Главные вкладки

    Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
    методическая разработка по теме

    Грушина Людмила Евгеньевна

    Традиционные формы работы с родителями

    Нетрадиционные формы работы с родителями
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptatsiya_k_det._sadu.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации

    по организации работы с родителями

    детей групп раннего возраста

     в период адаптации к детскому саду

    «От того, как прошло детство, кто вёл

    ребенка за руку в детские годы, что вошло

    в его разум и сердце из окружающего мира –

    от этого в решающей степени зависит, каким

    человеком станет сегодняшний малыш».

    /В. А. Сухомлинский/

         Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада воспитателя- помочь детям и родителям справиться с трудностями адаптации, оказать профессиональную помощь семье, помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни.

        Многочисленные исследования ученых (Э.Тондайк, И.П.Павлов, В.Штерн и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависят от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

     Свою работу с семьей мы начинаем с посещения ребенка на дому.  Цель – выявление условий жизни ребенка дома и его место в семье.

        Затем проводим большую индивидуальную работу с родителями через беседы, где разъясняем значение соблюдения режима дня в семье, обращаем внимание на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности, уделяем внимание рациону питания детей и т.д.  Цель – помочь  родителям подготовить ребенка к детскому саду.

          Еще до прихода ребенка в группу родителям предлагается заполнить карточку основных сведений о ребенке, где они рассказывают об особенностях своего ребенка, его привычках, поведении, о состоянии здоровья. Родители пишут, чем ребенок любит заниматься, какая у него есть любимая игрушка, как ласково его дома называют, какое любимое и нелюбимое блюдо и т.д.  Цель -  получить от родителей первичную информацию о ребенке, его индивидуальных особенностях.

          На период адаптации ребенка мы предлагаем родителям режим свободного посещения группы, где  родитель вместе с ребенком может поиграть, погулять, покормить своего малыша и т.д. Даем рекомендации о постепенности привыкания ребенка к режиму детского сада.  Цель -  ближе познакомиться с ребенком и его родителями, узнать об индивидуальных особенностях и привычках ребенка, расположить к себе родителей и детей.

       На первом родительском собрании мы обязательно знакомим  родителей с психофизиологическими особенностями детей  раннего возраста, рассказываем о задачах работы группы и о значении сенсорного развития детей раннего возраста. Цель – помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимости его социализации в предметном мире, а также в среде взрослых и сверстников.

        На начало учебного года составляется социальный паспорт семей воспитанников группы. Цель -  выявление социального уровня родителей и выявление семей риска.

         

       Ранний возраст - уникальный период в жизни человека. Ребенок активно познает окружающий мир, делает свои первые «открытия».  Это очень важный в жизни ребенка период – в его сознании закладываются основы представлений об окружающем мире.

        Процесс привыкания детей к новым условиям жизни в детском саду зависит,  прежде всего, от условий организации предметно-развивающей среды.

         Воспитателями в группе организована развивающая предметная среда, в которой  находятся игрушки и предметы разные по форме, величине, цвету, материалу, звучанию игрушки и  весь дидактический материал соответствует возрастным особенностям детей, находится в доступном месте. Каждый ребенок  имеет возможность выбрать себе игру по интересу.

        Так как родители вновь  прибывших детей не достаточно владеют знаниями и навыками по сенсорному развитию детей,  то задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь им увидеть мир  глазами ребенка, научить их погружаться в мир детской игры, начать заново открывать для себя радость общения со своим ребенком не только на уровне слов, ни о  совместных действий, переживаний.

         Воспитатель в течение всего учебного года проводит большую работу с родителями через самые разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.

           В начале учебного года больше работаем с родителями воспитанников индивидуально и небольшими  подгруппами.

       

             На конец учебного года уже все дети адаптируются к детскому саду,  и воспитатель отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка. Цель – родители учатся играть в игры для самых маленьких, действовать вместе с ребенком; учатся видеть ребенка с необычной стороны, как полноправного участника  действий.

      Совместно с музыкальным руководителем в конце учебного года проводится праздник «До свиданья, ясли, здравствуй, детский сад!», где дети показывают мини-концерт - танцуют и играют вместе с родителями. Цель – развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация детей и родителей.

        Данная работа способствует установлению тесного контакта с родителями, созданию условий для полноценного развития личности ребенка, его социализации в окружающем мире.

    Традиционные формы работы с родителями

    формы

    Цель

    1. Индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации:

     - какие игрушки нужны детям?

     - роль пальчиковых игр в развитии речи детей

    - игры с водой и песком

    - игры с крупами

    - игры с прищепками

    - игры со звуками и пр.

    Помочь родителям повысить уровень теоретических знаний в области сенсорного воспитания детей, подарив малышу новые ощущения, новую чувственную информацию о мире.

    2. Встречи со специалистами

    (врач-педиатр, педагог-психолог)

    Помочь родителям безболезненно адаптировать своих детей к режиму дошкольного учреждения.

    3. Анкетирование родителей

    Выявление трудностей у родителей в воспитании детей

    4. Выставки дидактических развивающих игр и пособий для детей  раннего возраста

    Помочь родителям правильно выбирать игрушки для развития и обучения детей раннего возраста

    5. Папки-передвижки

    Повышение уровня теоретических знаний родителей.

     

    Нетрадиционные формы работы с родителями

    формы

    Цель

    1.Школа молодой семьи

    Помочь родителям сформировать стереотипы в поведении ребенка раннего возраста, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни

    2. Обучающие семинары-практикумы:

    «Игры с песком на улице»

    «Сенсорные и моторные игры с детьми дома»

    «Кубики и матрешки» (форма, величина предметов)

    «Разложи мячики в ведерки» (цвет) и т.д.

    Вовлечение родителей в совместный педагогический процесс.

    Умение действовать совместно с ребенком.

    3. Совместные праздники:

    «У Новогодней елки»

    «До свиданья, ясли, здравствуй, детский сад!»

    Привлекать родителей к участию в праздниках, играх и развлечениях.

     Создавать эмоционально положительный климат в группе и в детском саду от совместного проведенного с детьми праздника.

    4. Родительские конференции

     «Неделя развивающего обучения»

    Участие в проекте «Право на имя» (родители представляли альбом, писали мини-сочинения «Почему я дал своему ребенку такое имя»).

    Вызвать у родителей интерес и желание осмыслить права ребенка.

    5.Изготовление фотоколлажей и альбомов по теме углубленной работы группы

    Дать родителям информацию для использования дидактических развивающих игр в домашних условиях.

    6. Домашняя игротека

    Дать возможность совместному взаимодействию родителя и ребенка в домашних условиях, закрепление навыков по сенсорному развитию.

    7. Родительские собрания

        в нетрадиционной форме:

     «Посиделки у самовара»

    «Вечер вопросов и ответов»

    Повышение педагогического уровня родителей, выработка единства требований в воспитании детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровое упражнение для детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду «В гости к Ёжику»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжение, установление доброжелательных отношений со взрослыми и детьми в период адаптации детей к детскому саду.Оборудование: корзинка или что-то похожее, подручные...

    Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    какие игры подходят для детей раннего возраста...

    Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    Играйте с малышами, с огромным желанием, интересом и удовольстием))))...

    Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

    Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...

    Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    Прохорова Мария АлексеевнаСофронова Инна Сергеевна«Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»Паспорт проектаЦель: Вызвать желание род...

    Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада вос...