Методическая разработка по планированию «Интегрированных развивающих занятий по реконструкции коммуникации у детей с нарушением слуха раннего возраста».
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

В работе описан опыт разработки интегрированных занятий для детей раннего возраста после кохлеарной имплантации. Занятия направлены на развитие коммуникации, слухового восприятия, речи, музыкальных  способностей, эмоций детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_planirovaniyu.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по планированию «Интегрированных развивающих занятий по реконструкции коммуникации у детей с нарушением слуха раннего возраста».

Актуальность создания данной методической разработки обусловлена тем, что число людей с нарушением слуха в России превышает 13 млн., в том числе более 1 млн. – это дети. На 1000 нормальных родов приходится 1 ребенок с полной глухотой, у 2 глухота развивается в течение первого года жизни. Среди новорожденных, находящихся в палатах интенсивной терапии и среди недоношенных детей с массой тела при рождении менее 2кг частота встречаемости тугоухости значительно увеличивается и составляет около 15-20 детей на 1000 новорожденных. Среди малышей с нарушением слуха возрастает процент детей, имеющих множественные нарушения развития. Уровень развития диагностики и слухопротезирования на сегодняшний день позволяет специалистам, приходящим на помощь таким семьям с уверенностью говорить, что неслышащий малыш имеет все шансы быть интегрированным в среду слышащих сверстников и в дальнейшем стать успешной личностью. Но ни одно техническое средство не может быть эффективным без сопровождения специалистов, без соответствующей педагогической коррекции. Ребенок должен иметь возможность использовать вновь обретенную способность воспринимать звуки, родителям необходимо научиться общению со своим малышом заново! Этот процесс особенно сложен, если наш маленький воспитанник имеет сочетанные нарушения, такие как задержка психического развития, ДЦП, расстройства поведения и эмоционально-волевой сферы, отягощенный неврологический анамнез. Если семья, и особенно мама, дезадаптирована, находится в состоянии стресса, горя от переживания диагноза ребенка и не может оказать ему поддержку и помочь в развитии, необходимо объединение усилий медиков, педагогов, психологов и родителей ребенка в ходе реабилитации. Неэффективными оказываются и традиционные методы, и приемы обучения и, как следствие, нами была разработана программа занятий, позволяющая детям осваивать свои новые сенсорные возможности.

Данный проект разработан для слабослышащих и глухих детей, использующих слуховые аппараты (в дальнейшем СА) или кохлеарные импланты (в дальнейшем КИ).

Материалы представленного проекта могут быть полезными в работе сурдопедагогов, логопедов, детских психологов, воспитателей детских садов с инклюзией.

Целями проекта являются:

  • Повысить эффективность занятий в группах раннего возраста тем самым способствовать профилактике социальной инвалидности среди детей с нарушением слуха
  • Осуществить планирование коррекционно-развивающей работы с группами детей разнородных по степени нарушения слуховой функции, времени и способу слухопротезирования, наличию или отсутствию сопутствующей патологии
  • Создать условия для перестройки взаимодействия близких с ребенком, развитие эмоциональных взаимоотношений между ребенком и его близкими и перевода ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи.

В ходе работы нами было отмечено, что по завершению этапа реабилитации в группе раннего развития, у детей появляется: эмоциональное заражение, стабильный эмоциональный отклик, заметно активизируются голосовые реакции, дети начинают проявлять инициативу в общении, явно предвосхищают удовольствие от общения с близкими взрослыми, как это делает слышащий малыш, начинают использовать речевые навыки в ежедневных жизненных ситуациях. Необходимо отметить, что у детей, имеющих сочетанную патологию (кроме нарушения слуха), улучшается познавательная активность, расширяется репертуар игровых действий, лучше формируются коммуникативные навыки.

Данный проект реализуется с 2015 года и по настоящее время. Он является продолжением проекта «Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.» реализованного в ГКУ СО «РЦДиПОВ «Варрель» с 2009 года. Двенадцать из двадцати семи детей начали посещать массовые сады. Надо отметить, что их адаптация прошла легко, дети успешно общаются с воспитателями и ребятами в группе, участвуют в общих мероприятиях детского сада.

Организация работы с группами

С группой, а в дальнейшем и с несколькими группами, работают учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель-дефектолог (фонопед), педагоги по двигательной реабилитации и ручному труду.

