Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения
статья по теме

ПАРФЁНОВА НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА

  12-й год в нашем образовательном  учреждении воспитываются  и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по  интегрированному обучению и воспитанию слабослышащих школьников и детей дошкольного возраста в условиях общеобразовательного комплекса – школа- сад. За эти годы   накоплен большой опыт организации инклюзивного образования, апробированы различные модели интеграции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup_mbou_progimnazii_na_seminare.docx43.53 КБ

Предварительный просмотр:

Роль  сурдопедагога  в организации  коррекционно-образовательного  процесса  детей  с нарушением слуха в  условиях интегрированного образовательного  учреждения

Парфёнова  Н.Л.

учитель - дефектолог

г. Нефтеюганск  06.12.2011г.

   Слайд № 1 

          12-й год в нашем образовательном  учреждении воспитываются  и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по  интегрированному обучению и воспитанию слабослышащих школьников и детей дошкольного возраста в условиях общеобразовательного комплекса – школа- сад. За эти годы   накоплен большой опыт организации инклюзивного образования, апробированы различные модели интеграции.

   Слайд № 2

       На данный момент,  в связи с изменением статуса учреждения, 2-й год   слабослышащие дети воспитываются только в дошкольном отделении  Прогимназии.

      В дошкольном отделении 5 интегрированных групп полного дня, с включением слабослышащих детей, по 1-2 человека  в каждой группе, в соответствии с возрастом и уровнем  развития,  всего – 8 детей.

 

Слайд № 3

Дети имеют разную степень потери слуха: у 1 ребёнка – 2-3 степень, 5 детей имеют нарушения слуха 3- 4 степени, у 1- потеря слуха 4 степени, пограничная с глухотой. Из них 2 ребёнка слухопротезировано и 5 детей имплантированы. Кохлеарная имплантация новое направление помощи детям с нарушенным слухом.  Ребёнку вживляется под кожу в ухо чип и с помощью процессора находящегося за ухом (в виде слухового аппарата),  звуки и  речь преобразуются в электрические импульсы,  которые стимулирует слуховой нерв, он передаёт эти импульсы в слуховые центры мозга, и ребёнок воспринимает импульсы как речь, музыку, звуки.

В соответствии с возрастом и уровнем развития сформированы 2 подгруппы для групповых занятий

Слайд № 4

       Образовательный процесс осуществляется в двух блоках: в общеразвивающем и коррекционном. Организация обучения в первом  блоке осуществляется на основе программы «Сообщество», технология  программы «Сообщество» выбрана неслучайно, она ориентирована  на все категории детей, в том числе и детей с особыми потребностями. В этом блоке слабослышащие дети вместе со здоровыми детьми получают общеразвивающие знания и умения для ориентации в жизни общества, развития  социальной активности,  коммуникативных навыков при проведении утренних и итоговых сборов, на занятиях в центрах активности, на музыкальных и физкультурных занятиях, в кружках, занятиях в кабинетах Монтессори и Лего-конструирования, при проведении совместных дел со школьниками. Получение знаний и навыков, осуществляется воспитателями в группе и учителями - предметниками.

     Во втором блоке работает сурдопедагог по программе для специальных ДОУ II вида – сурдопедагогом ведутся предметы: математика, развитие речи и осуществляется коррекционная работа по развитию слуховой функции, коррекции произношения и развитию речи на групповых и индивидуальных занятиях.  

       Цель обучения по этим программам едина – слабослышащий ребёнок социально адаптирован и успешен.

 

Слайд № 5 

Сегодня я хочу поделиться вами, а какова роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса в условиях интегрированного образовательного учреждения.

Слайд № 6 

Начну с того, что

Слабослышащие дети, поступающие в наше учреждение, имеют ряд особенностей в развитии, так как нарушение слуха серьёзно препятствуют успешности интеграции, изоляция ребенка от окружающего звукового опыта, нарушает естественный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям в его развитии.  При нарушениях слуха в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь. Потеря слуха и нарушение развития речи приводит к общему недоразвитию психических процессов. Дети - инвалиды, приходя в группу, отличаются  от своих  здоровых сверстников, не только своей речью, у них нарушены коммуникативные навыки, они не умеют общаться с другими детьми,  показывают свою агрессивность или наоборот боятся окружения, не самостоятельны, не умеют играть,   в целом для них характерно несоблюдение  норм принятого поведения.    (Такой ребёнок становится изгоем, отверженным).

