Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»
методическая разработка

Туренко Ольга Алексеевна

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры  на тему: «Взаимодействие  специалистов и воспитателей группы раннего возраста  в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_internatura.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы.

Практика организации цифровой педагогической интернатуры  на тему: «Взаимодействие  специалистов и воспитателей группы раннего возраста  в период адаптации детей в рамках детско-родительского

клуба «Гармония»

 

       Данная практика направлена на следующих участников образовательной деятельности: воспитатели и узкие специалисты (психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги и т.д.) и реализуется на уровне дошкольного образования.

       В основе практики лежит  понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опытные наставники (координаторы). Она  предполагает решение участниками реальных профессиональных задач в деятельности: одной проблемы (задачи) или цепочки, содержащей несколько связанных друг с другом проблем (задач) в реальной профессиональной деятельности педагогов, которая (которые) будет решаться в рамках событийного ряда в реальной методической и практической профессиональной деятельности. Участие в дистанционной школе педагогического мастерства научит педагогов ориентироваться в современных и эффективных технологиях, и успешно применять эти технологии на практике в реальной деятельности с воспитанниками и их родителями, используя цифровые ресурсы.

       В условиях эпидемиологической ситуации учреждения ДОУ совершили "прыжок" в развитии дошкольной системы образования по внедрению дистанционных образовательных ресурсов. Дошкольные учреждения оказались в непростой ситуации, так как многим из них дистанционно работать раньше не приходилось. Но как показывает практика, такая форма обучения, как цифровая педагогическая интернатура является востребованным. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. И наше ДОУ не стало исключением. Мы несколько лет успешно реализуем адаптационную программу для детей раннего возраста  и их родителей, в рамках детско-родительского клуба «Гармония». И данная практика стала содержанием цифровой педагогической интернатуры, тема которой «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония». Мы решили реализовать наш опыт через дистанционную школу педагогического мастерства. В процессе реализации практики, мы решали следующие задачи: познакомить участников интернатуры с (нашей) апробированной  практикой детско-родительского клуба; погрузить интернов в практическую работу по разработке событий в рамках детско-родительского клуба; интерны должны реализовать,  разработанные  ими события, в условиях цифровой среды; мотивировать  интернов и педагогическое сообщество, использовать  данную практику в своей  педагогической деятельности, в своем образовательном    учреждении.

          Основная идея практики - мотивация  деятельности участников образовательных отношений  в цифровой среде. Переосмысление сути данной проблемы, специфики её решения в цифровом пространстве,  разработка персонального набора  профессиональных приемов и способов решения. Основополагающий организационный принцип практики - субъектность участников интернатуры - предполагает наличие спектра выбора форм и видов деятельности. Педагоги имеют возможность действий по собственному замыслу в рамках пространства интернатуры, возможность профессиональной пробы в реальной образовательной ситуации.

        Для реализации практики мы использовали  цифровые технологии. Работали в программе ZOOM, социальной сети ВКонтакте, в мессенджерах Viber, WhatsApp, электронной почте.

        На подготовительном этапе, координатор интернатуры разместил в социальной сети ВКонтакте приглашение  на участие в интернатуре для педагогических работников  нашего города. В приглашении мы заявили тему интернатуры и краткую схему её проведения. Заинтересованные педагоги, прислали свои заявки на участие на электронную почту нашего ДОУ.  Нашими интернами  стали  14 педагогов и специалистов ДОУ г. Зеленогорска и 1 педагог из г. Дмитровоград. Мы объединили педагогов  в четыре подгруппы для дальнейшей групповой работы. Каждая команда состояла из специалистов ДОУ и воспитателей  групп раннего возраста.

Работа в цифровой педагогической интернатуре  состояла из 3 событий дистанционного характера и 2 блоков групповой профессиональной деятельности педагогов в межсобытийный период.

Взаимодействие между всеми участниками проходило на платформе Zoom,в мессенджерах Viber, WhatsApp, а так же через электронную почту.

         На первом этапе мы познакомили интернов с адаптивными возможностями ребёнка раннего возраста и способами преодоления стресса в период адаптации. Особо отметили, что для уменьшения воздействия стрессирующих факторов все события проводятся с участием родителей. А так же, познакомили с целью и задачами детско-родительского клуба. Остановились на основных направлениях деятельности. Обозначили планируемые результаты освоения программы. Для детей: успешная адаптация  к ДОУ, для родителей: формирование адекватного восприятия своего ребёнка; формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия   имеющихся у ребенка личностных  и социальных ресурсов; формирование партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, обогащение опытом. Координаторы интернатуры - педагог –психолог, музыкальный руководитель и воспитатели рассказали о своей роли в проводимых событиях и познакомили интернов с содержанием программы детско-родительского клуба, подробно остановившись на одном из проведенных событий. В заключении первого этапа, интернам было предложено  самостоятельно в подгруппах разработать событие для детей и родителей раннего возраста используя разнообразные формы по желанию. Взаимодействие проходило на платформе Zoom. В межвебинарный период, мы, как организаторы интернатуры, оказывали интернам тьютерскую помощь в организации и в деятельности. Команды интернов совместно включились в подгрупповую деятельность по теоретико-практическому погружению и  постановке проектных задач.

        На втором этапе интерны презентовали групповой продукт своей работы, решение поставленных проектных задач и  их модели  т.е. схему и содержание дистанционных событий с родителями и детьми. Работа проходила в режиме «вопрос - ответ». Интерны имели возможность задавать вопросы к команде презентующей продукт и задавали их в чат конференции.