Занятия проводятся в группе от 3 до 7 человек совместно с родителями (приветствуется присутствие обоих родителей).

Местом проведения занятий является игровая комната, отвечающая требованиям создания развивающей среды.

При выборе программы для работы в группах РР с нарушением слуха мы столкнулись с невозможностью использовать традиционные программы. В данный период нами ведется разработка и апробация программы занятий для детей РР с нарушением слуха и сопутствующими нарушениями развития. При разработке программы и выбора материала для занятий, мы решаем следующие задачи:

  • подбираются игры, доступные для детей со сложной структурой дефекта;
  • игры адаптируются и изменяются с целью усиления их звуковой и речевой составляющей;
  • предпочтение отдается играм, в ходе которых дети могут совершать различные действия с предметами;
  • подобранный материал должен привлекать внимание и стимулировать несколько сенсорных каналов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой и т.д.);
  • музыкальный материал должен содержать игры, развивающие чувство ритма, интонацию, темп, динамику, музыкально-двигательные навыки;
  • игры и деятельность должны иметь коммуникативную направленность, создавать условия для естественного и свободного общения ребенка с близкими взрослыми;
  • речевой и сенсорный материал должен способствовать обогащению знаний детей об окружающем мире и соответствовать сезонным изменениям в природе;
  • содержание занятий направлено на эстетическое развитие детей и формирование духовно-эмоциональной связи между ребенком и близкими взрослыми;
  • игровой процесс на занятиях позволяет испытывать радость от совместной деятельности, вызывает эмоциональный отклик у детей, формирует мотивацию к общению и оказывает положительное влияние на атмосферу в семье.

Процесс занятий организуется нами следующим образом:

Дети, родители и педагог располагаются на полу (на ковре) в общем кругу, что создает комфортные условия для коммуникации. Дети могут сидеть на руках у мамы или самостоятельно. Выполнение некоторых заданий в кругу стимулирует формирование направленного внимания, элементов довербальной коммуникации, налаживанию доверительных отношений с педагогом, другими детьми и родителями.

Статические упражнения чередуются с динамическими, речевые с музыкальными. Дети имеют возможность свободно перемещаться в пространстве во время речевых и музыкальных игр, манипулировать с игрушками, взаимодействовать с родителями, другими детьми и педагогом. Свободно перемещаясь по комнате, малыши учатся воспринимать звуковые стимулы в естественных условиях, что является прекрасной базой для их дальнейшей адаптации в структуру массовых детских садов и в дальнейшем школ.

Отличительной особенностью проводимых нами интегрированных занятий является их полимодальность. В течение одного занятия ребенок получает различные виды стимуляций: слуховую (речевую и музыкальную), двигательную (вестибулярное чувство, проприоцепцию), тактильную, визуальную. Обязательным условием участия в групповых занятиях является ношение СА или КИ в рабочем состоянии, адекватно подобранного и настроенного.

Не менее важным мы считаем и использование речевого и музыкального материала народного творчества и фольклора. Пропевание народных песенок, потешек, закличек, приговорок с использованием элементов гармонии тела и пальчиковых игр.

Родители являются активными участниками процесса занятия, они наравне с педагогом выполняют все задания, пропевают и проговаривают речевой материал, участвуют в музыкальных, двигательных играх, драматизациях. Проводят с детьми массаж, гимнастику и упражнения на спортивных снарядах и тренажерах. Во время такой работы мамы, сначала копируя педагога, а затем и спонтанно говорят со своими детьми, используя «материнскую речь» с более медленным темпом, плавной интонацией, паузами, большим количеством повторов, эмоционально окрашенную. Что является бесценным природным даром, позволяющим детям усваивать родной язык в естественных ситуациях общения.

Каждое занятие оканчивается игровым блоком, когда дети и родители свободно играют в игровой комнате, по своему желанию организуя игру с различными атрибутами и игрушками. Постепенно дети учатся самостоятельно играть, не прибегая к помощи мамы, что является важнейшим для адаптации в условиях детского сада. В это время педагог имеет возможность наблюдения за естественным общением родителей и детей, и может давать рекомендации по оптимизации построения общения, корректировать качество речи родителей, предлагать эффективные приемы игры и конструктивной деятельности. Важным является и то, что родители становятся более уверенными в своей родительской компетентности, получая поддержку педагога и видя характер общения других мам и малышей.