  Эти особенности не позволяют слабослышащим детям эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

Поэтому выстроенный коррекционно- образовательный процесс  слабослышащих детей носит характер всестороннего воздействия на ребёнка и  ориентирован на преобразование всех сторон личности воспитанника  за счёт сохранных анализаторов (Наша задача – научить его говорить, слышать окружающие звуки, сформировать социальные навыки, дать знания необходимые в жизни – социализировать ребёнка).

Социальная адаптация  слабослышащего ребёнка  будет успешной,  если в комплексе будет обеспечено:

- развитие ребёнка на основе индивидуальной траектории;

- сопровождение сурдопедагога;

- взаимосвязанность всех специалистов (организация четкой системы «сурдопедагог-воспитатель-учитель-предметник- психолог);

-  организована связь с семьёй;

- создана особая организация жизнедеятельности ребёнка;

-  создана особая предметно-развивающая среда.

  Слайд № 7

Когда сл/сл ребёнок только приходит в детский сад,  в связи с его особенностями, часто возникает много проблем, как у самого ребёнка, так и его окружения:

   Воспитатели, педагоги-предметники

  1.   не знают как общаться с такими детьми;
  2.  не могут принять особенности в поведении;
  3. затруднения в организации ОП слабослышащих совместно  здоровыми детьми;
  4. не знают приёмов коррекционной работы.

Родители детей с НС

  1.  боятся  непринятия своего ребенка  детьми,  педагогами, родителями, отсутствия специальных условий;
  2.  проблемы в воспитании и развитии НР
  3.  «Позиция защиты» ребёнка от всех и от всего (мой ребёнок всегда прав).

Родители  здоровых детей

  1.  обеспокоены тем, что присутствие  ребенка с НС в группе  снизит качество образования  их детей. 

Здоровые дети

  1. затрудняются общаться и взаимодействовать, проявляют к детям с НС жалость,  равнодушие, агрессию.

    Задача сурдопедагога - оказать необходимую помощь в построении образовательного пространства  и в создании необходимых условий для социальной адаптации, развития детей с нарушением  слуха  в условиях интегрированного образовательного учреждения.

Слайд № 8

Работа  по сопровождению ребёнка с недостатками слуха идёт через организацию работы с ребёнком, воспитателем, родителем.

Ребёнок

Для удовлетворения потребностей ребёнка сурдопедагогом ведётся

  1. Коррекция нарушенных функций
  2. Организован ОП по инд траектории
  3. Создаётся  развивающая среда
  4. Помощь ребёнку в случаях затруднения в общении с другими людьми.

Воспитатель

Сурдопедагог помогает воспитателю

  1.  создать речевую среду в группе (что понимаем по реч. средой остановлюсь позже)
  2.  выстроить индивидуальную траекторию развития  ребёнка;
  3. должен научить, как организовать индивидуальную коррекционную работу со сл/сл ребёнком;
  4. как организовать  ОП группе, так, чтобы это было и не в ущерб здоровым детям и не было игнорирования со сл/сл  Р.
  5. очень важно для организации ОП сл/сл детей познакомить воспитателей  с их психологическими особенностями;
  6. Учит надевать, снимать слуховые аппараты и правильно их использовать.
  7. Организовывать работу с родителями;
  8. Помогает решать  проблемные ситуации  в группе со сл/сл ребёнком и их родителями. Зная психологию и особенности слабослышащих детей, а так же их родителей, сурдопедагог часто выступает стабилизатором межличностных отношений: родителей и педагогов, воспитателей и сл/сл детей.

Родитель

При работе с родителями сурдопедагог проводит работу по

  1. Осознанию родителями  роли семьи в воспитании и развитии ребёнка
  2. Знакомит с приёмами и методами воспитания и обучения
  3. Помогает организовать  занятия с детьми  дома
  4. Помогает разрешить проблемы в  социальной адаптации и в развитии  ребёнка

Сопровождение сл/сл Р имеет следующие направления: диагностическое, коррекционное,  методическая помощь, координация работы в команде

Слайд № 9

          При построении образовательного пространства обеспечивающего процесс социализации  всех категорий детей (дошкольников,  младших школьников, детей с ограниченными возможностями здоровья)  в условиях общеобразовательного учреждения исходили из того, что,  не смотря на разные возможности слабослышащих и здоровых детей,   у них больше   сходства, чем различий:

  1. Слабослышащему ребёнку нужно, то же, что и остальным детям (учёба, игры, праздники и т.д.).
  2. Дети лучше учатся друг у друга

    А совместное  обучение и воспитание способствует формированию у слабослышащих детей адекватного социального поведения, положительного отношения к своим сверстникам,  более полного потенциала  развития      

Поэтому образовательное пространство выстроено, так, чтобы  каждый ребенок, независимо от его состояния здоровья и возраста, не чувствовал бы себя ущемленным (комфортно), был принят таким, какой он есть,  чтобы слабослышащий ребенок:  не стремился к изоляции, не было иждивенческой позиции, не стремился примкнуть к группе на любых условиях и в любой роли, а здоровые дети, начиная с дошкольного возраста, не превращали бы слабослышащего ребенка в объект унижения и  начинали понимать, что все люди разные, что отличие от других не мешает их общению.      

И выстроено оно на взаимодействии всех категорий детей, находящихся в учреждении

Слайд № 6

     Успех реализации поставленных целей задач  в развитии слабослышащего дошкольника возможен  только при чётком взаимодействии всех участников образовательного процесса, педагогов, специалистов, родителей. Он осуществляется под руководством учителя –дефектолога (сурдопедагога). Учитель-дефектолог помогает воспитателям педагогам-предметникам правильно организовать работу с  интегрированной группой детей, знакомит их с приемами и методами обучения  детей с нарушенным слухом, планирует речевой материал  для отработки с детьми

    В интегрированной группе возрастает роль воспитателя, т.к. наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с нарушенным слухом требует особого внимания к нему, готовности воспитателей, разделить ответственность за его воспитание и  обучение, желание помочь ребёнку с ограниченными возможностями.

            Развитие слабослышащего ребёнка невозможно без участия в этом процессе родителей, так как под их руководством ребёнок получает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.     Понимая это, работе с родителями придаётся  особое значение,  с момента поступления ребёнка в детский сад,  весь процесс по реабилитации  и интеграции строится на основе организации совместной работы с родителями.    Можно назвать связь с родителями очень тесной, здесь и обучение родителей,  консультирование по вопросам обучения и воспитания слабослышащего ребёнка,  планирование совместных действий.

Слайд № 7

     На этом слайде представлены некоторые образцы взаимодействия и способы действия с родителями.  В  последнее время большую популярность приобрёл сайт учреждения, где родители получают рекомендации сурдопедагога, материалы для развития  ребёнка в домашних условиях.

Слайд № 8      

     В учреждении  созданы все условия для успешного развития слабослышащего  ребёнка и его социальной адаптации:  в группах детского сада  в соответствии с технологией программы «Сообщество» создана особая предметно - развивающей среда, это центры активности «Математики, «Литературы» «Науки и природы» «Практических навыков» «Песка и воды» и др.

В кабинетах Монтессори и Легоконструирования организована работа по развитию речемоторных навыков, развитию мышления и формированию умения конструировать и моделировать.

Коррекционная  работа осуществляется в кабинетах  психолога и сурдопедагога, они оборудованы необходимыми техническими средствами.

    В учреждении выстроена система воспитательной работы, направленная на взаимодействие детей с нарушением слуха со школьниками.

Слайд № 9

    В   образовательного учреждении  введён слухо – речевой  режим.

      Под слухо-речевым  режимом мы понимаем – систему мероприятий и требований, направленных на мотивированное общение с ребенком со сниженным слухом, независимо от возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.

        Работники учреждения, сверстники, родители   ознакомлены с правилами речевого режима:

- все обязаны выслушивать слабослышащего ребенка;

-  мотивировать на общение  (задавать вопросы, создавать ситуации и др.);

   В ОУ создана и среда для общения слабослышащих и здоровых детей

   Слайд № 10

Сурдопедагогом и воспитателями отслеживается развитие и социальная адаптация ребёнка с нарушением слуха, ведётся мониторинг на каждого ребёнка. На этом слайде представлены положительные результаты детей за прошлый год.

