Педагогическая статья "Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста в период адаптации"
статья на тему

Пока ребенок не ходит в дошкольное учреждение, он находится в темном контакте с близкими взрослыми, чувства которых созвучны его собственным чувствам.

При поступлении в детский сад, ребенок на какое – то время расстается с близкими людьми, поэтому в период адаптации к новым условиям важно обеспечить ему эмоциональный комфорт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста в период адаптации.

        Пока ребенок не ходит в дошкольное учреждение, он находится в темном контакте с близкими взрослыми, чувства которых созвучны его собственным чувствам.

При поступлении в детский сад, ребенок на какое – то время расстается с близкими людьми, поэтому в период адаптации к новым условиям важно обеспечить ему эмоциональный комфорт.

Можно выделить два основных фактора комфортного привыкания к детскому саду: создание предметно – развивающей среды и благоприятное для ребенка взаимодействие с новыми взрослыми.

Необходимо оформить среду таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов деятельности малыша: от активных до требующих сосредоточенности и тишины.

Самостоятельная двигательная активность в этом возрасте связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Поэтому в  создании предметно – развивающей  среды важная роль отводится игрушке, которая зачастую выполняет функцию стабилизации эмоционального состояния детей.

Какие игрушки необходимо иметь в группе в адаптационный период?

Особенности жизненного тонуса малыша, его настроения и эмоционального состояния тесно связаны с двигательной активностью. Поэтому в группе и на прогулке должно быть достаточное количество игрушек, организующих динамичное освоение мира. К ним можно отнести велосипеды, большие машины, всевозможные каталки (простые и шумовые), мячи разных размеров, тележки и т.п. Хорошо иметь  качалки (качели) на одного или несколько детей, горки, сухой бассейн с шариками и др.

Игрушки желательно расставлять в разных уголках групповой комнаты: на полу, на полке, на горке и под ней. Доставая их, ребенок вынужден двигаться, прилагать усилия. Это снимает эмоциональное напряжение, отвлекает от неприятных мыслей.

Однако не всем детям интересны двигательные игрушки. В большей степени они актуальны для мальчиков, имеющих опыт их использования.

Для некоторых детей важна так называемая  «сюжетная атрибутика», причем в раннем возрасте игровые наборы спальни или, например, кухни одинаково привлекают как мальчиков, так и девочек.

Обязательно нужны куклы, которых можно укладывать спать, кормить, купать и одевать. По размеру и облику они должны быть похожи  на настоящих младенцев. Особое значение имеет лицо куклы. Оно не должно быть злым, некрасивым. Детям этого возраста необходимы куклы с нарисованными глазами, короткой стрижкой, мягкими руками и ногами.

Многочисленные исследования показали: чем натуральнее игрушки, изображающие  продукты деятельности человека (инструменты, машины, домашнюю утварь), чем точнее они воспроизводят «всамделешные» вещи, тем больше нравятся ребенку.

Но  с игрушками, изображающими животных, дело обстоит иначе. Точная копия животного меньше привлекает ребенка, чем искажённая определенным образом. Голова должна быть большая и круглая, конечности укороченные, нос приплюснут, уши большие и оттопыренные, глаза смотрят вперед, живот большой и округлый. В таком исполнении дети одинаково хорошо принимают  и мышь, и зайца, и  собаку, и тигра.

Также нужны в детском саду звучащие игрушки и инструменты.

Важно так организовать предметно – развивающую  среду, чтобы дети могли играть там, где им удобно.

Очень часто малыши, только начинающие посещать детский сад, напряжены и готовы расплакаться не потому, что  мамы нет рядом, а потому, что их пугает ещё не освоенное пространство. Они боятся неизвестности: «А что там за дверью?». Обеспечить устойчивое эмоциональное состояние можно за счет проведения мини-экскурсий, путешествий по группе и за её пределы.

В период привыкания к детскому саду хорошо зарекомендовал себя и такой прием: если малыш приходит в группу со своей игрушкой, например с плюшевым зайцем, то целесообразно сосредоточить внимание не на ребенке, а на игрушке: «Смотрите, кто к нам пришел?» сначала можно показать «зайцу» игрушки, затем провести и познакомить его с группой, малыша захватывает  такая ситуация, и он может с легкостью расстаться с мамой.

Расширяя узнаваемое пространство детского сада, мы снимаем значительную долю тревожности и страхов ребенка.

Особая роль в период адаптации ребенка отводится игре  и игровым приемам, требующим общения с другими детьми. Это всевозможные хороводы, игры в поезд, «ниточку – иголочку» и т.п., в которых  необходимо взяться за руки или положить руки на плечи впереди стоящего. Такие игровые действия желательно сопровождать музыкой или предложить детям их озвучить.

Необходимо, что бы в группе были в наличии привлекательные, разнообразные и очень простые в использовании материалы для изобразительной и конструктивной деятельности.

В возрасте 2-3 лет исследовательские действия ребенка встроены в предметно-манипулятивную деятельность. Поэтому предметы для познавательно-исследовательской деятельности должны быть яркими и привлекательными, вызывающими интерес ребенка (наборы объемных геометрических фигур, вкладыши с основными формами, крупные цветные мозаики, пирамидки, шнуровки и т. д.).

Также в повседневной жизни группы раннего возраста организуются наблюдения за растениями уголка природы, дети привлекаются к выполнению индивидуальных поручений.

Рекомендуется наличие комнатных растений, календаря природы, наглядного иллюстративного материала, материала для развития трудовых навыков.

Работа с детьми,  которые  еще только привыкают к дошкольному учреждению, чрезвычайно сложна и эмоционально затратна. Поэтому воспитатель должен заранее быть готов к тому, что игра может не у всех детей вызвать однозначный отклик. Очень многих ещё надо будет «разбудить» и ввести в этот притягательный мир. Однако именно игровая деятельность наиболее эффективно обеспечивает позитивный эмоциональный настрой детей на привыкание  в коллективе, на выстраивание положительных отношений со сверстниками в группе, на формирование желания посещать детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры  на тему: «Взаимодействие  специалистов и воспитателей группы раннего возраста  в период адаптации детей в ра...

"Создание Развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации. "

Сообщение из опыта работы: "Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в период адаптации."...