Организаторы интернатуры получили ответы на  следующие вопросы:

«С какими трудностями вы столкнулись при разработке события?   Цели события? Задачи? Какой продукт вы получите в результате реализации события? Какие материалы вам необходимо подготовить для реализации события? Как вы решаете проблему музыкального сопровождения в отсутствии музыкального руководителя?  Какую педагогическую проблему решаете в процессе реализации события?  Какие трудности у вас возникли в процессе самостоятельного группового решения поставленной задачи? Как вы считаете, разработанный вами продукт вызовет положительные эмоции у родителей и детей, с которыми он будет реализован?».

       В заключение второго этапа, интернам было предложено реализовать разработанные ими события  в реальных цифровых условиях. Минимум с 1- й семьёй, продолжительностью от 10 до 15 минут. Затем видеозапись события проведенного события выставить в созданную нами группу в социальной сети ВКонтакте, предварительно вступив в неё. В процессе межвебинарного взаимодействия тьютерская помощь заключалась: в получении интернами от координаторов интернатуры презентации, полезных ссылок, как установить  приложение Zoom и создать конференцию, записать событие. У каждой группы  был свой координатор, который по необходимости и запросу мог оказать помощь на следующем этапе самостоятельной работы. Группы интернов погрузились в плодотворную деятельность с семьями воспитанников. Получили согласие родителей на участие в нашем проекте. Оказали помощь и поддержку родителям в освоении программы Zoom, подготовили совместно с родителями детей раннего возраста необходимую среду для проведения онлайн события, и в назначенное время интерны реализовали дистанционные события с родителями и детьми раннего возраста. Создали свой цифровой        продукт и разместили свои видеоролики событий в социальной сети в группе ВКонтакте.

        На заключительном этапе состоялась презентация интернами результатов реализованных ими событий с семьями воспитанников. А так же интерны презентовали и анализировали результаты своей работы в цифровой интернатуре, по анкете, которую получили ранее, на электронную почту. Анкета включала следующие пункты: отзыв родителей о мероприятии; удовлетворенность реализованным событием (свой эмоциональный отзыв); все ли цели и задачи были реализованы в рамках события; возникшие трудности при самостоятельной работе в межвебинарный период; была ли  полезна оказанная тьютерская помощь; эмоциональный отзыв об участии в цифровой интернатуре; было ли полезным участие, будете ли  в дальнейшем использовать приобретенный опыт в своей работе. Рефлексия была взаимной, в свою очередь мы выразили своё отношение к проделанной работе и отметили, что все события, представленные интернами,  грамотно разработаны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и проблем, касающиеся адаптации детей к ДОУ. Все события разнообразны, индивидуальны. Интерны с успехом установили сотрудничество  между специалистами ДОУ и семьёй, активизировали воспитательные умения родителей и  направляли их на партнерские взаимоотношения с ребенком. Развивали у родителей умение использовать игровые методы и приёмы  в домашних условиях. Способствовали активному вовлечению  родителей  в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи, а так же в условиях работы в цифровой среде.

Так же, на заключительном этапе интерны получили кейс с методическими материалами по итогам мероприятия, в который вошли: рекомендации по проведению событий с детьми раннего возраста; презентации, полезные ссылки по работе с цифровыми ресурсами;  конспекты и видеоролики всех событий.

          По итогам работы нашей цифровой педагогической интернатуры, можно сделать вывод, что реализация основного организационного  принципа интернатуры — субъектность участников – была обеспечена через спектр выбора форм и видов деятельности педагогов по собственному замыслу, через возможность профессиональной пробы в реальной образовательной ситуации.

         Заявленная практика обеспечивает следующие результаты: интерны получили опыт взаимодействия с родителями  и детьми раннего возраста  в период адаптации к ДОУ посредством использования  цифровой среды. Педагоги научились ориентироваться в современных и эффективных информационно – коммуникационных технологиях, и успешно применили  эти технологии на практике в реальной деятельности с воспитанниками и их родителями.

       Средства измерения результатов образовательной практики: опрос, анкетирование, рефлексия участников интернатуры и координаторов, отзывы родителей.

       В процессе  реализации практики мы столкнулись с некоторыми трудностями: это техническая сторона  программы Zoom, т.к.  интерны столкнулись с ней впервые. Работа друг от друга в удаленном режиме. Проблемы со связью, со звуком, с интернетом. 

       Материалы нашей практики опубликованы на сайте МБДОУ № 26 и в образовательной социальной сети работников образования.  Ссылку вы видите на слайде.

А так же её видеоматериалы :В Группе в  ВКонтакте и  на личных страничках  

наших сайтов в сети интернет, ссылки вы видите на экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста).

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, психолога, старших воспитателей, но постепенно все дети переводятся на общий ...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Добрый вечер, дорогие родители! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с шуточного стихотворения: «Отвели ребенка в сад». Отвели ребенка в сад - Мама рада, папа рад: Не мешает им никто, Делать...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Особенности адаптации ребенка к детскому саду. Игры в адаптационный период»

Консультация содержит основные рекомендации по оказанию педагогической поддержки на основе анализа индивидуальных затруднений ребенка, включения разнообразных способов превентивной и оперативной помощ...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Родительское собрание во второй группе раннего возраста "Итоги адаптации детей к детскому саду"

Задачи: 1. Дать представление родителям о возрастных особенностях детей 2. Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу....

План по самообразованию воспитателя группы раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражает...