Статья "Игры для детей раннего возраста на период адаптации к детскому саду"
статья (младшая группа)

Язева Елена Николаевна

Проблема адаптации ребенка к изменившимся условиям особенно актуальна в наше время. Дети, впервые поступающие в детский сад, сталкиваются с рядом трудностей, которые самостоятельно сложно преодолеть. 

Наиболее эффективной методикой адаптирования детей раннего возраста к новым условиям является игровая терапия. Игры привлекают малышей своей эмоциональностью и помогают ребенку отвлечься от переживаний, сглаживая негативные эмоции.

В данной статье выделены основные группы игр, которые рекомендуется проводить в детском саду с детьми раннего возраста на период адаптации для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для детей раннего возраста

на период адаптации к детскому саду

Проблема адаптации детей к изменившимся условиям в детском особенно актуальна в настоящее время. Дети, впервые поступающие в ДОУ, сталкиваются с рядом трудностей, которые самостоятельно сложно преодолеть.

Когда ребенок из стабильной среды переходит в новое непривычное окружение, для него всё вокруг оказывается совершенно незнакомым. Отсутствие семьи, четкий распорядок дня, непривычный стиль общения, постоянный контакт со сверстниками и незнакомыми людьми, строгие требования к поведению, а также абсолютно новая обстановка в помещении... Все эти изменения создают стрессовое ощущение у каждого ребенка, вне зависимости от его подготовленности. В результате таких кардинальных изменений зачастую у детей нарушаются аппетит, сон, появляются разного рода страхи, малыш отказывается контактировать с другими детьми. Это, как правило, сопровождается соматическими заболеваниями, которые только усложняют процесс адаптации. Именно поэтому важно как можно быстрее пройти адаптацию, чтобы состояние и здоровье ребенка не подвергались длительному стрессу.

В настоящее время существует множество специалистов, изучающих процесс адаптации к детскому саду. К ним относятся и известные педагоги и психологи, такие как Эльконин Д. Б., Заводчикова О. Г., Аксарина Н. М., Ватутина Н. Д.. И у каждого из них мнения относительно данной темы сходятся на том, что адаптация - естественный процесс, который свойственен каждому ребенку, и детям в такой период необходима поддержка окружающих его взрослых людей.

Педагог Аксарина Н. М. в своих статьях и консультациях относящихся к теме адаптации, всегда приводила один очень удачный пример с деревом во время пересадки. Для него нужно готовить участок, бережно окапывать дерево, не повреждая корни, пересаживая вместе с землёй. Но даже несмотря на эту заботу, дерево на новом месте тоже болеет, до тех пор, пока не приживается.

Заводчикова О. Г. определяет ребенка как живую модель стрессового состояния на период адаптации. Стрессовое напряжение действует на разные системы организма. Кто-то бурно плачет, отказывается от еды, кто-то становится агрессивным, а кто-то сжимается и тихо страдает.

Дети, которые впервые приходят в детский сад, очень впечатлительны. Они испытывают постоянную потребность в поддержке и любви.

Наиболее эффективной методикой адаптирования детей раннего возраста к новым условиям является игровая терапия. Игры привлекают малышей своей эмоциональностью и помогают ребенку отвлечься от переживаний, сглаживая негативные эмоции.

Цель адаптационных игр – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение между взрослым и детьми, налаживание контакта.

Основная задача, которая решается в процессе проведения адаптационных игр - налаживание доверительных отношений с каждым ребенком. Необходимо подарить радость малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду, приятные ассоциации.

Также адаптационные игры должны решать ряд следующих задач:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
  • формирование чувства уверенности в окружающей обстановке;
  • снижение тревожности, агрессии у детей;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • формирование у детей доверия к воспитателю;
  • развитие игровых навыков;
  • помощь ребенку в освоении новой среды;
  • расширение социальных контактов детей.

Организация игр во время адаптации требует соблюдения важных условий:

Первые игры должны проводиться таким образом, чтобы каждый ребенок ощущать себя частью общества, каждый должен чувствовать внимание к себе .

Взрослый в таких играх выступает не только инициатором, но и активным участником адаптационных игр. Воспитатель посредством эмоционального общением вовлекает в игровую деятельность каждого малыша.

Игры выбираются с учетом места проведения и возможностей детей.

Также большое значение имеет добровольный характер участия.

Если заставлять детей, в ответ может появиться чувство протеста. Если не все одновременно включаются в игру, вполне можно начать ее с небольшим количеством желающих. Остальным наблюдать за сверстниками будет не только интересно, но и полезно.

Адекватная реакция на результаты работы ребенка.

Во время игры ни в коем случае не стоит критиковать ошибки детей, нужно только корректно показывать, где можно улучшить и, что очень важно, обязательно хвалить за правильные действия.

Игры должны повторяться многократно.

Систематически участвуя, дети со временем понимают содержание игры, лучше выполняют условия, благодаря чему осваивают и применяют новый опыт.

В адаптационный период игры можно условно разделить на две большие группы:

  1. Игры на освоение окружающей среды 

(спальная, игровая комнаты, раздевалка, мед. кабинет, музыкальный и спортивный залы).

  1. Коммуникативные игры.

они в свою очередь по характеру взаимодействия участников между собой делятся на две группы:

  • вербальные (словесный характер общения)
  • невербальные (тактильное, зрительное взаимодействие и выполнение ребенком действий совместно с воспитателем).

Так как дети раннего возраста очень подвижны, то никак не обойтись без моторных и сенсорных игр. Рассматривая подробнее адаптационные игры, можно увидеть, что моторные и сенсорные игры являются составной частью не только коммуникативных игр, но и игр на освоение окружающей среды. (Долженко Е.А., 2015, с.47)

В работе активно используем данные группы игр. Каждая из них поможет нам решить разные задачи на период адаптации.

В свою очередь, невербальные коммуникативные игры по характеру задач можно поделить на несколько групп:

  • Общие хороводы («Карусели», «Надувайся пузырь», «В детский сад ходили» и другие. Хороводы позволяют сплотить детей, дают каждому побыть в центре внимания.
  • Игры – забавы («Догонялки с мишкой (котом, мышонком)», «Мыльные пузыри», «Прятки с платком», «Солнечные зайчики» помогают снять нервное напряжение и скованность, приносят радость детям от выполнения даже самых простых движений. Даже малоактивные дети включаются в подобные игры.
  • Игры в кругу с обращением к партнеру «Передай мяч (улыбку)», «Погладь ладошки», «По дорожке Маша шла». Такие игры направлены на еще более тесное сплочение детей.

Среди вербальных игр выделим две подгруппы:

  • игры – знакомства ( «Назови по имени», «Кого сегодня нет?»)
  • игры – обращения ( «Передай мяч» «Ласковое имя»)

Цель таких игр – учить ребенка отзываться на свое имя, а также называть и запоминать других детей по именам.

В подвижных играх также осуществляем активное вербальное общение воспитателя и детей. («Дождик и Солнышко», «Подарочек», «Курочка с цыплятами», «Отгадай, кто позвал».

Игры на освоение окружающей среды. Такие игры позволяют нам постепенно знакомить детей с расположением помещений группе и их назначением, с игровыми зонами, расположением игрушек.

Игры на освоение также можно разделить на подгруппы:

  • Игры – путешествия ( «Мы по комнате идем» (Е. Железнова). «Поезд», «Мы гуляем», «Ножки», «Как пройти?».
  • Игры с предметами (сенсомоторное развитие ребенка и ориентация в пространстве «Найди зайца», «Новая игрушка», «Поручения», «Чудесный мешок», «Где твой шкафчик?», «Чьи это вещи?», «Что пропало?», «Игрушки потерялись».
  • Подвижные ролевые игры «Пушистый котик», «Смелые мышки», «Мишка косолапый». В таких играх усложняются условия для движения пространстве. Дети по условию игры должны перемещаться по всей группе.
  • Отдельно хочется отметить игры с прищепками и сеансы по пеочной терапии. В этих играх не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и обогащается сенсорный опыт ребенка, воспитывается усидчивость, развивается познавательная активность. В рамках адаптации игры с прищепками ("снимание прищепок с одежды ближнего" "снимание прищепок со своей одежды") способствуют формированию позитивного взаимодействия, позволяют установить контакт с ребенком тактильно, способствуют снижению излишней подвижности и импульсивности. А такие игры как «Куда сели бабочки?» «Где зайка спрятал прищепки?», помогают детям осваивать групповое пространство.
  • Организация игр с песком способствует гармоничном настрою ребенка на позитивный лад. При действии с песком у ребенка снижается тревожность, гармонизируется эмоциональное состояние.

Мы видим, что игры на период адаптации могут быть разнообразны. ведь главное, чтобы они помогали решать основные задачи в это трудное для ребенка время. Целенаправленное использование игр и упражнений, подбор материала для игры с учетом возможностей детей дает положительные результаты. Всё это облегчает привыкание к новым условиям, как следствие, помогает детям преодолеть стресс.

Список использованной литературы:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.
  2. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, современные игры/ авт.-сост. Е.А. Долженко, А.А. Долженко,О.В. Богаткина и другие; под общ. ред. Е.А. Долженко. - Волгоград: Учитель, 2015. – 124с.
  3. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ авт.-сост. О.Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 154с.
  4. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 228 с.
  5. Костина В.П. 2006г. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. №1. с.34 – 36.
  6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 1993. - 170 с.
  7. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность «Режимные моменты в группе детей раннего возраста. Период адаптации»

С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...

Консультация для родителей "Особенности поведения детей раннего возрастав период адаптации к ДОУ"

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

Занятия для детей раннего возраста по адаптации к детскому саду.

Предложенные занятия с детьми способствуют сохранению психического здоровья, предотвращают эмоциональные расстройства, развивают лучшее понимание себя и других, создают возможности для самов...

Консультация для родителей на тему "Особенности адаптации детей раннего возраста к ясельной группе детского сада"

Процесс адаптации в раннем возрасте всегда проходит болезненно как для детей, так и родителей. Взрослые в силах облегчить привыкание, ускорить период приспособления к новым условиям, предупредить разв...

Особенности адаптации детей раннего возраста в ясельной группе детского сада

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адапта...

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА...

Игры и занятия для детей раннего возраста для адаптации в детском саду

Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. ... В детском саду его любят, ждут и рады всегда виде...