Главные вкладки

    Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
    статья на тему

    Молчанова Татьяна Анатольевна

    Статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihol.docx157.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

    Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке. Для ребёнка раннего возраста детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учебному заведению нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.

    Ответственность за воспитание ребёнка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

    Работа с семьёй - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы чёткие взаимодействия и преемственность между детским садом и семьёй. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие .

    Актуальность данной работы обуславливается двумя факторами: с одной стороны отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению состояния здоровья детей, с другой стороны существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию дошкольного учебного заведения и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей при адаптации ребёнка раннего возраста к новым жизненным условиям .

    Учёными установлено, что, многие дети раннего возраста переживают эмоциональный стресс, связанный с разлукой с матерью со всеми его отрицательными последствиями: возникают расстройства в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчётливым изменением эмоционально поведенческих реакции и другими клиническими проявлениями; отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма; социальные контакты и речевая активность уменьшается вплоть до их исчезновения; дети теряют часть приобретённых ранее навыков; резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна; отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития; соматические изменения проявляются в потере массы веса, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса; у часто болеющих детей с пограничными состояниями проявляются расстройства в виде энуреза расстройства стула, обострения кожных высыпаний .

    Врачи считают, что степень выраженности указанных отклонений зависит от состояния здоровья ребёнка и его индивидуальных особенностей. Появился даже термин «адаптационной болезни». Кроме того, результаты научных исследований свидетельствуют о том, что характер адаптации ребёнка раннего возраста к детскому саду является прогностическим тестом для характеристики динамики его состояния здоровья и адаптации к школе.

    Изучение отечественной и зарубежной литературы и передового педагогического опыта показывают, что арсенал средств, форм и методов работы с детьми и родителями может быть значительно расширен, если организовать посещение ребёнком вместе с мамой группы в период адаптации.

    Сотрудничество представляет собой своеобразный этап в развитии взаимодействия семьи и детского сада. Это в вопрос освещён в работах М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Л. Н. Павловой и др. Поддержка родителей, воспитывающих ребёнка раннего возраста, должна начинаться, когда способы взаимодействия семьи с окружающим миром и внутри ее еще только складываются .

    В раннем возрасте адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

    Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, педагога-психолога и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном заведении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Объединив свои усилия, родители и педагоги обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, и тогда можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменение в жизни ребёнка - ему на благо.

    Чёткая организация адаптационного периода педагогом- психологом и профессиональная готовность воспитателей к приему малышей, позволяет создать условия для привыкания детей к детскому саду и пройдёт максимально легко.

    Взрослые должны организовать жизнь ребёнка так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками .

    В нашем дошкольном образовательном учреждении № 127 «Березка» города Иркутска, в течение всего периода адаптации детей к условиям детского сада, с августа по октябрь месяц, проводятся педагогом-психологом занятия совместно с родителями и детьми поступающих в группы раннего возраста.

    Основные направления работы психологической службой дошкольного заведения в период адаптации это: работа с родителями и воспитанниками в период их адаптации; активное сотрудничество с родителями по вопросу адаптации; воспитатель-методист и психологическая служба осуществляют контроль знаний и действий самих воспитателей, готовящихся принять группу вновь прибывших дошкольников.

    Для родителей, в помещении ДОУ оформлены информационные стенды, на которых расположены документы необходимые для родителей при оформлении ребёнка в ДОУ; в группах раннего возраста - оформлены информационные уголки, папки «Советы психолога» с подборкой материала по теме «Как подготовить малыша к поступлению в детский сад» (как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.) ; информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое? » и «Рекомендации по подготовке ребёнка к детскому саду», которые родители могут взять с собой.

    Педагог-психолог совместно с воспитателем проводит консультации с родителями по вопросам адаптации; составляеют совместно с родителями индивидуальный план адаптации ребёнка (максимальное сближение режима дня ребёнка в семье с режимом детского сада) ; знакомится и беседует с родителями и ребёнком при поступлении в дошкольное заведение (сбор информации о воспитаннике и о семье; выявление отношения родителей к поступлению ребёнка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений) ; совместно с воспитателями проводит анкетирование родителей (собирается информация о ребёнке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а затем анкеты анализируются педагогом-психологом и воспитателями.

