Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду
учебно-методический материал

Акатова Кристина Александровна

Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада воспитателя- помочь детям и родителям справиться с трудностями адаптации, оказать профессиональную помощь семье, помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни.

    Многочисленные исследования ученых (Э.Тондайк, И.П.Павлов, В.Штерн и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависят от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

 Свою работу с семьей мы начинаем с посещения ребенка на дому.  Цель – выявление условий жизни ребенка дома и его место в семье.

 

    Затем проводим большую индивидуальную работу с родителями через беседы, где разъясняем значение соблюдения режима дня в семье, обращаем внимание на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности, уделяем внимание рациону питания детей и т.д.  Цель – помочь  родителям подготовить ребенка к детскому саду.

 

      Еще до прихода ребенка в группу родителям предлагается заполнить карточку основных сведений о ребенке, где они рассказывают об особенностях своего ребенка, его привычках, поведении, о состоянии здоровья. Родители пишут, чем ребенок любит заниматься, какая у него есть любимая игрушка, как ласково его дома называют, какое любимое и нелюбимое блюдо и т.д.  Цель -  получить от родителей первичную информацию о ребенке, его индивидуальных особенностях.

 

      На период адаптации ребенка мы предлагаем родителям режим свободного посещения группы, где  родитель вместе с ребенком может поиграть, погулять, покормить своего малыша и т.д. Даем рекомендации о постепенности привыкания ребенка к режиму детского сада.  Цель -  ближе познакомиться с ребенком и его родителями, узнать об индивидуальных особенностях и привычках ребенка, расположить к себе родителей и детей.

   На первом родительском собрании мы обязательно знакомим  родителей с психофизиологическими особенностями детей  раннего возраста, рассказываем о задачах работы группы и о значении сенсорного развития детей раннего возраста. Цель – помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимости его социализации в предметном мире, а также в среде взрослых и сверстников.

 

    На начало учебного года составляется социальный паспорт семей воспитанников группы. Цель -  выявление социального уровня родителей и выявление семей риска.

     

   Ранний возраст - уникальный период в жизни человека. Ребенок активно познает окружающий мир, делает свои первые «открытия».  Это очень важный в жизни ребенка период – в его сознании закладываются основы представлений об окружающем мире.

    Процесс привыкания детей к новым условиям жизни в детском саду зависит,  прежде всего, от условий организации предметно-развивающей среды.

     Воспитателями в группе организована развивающая предметная среда, в которой  находятся игрушки и предметы разные по форме, величине, цвету, материалу, звучанию игрушки и  весь дидактический материал соответствует возрастным особенностям детей, находится в доступном месте. Каждый ребенок  имеет возможность выбрать себе игру по интересу.

    Так как родители вновь  прибывших детей не достаточно владеют знаниями и навыками по сенсорному развитию детей,  то задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь им увидеть мир  глазами ребенка, научить их погружаться в мир детской игры, начать заново открывать для себя радость общения со своим ребенком не только на уровне слов, ни о  совместных действий, переживаний.

 

     Воспитатель в течение всего учебного года проводит большую работу с родителями через самые разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.

       В начале учебного года больше работаем с родителями воспитанников индивидуально и небольшими  подгруппами.

   

         На конец учебного года уже все дети адаптируются к детскому саду,  и воспитатель отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка. Цель – родители учатся играть в игры для самых маленьких, действовать вместе с ребенком; учатся видеть ребенка с необычной стороны, как полноправного участника  действий.

 

  Совместно с музыкальным руководителем в конце учебного года проводится праздник «До свиданья, ясли, здравствуй, детский сад!», где дети показывают мини-концерт - танцуют и играют вместе с родителями. Цель – развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация детей и родителей.

 

    Данная работа способствует установлению тесного контакта с родителями, созданию условий для полноценного развития личности ребенка, его социализации в окружающем мире.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_rabote_s_roditelyami.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

по организации работы с родителями

детей групп раннего возраста

в период адаптации к детскому саду

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

     Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада воспитателя- помочь детям и родителям справиться с трудностями адаптации, оказать профессиональную помощь семье, помочь сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни.

    Многочисленные исследования ученых (Э.Тондайк, И.П.Павлов, В.Штерн и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависят от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

 Свою работу с семьей мы начинаем с посещения ребенка на дому.  Цель – выявление условий жизни ребенка дома и его место в семье.

    Затем проводим большую индивидуальную работу с родителями через беседы, где разъясняем значение соблюдения режима дня в семье, обращаем внимание на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности, уделяем внимание рациону питания детей и т.д.  Цель – помочь  родителям подготовить ребенка к детскому саду.

      Еще до прихода ребенка в группу родителям предлагается заполнить карточку основных сведений о ребенке, где они рассказывают об особенностях своего ребенка, его привычках, поведении, о состоянии здоровья. Родители пишут, чем ребенок любит заниматься, какая у него есть любимая игрушка, как ласково его дома называют, какое любимое и нелюбимое блюдо и т.д.  Цель -  получить от родителей первичную информацию о ребенке, его индивидуальных особенностях.

      На период адаптации ребенка мы предлагаем родителям режим свободного посещения группы, где  родитель вместе с ребенком может поиграть, погулять, покормить своего малыша и т.д. Даем рекомендации о постепенности привыкания ребенка к режиму детского сада.  Цель -  ближе познакомиться с ребенком и его родителями, узнать об индивидуальных особенностях и привычках ребенка, расположить к себе родителей и детей.

   На первом родительском собрании мы обязательно знакомим  родителей с психофизиологическими особенностями детей  раннего возраста, рассказываем о задачах работы группы и о значении сенсорного развития детей раннего возраста. Цель – помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимости его социализации в предметном мире, а также в среде взрослых и сверстников.

    На начало учебного года составляется социальный паспорт семей воспитанников группы. Цель -  выявление социального уровня родителей и выявление семей риска.

     

   Ранний возраст - уникальный период в жизни человека. Ребенок активно познает окружающий мир, делает свои первые «открытия».  Это очень важный в жизни ребенка период – в его сознании закладываются основы представлений об окружающем мире.

    Процесс привыкания детей к новым условиям жизни в детском саду зависит,  прежде всего, от условий организации предметно-развивающей среды.

     Воспитателями в группе организована развивающая предметная среда, в которой  находятся игрушки и предметы разные по форме, величине, цвету, материалу, звучанию игрушки и  весь дидактический материал соответствует возрастным особенностям детей, находится в доступном месте. Каждый ребенок  имеет возможность выбрать себе игру по интересу.

    Так как родители вновь  прибывших детей не достаточно владеют знаниями и навыками по сенсорному развитию детей,  то задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь им увидеть мир  глазами ребенка, научить их погружаться в мир детской игры, начать заново открывать для себя радость общения со своим ребенком не только на уровне слов, ни о  совместных действий, переживаний.

     Воспитатель в течение всего учебного года проводит большую работу с родителями через самые разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.

       В начале учебного года больше работаем с родителями воспитанников индивидуально и небольшими  подгруппами.

   

         На конец учебного года уже все дети адаптируются к детскому саду,  и воспитатель отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка. Цель – родители учатся играть в игры для самых маленьких, действовать вместе с ребенком; учатся видеть ребенка с необычной стороны, как полноправного участника  действий.

  Совместно с музыкальным руководителем в конце учебного года проводится праздник «До свиданья, ясли, здравствуй, детский сад!», где дети показывают мини-концерт - танцуют и играют вместе с родителями. Цель – развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация детей и родителей.

    Данная работа способствует установлению тесного контакта с родителями, созданию условий для полноценного развития личности ребенка, его социализации в окружающем мире.

Традиционные формы работы с родителями

формы

Цель

1. Индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации:

 - какие игрушки нужны детям?

 - роль пальчиковых игр в развитии речи детей

- игры с водой и песком

- игры с крупами

- игры с прищепками

- игры со звуками и пр.

Помочь родителям повысить уровень теоретических знаний в области сенсорного воспитания детей, подарив малышу новые ощущения, новую чувственную информацию о мире.

2. Встречи со специалистами

(врач-педиатр, педагог-психолог)

Помочь родителям безболезненно адаптировать своих детей к режиму дошкольного учреждения.

3. Анкетирование родителей

Выявление трудностей у родителей в воспитании детей

4. Выставки дидактических развивающих игр и пособий для детей  раннего возраста

Помочь родителям правильно выбирать игрушки для развития и обучения детей раннего возраста

5. Папки-передвижки

Повышение уровня теоретических знаний родителей.

 

Нетрадиционные формы работы с родителями

формы

Цель

1.Школа молодой семьи

Помочь родителям сформировать стереотипы в поведении ребенка раннего возраста, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни

2. Обучающие семинары-практикумы:

«Игры с песком на улице»

«Сенсорные и моторные игры с детьми дома»

«Кубики и матрешки» (форма, величина предметов)

«Разложи мячики в ведерки» (цвет) и т.д.

Вовлечение родителей в совместный педагогический процесс.

Умение действовать совместно с ребенком.

3. Совместные праздники:

«У Новогодней елки»

«До свиданья, ясли, здравствуй, детский сад!»

Привлекать родителей к участию в праздниках, играх и развлечениях.

 Создавать эмоционально положительный климат в группе и в детском саду от совместного проведенного с детьми праздника.

4. Родительские конференции

 «Неделя развивающего обучения»

Участие в проекте «Право на имя» (родители представляли альбом, писали мини-сочинения «Почему я дал своему ребенку такое имя»).

Вызвать у родителей интерес и желание осмыслить права ребенка.

5.Изготовление фотоколлажей и альбомов по теме углубленной работы группы

Дать родителям информацию для использования дидактических развивающих игр в домашних условиях.

6. Домашняя игротека

Дать возможность совместному взаимодействию родителя и ребенка в домашних условиях, закрепление навыков по сенсорному развитию.

7. Родительские собрания

    в нетрадиционной форме:

 «Посиделки у самовара»

«Вечер вопросов и ответов»

Повышение педагогического уровня родителей, выработка единства требований в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое упражнение для детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду «В гости к Ёжику»

Цель: снятие психоэмоционального напряжение, установление доброжелательных отношений со взрослыми и детьми в период адаптации детей к детскому саду.Оборудование: корзинка или что-то похожее, подручные...

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...

Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

какие игры подходят для детей раннего возраста...

Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Играйте с малышами, с огромным желанием, интересом и удовольстием))))...

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...

Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Прохорова Мария АлексеевнаСофронова Инна Сергеевна«Педагогическое сопровождение родителей детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»Паспорт проектаЦель: Вызвать желание род...