   На момент поступления в детский сад в прошлом учебном году,  только один ребёнок из 5 владел речью, в виде отдельных невнятно произнесённых слов, у остальных  детей речи просто не было,  у всех был низкий уровень сформированности социальных и коммуникативных навыков (кроме одной девочки, которая в детском саду 2-й год), на конец года видна положительная динамика у всех воспитанников по всем параметрам: в развитии слухового восприятия, в произношении в формировании социальных и коммуникативных.

 Можно говорить о том, что на развитие коммуникативных навыков благотворно сказывается, нахождение ребёнка с нарушенным слухом в речевом пространстве слышащих детей, постоянное общение способствовало закреплению речевых умений, у всех слабослышащих детей сформированы навыки речевого поведения, они свободно вступают в устный контакт.

Слайд № 11

      В интегрированных группах создан единый детский коллектив дети с нормальным и нарушенным слухом: вместе живут, играют, решают свои проблемы. Слышащие дети хорошо относятся к детям с нарушенным слухом, они умеют правильно говорить с ними - смотреть в лицо и не кричать, знают о назначении слуховых аппаратов. Это результат целенаправленного воспитания через жизнь рядом и  вместе.

   На этой  таблице представлены проявление гуманных отношений здоровых детей к детям с нарушением слуха. Вы  видите, что на конец года, нет проявлений негуманного отношения к слабослышащим детям.

     Мы надеемся, что здоровые дети и в дальнейшем не будут делить мир на глухих и слышащих и сохранят естественное сейчас для них состояние - помочь тому, кому трудно.

         

Слайд № 12

Образовательное пространство слабослышащих детей выстроено на основе преемственности с СОШ №8 г. Нефтеюганска. Выпускники дошкольного отделения продолжают обучение в специальных классах начальной школы СОШ №8 и затем переходят на основную ступень. В наших учреждениях единые требования к организации и содержанию коррекционно-образовательного процесса, единая диагностика,  мониторинг.  

    ****В заключении хочу отметить, что организация инклюзивного обучения  в нашем ОУ по данной педагогической технологии, оправдала себя, наши выпускники успешно обучались  и обучаются в других ОУ, в СОШ №8,  в специальной школе II вида г. Кургана,  школе-интернате, в посёлке Излучинске, в Челябинском машиностроительном колледже.

    Из школ города Кургана и п. Излучинска приходили благодарственные письма, где отмечалось качество знаний детей,  их высокая активность, инициативность, самостоятельность. Выпускники не теряют связи с нашей школой, они частые гости в учреждении,  ведь здесь им преподали азы жизни, научили говорить, слышать, здесь они приобрели друзей среди здоровых сверстников. А родители благодарят нас за адаптацию детей к жизни в обществе и до сих пор советуются с педагогами по вопросам дальнейшего обучения их детей.

     Педагоги нашего ОУ представляли опыт организации инклюзивного образования слабослышащих детей на различных уровнях: города, региона, России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

Выступление "Сотрудничество ДОУ и семьи в интегрированных группах с детьми с нарушением слуха"

В нашем ДОУ работа с семьей занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии. Опыт нашей работы показывает, что семья, где растет и воспитывается реб...

План-конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности для развития и стимуляции активной речи "Три медведя"

Цель: развитие и стимуляция речевой активности детей с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности.Задачи: 1. Развивать умение детей рассказывать совестно с педагогом сказку с опор...

План-конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности для стимуляции и развития активной речи "Наш веселый теремок"

Цель: стимуляция развития речевой активности детей с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности.Задачи: 1.Упражнять в различении и назывании хорошо знакомых сказок, ее героев. Раз...

Конспект интегрированого занятия "Зима" с группе детей с нарушением слуха

Конспект  интегрированого занятия по ознакомлению с окружающим, для детей с нарушением слуха                            ...

Методическая разработка по планированию «Интегрированных развивающих занятий по реконструкции коммуникации у детей с нарушением слуха раннего возраста».

В работе описан опыт разработки интегрированных занятий для детей раннего возраста после кохлеарной имплантации. Занятия направлены на развитие коммуникации, слухового восприятия, речи, музыкальных...

Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха

интегрированное занятие "Поможем природе" по закрепление математических знаний и правил поведения в природе....