    Педагог-психолог совместно с воспитателями готовит план работы по адаптации детей в ДОУ (см. Приложение 1) ; памятку по организации педагогического процесса в период адаптации (см. Приложение 2) ; проводит экскурсии по территории дошкольного заведения родителям и детям (знакомство с игровой площадкой, группой, знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомит с детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью). Воспитатели ведут «Листа адаптации», где отмечаются эмоциональное состояние ребёнка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности (первоначально для каждого ребёнка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, педагогом-психологом и воспитателями).

    Педагог-психолог проводит консультации с воспитателями по вопросам адаптации. Цель - выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми раннего возраста; пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.

    Помогает воспитателям в создании условий комфортной психологической атмосферы в группе, организации и оснащении игровых зон на игровых площадках и групповых помещений. Цель - чтобы ребёнку хотелось остаться, и почувствовать себя более комфортно и спокойно; чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

    Для того чтобы дети лучше адаптировались к детскому саду в основной группе, научились взаимодействовать с воспитателем и друг с другом, приобрели определенные умения и навыки в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, успешно развивались, а так же помочь родителям научиться лучше понимать своих детей и взаимодействовать с ними. С этой же целью педагог-психолог предлагает принять участие в занятиях родителям с детьми.

    Заранее, до поступления в группу, приглашается на совместные занятия родители и дете (группа формируется по 4 пары, занятия проводятся ежедневно в течение недели - 5 занятий). Цель - предварительно познакомиться с местом будущего пребывания ребёнка.

    Занятия построены в игровой форме, так как главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Основная задача в этот период - налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Игра позволяет маленькому ребёнку не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения; помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах; развивает искусство общения; помогает управлять своими чувствами; дает возможность пережить массу эмоций.

    http://www.liceum4.ru/images/stories/articles/16102010/food/007.jpgПАМЯТКА ПО ПРАВИЛЬНОМУ ПИТАНИЮ  ДЕТЕЙ!

    Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

    ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ: 

    1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
    2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.
    3. В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
    4. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника, квашенной капусты и др. продуктов богатых витамином «С»
    5. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
    6. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
    7. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.  

    Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах. 

    Пища плохо усваивается (нельзя принимать):

    • Когда нет чувства голода.
    • При сильной усталости. 
    • При болезни.
    • При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
    • Перед началом тяжёлой физической работы.
    • При перегреве и сильном ознобе.
    • Когда торопитесь.
    • Нельзя никакую пищу запивать.
    • Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения. http://www.liceum4.ru/images/stories/articles/16102010/food/006.jpg

    Рекомендации:

    • В питании всё должно быть в меру;
    • Пища должна быть разнообразной;
    • Еда должна быть тёплой;
    • Тщательно пережёвывать пищу;
    • Есть овощи и фрукты;
    • Есть 3—4 раза в день;
    • Не есть перед сном;
    • Не есть копчёного, жареного и острого;
    • Не есть всухомятку;
    • Меньше есть сладостей;
    • Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

    Здоровое питание – это
    ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.


    Пирамида здорового питания:

    Пирамида здорового питания

    БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!! 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровое упражнение для детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду «В гости к Ёжику»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжение, установление доброжелательных отношений со взрослыми и детьми в период адаптации детей к детскому саду.Оборудование: корзинка или что-то похожее, подручные...

    Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...

    Конспект ООД с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду" Прогулка в осенний лес"

    Цели: Создание у детей радостного настроения во время занятия.Привлечь детей к совместной игровой деятельности для развития познавательной активности.Задачи: Обучающие- учить узнавать и называть ежика...

    Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    какие игры подходят для детей раннего возраста...

    Игры детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду

    Играйте с малышами, с огромным желанием, интересом и удовольстием))))...

    «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

          Цвет— неотъемлемая часть нашей жизни. Разноцветный мир с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье и настроение. ...

    Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»

    Презентация «Цветотерапия, как одно из условий эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду»...