Начиная со второго года реабилитации родители во время игрового блока на короткое время (10-15 минут) покидают игровую комнату, предупреждая об этом детей, а затем возвращаются, создавая и закрепляя, таким образом, у ребенка уверенность в том, что мама всегда вернется и, формируя у малышей самостоятельность.

В конце каждого занятия отводится и время на консультацию педагога с родителями. В это время мамы могут задать любые интересующие их вопросы. Такие групповые консультации являются очень эффективными, поскольку многие проблемы для родителей детей с КИ сходны и родители могут получить больший объем информации. Возможно привлечение для консультации психолога, врача психо-невролога, сурдолога.

Занятия проводятся еженедельно, длятся 60 минут. 

Примерная структура занятия.

  1. Приветствие. Ритуальный круг с обязательным внесением сюрпризного момента и организацией детей в пространстве группы.
  2. Игры, направленные на вызывание у детей интереса к звукам и действиям со звучащими предметами (использование звучащих игрушек, музыкально-шумовых инструментов (в дальнейшем МШИ) и бытовых предметов).
  3. Игры, направленные на голосовую активность детей, подражание звукам, произносимым взрослым.
  4. Музыкально-двигательные игры, направленные на развитие музыкально-двигательных навыков, подражательной активности и эмоционального отклика на разнохарактерную музыку.
  5. Игры и задания, направленные на развитие понимания речи, коммуникативных навыков и ознакомление окружающим миром.
  6. Игры, включающие совместные действия детей с близкими взрослыми и педагогами (пальчиковые, ансамблевые, драматизации, игры-забавы).
  7. Свободная игра детей с сенсорным материалом по теме занятия в игровой зоне. Обсуждение с родителями прошедшего занятия, домашнего задания, ответы на вопросы.
  8. Прощание. Проводится в форме ритуальных действий.

Накопленный опыт позволил сформировать учебно-тематический план «Интегрированных развивающих занятий по реконструкции коммуникации у детей с нарушением слуха раннего возраста».

Заключение

Разработка вышеописанной программы позволила повысить эффективность реабилитации:

  • Дети лучше усваивали материал;
  • Родители активно участвовали в занятиях и мероприятиях совместно со своим ребенком;
  • Формировались положительные эмоциональные взаимоотношения в семье;
  • У детей формировался стабильный эмоциональный отклик, устойчивая положительная мотивация к занятиям;
  • Родители обогащали свой опыт взаимодействия с ребенком с учетом его новых сенсорных возможностей;
  • У детей появилась потребность общения в коллективе как предпосылка дальнейшей адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей и педагогов по теме "Значение поли сенсорного развития для детей с нарушением зрения раннего возраста".

В разработке представлена система развития сенсорного восприятия детей с нарушеним зрения раннего возраста....

Разработки занятий по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха старшего возраста

Цель: формирование и развитие навыков восприятия речевых и неречевых звуков, уточнять фонетическую сторону речи детей, формировать у детей навыки точного воспроизведения слова, развивать фразовую речь...

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с нарушением слуха дошкольного возраста»

  Экологическое образование не является изолированным направлением д/сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного проце...

Методическая разработка физкультурного развлечения совместно с родителями для детей с нарушением слуха среднего возраста на тему « Волк-Забивака-символ чемпионата мира по футболу 2018 года в гостях у детей»

В данной методической разработке представлен опыт организации командных игр для слабослышащих детей и их родителей при проведении физкультурных занятий....

Методическая разработка по ознакомлению детей с нарушением слуха старшего возраста с правилами пожарной безопасности.

Методическая разработка содержит практический материал для закрепления знаний у детей с нарушением слуха старшего возраста по теме "Пожарная безопасность" Материал может использоваться педаг...

Методическая разработка. Опыт дистанционного сопровождения совместных занятий родителей с детьми. Для детей с нарушением слуха. ФЭМП

В презентации представлен опыт дистанционной работы с родителями детей с нарушением слуха в период вынужденной самоизоляции, на примере занятий по Формированию элементарных математических представлени...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...