игр с песком в группе имеются: совочки, формочки, шарики, мелкие игрушки, грабельки. Для игр с водой - резиновые игрушки: кораблики, рыбки, черепашки, лягушки, сачок, камешки, ракушки, и так далее.

    Организую небольшие театральные постановки, используя разновидности театра: кукольного, пальчикового, плоскостного, би- ба- бо, театр  деревянных игрушек,  резиновых, на фланелеграфе, театр рукавичка. Дети вовлекаются в игры- драматизации по сюжетам знакомых сказок.

    Также использую простые сюжетно-ролевые игры, ребенок воспроизводит в ней значимые для него события. Имитирует действия взрослых. Эти игры непродолжительны, но они необходимы ребенку для накопления опыта социального взаимодействия, формируется заботливое отношение к партнеру по игре - кукле или игрушке, которое потом переносится на сверстников. Развитие сюжетно-ролевых игр проводится поэтапно. Сначала создаются игровые ситуации, где в игре участие принимает взрослый и ребенок. Затем дети совместно начинают организовывать  сюжет игры. Для этого в группе созданы условия, позволяющие выбрать игру по интересам, весь игровой материал доступен детям.

    Каждый день организую игры на музыкальных инструментах, малыши учатся водить хоровод, выполнять простые движения.

    В связи с адаптационным периодом НОД с детьми группы раннего возраста организуется с  15 сентября. К этому времени малыши активно включаются в самостоятельную деятельность. Использую методы и приемы: игровая мотивация, игровые упражнения, проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, беседы, рассказ, показ, игры инсценировки, элементы сюжетно-ролевых игр, пальчиковые, дидактические, подвижные, словесные  игры.

    В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, но  обслуживать себя сами еще не могут.  В период адаптации моя задача помочь малышу, одновременно  обучая его необходимым умениям и навыкам культурного поведения. Дети приучаются убирать свои вещи в шкаф, убирать игрушки после игр,  пользоваться только личными вещами.

    В каждом режимном моменте детям напоминаю порядок выполнения действий. Во время одевания на прогулку рассказываю небольшие стихотворения, проговаривается последовательность одевания вещей. Для организации прогулок составлена картотека по временам года. При укладывании  детей на сон учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка. Особое внимание уделяю недавно поступившим в группу. Можно лечь в постель с любимой игрушкой, если ребенок не хочет спать, предлагаю полежать на своей кроватке. Обязательно посижу с ребенком, расскажу сказку или спою колыбельную песню.

    Подъем происходит только по мере  пробуждения. Окончательно проснуться детям помогает гимнастика пробуждения в кроватках. Разработан комплекс  гимнастики пробуждения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое сопровождение групп раннего возраста в период адаптации

    Этот материал поможет планировать работу в группах с детьми от 1,5 до 3 лет в самый сложный момент, момент - АДАПТАЦИЯ.Содержание:Методические разработки для старшего воспитателя (тематическая проверк...

    Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе раннего возраста «КОЛОКОЛЬЧИК» МКДОУ «Касторенский детский сад «Сказка» на 2014 -2015 учебный год

        Разрабатывая  рабочую программу для раннего возраста, руководствовалась Законом Российской Федерации «Об образовании», «Положением о дошкольных образовательных учреждениях», ...

    Игры и игровые упражнения с кинетическим песком в группе раннего возраста в период адаптации

    Подборка игр и игровых упражнений с кинетическим песком в период адаптации детей к условиям детского сада. Направленные на снижение агрессии, тревожности и т.д....

    Педагогическая статья "Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста в период адаптации"

    Пока ребенок не ходит в дошкольное учреждение, он находится в темном контакте с близкими взрослыми, чувства которых созвучны его собственным чувствам.При поступлении в детский сад, ребенок на какое ...

    Перспективно-календарный план воспитательно-образовательной работы в первой группе раннего возраста (за период 1-2 неделя октября)

    Перспективно-календарный план воспитательно-образовательной работы в группе раннего возраста (за период 1-2 неделя октября)...

    Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада вос...