Главные вкладки

    Методическая разработка для родителей и педагогов по теме "Значение поли сенсорного развития для детей с нарушением зрения раннего возраста".
    учебно-методический материал (младшая группа) по теме

    Бехтерева Людмила Николаевна

    В разработке представлена система развития сенсорного восприятия детей с нарушеним зрения раннего возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodich._rek._polesensorn.docx26.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка для педагогов и родителей.

    « Значение поли сенсорного развития для детей раннего возраста со зрительной депривацией».

    Учитель-дефектолог Бехтерева Л.Н.

     ГБДОУ детский сад №24 Василеостровского района

     Санкт-Петербурга.

    Поли сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

    Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т.п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы поли сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.е. сформировать у него перцептивные действия (перцепция - восприятие).

    Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще не достаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он воспринимает. Общепринятыми мерками являются сенсорные эталоны. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система форм родного языка и т.д.

    В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, осязательные образы. При этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены словом. Если образы восприятия закреплены словом, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Поли сенсорное развитие является важным условием развития целостного восприятия предмета. Не надо путать целостное восприятие предмета с его узнаванием, по-настоящему оно складывается только тогда, когда дети могут воспринимать окружающее не слитно, приблизительно, а видят в предмете цвет, форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ними.

    Нарушение зрения у ребенка раннего возраста создает трудности накопления сенсорного опыта, что приводит к недоразвитию зрительного восприятия, а это отрицательно сказывается на формировании представлений, памяти, речи,

    2


    мышления дошкольников. Низкий уровень развития сенсорных процессов, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на развитие сохранных зрительных функций. Поэтому проблеме сенсорного восприятия в программе для детей с нарушением зрения уделяется особое внимание.

    У детей с нарушением зрения при овладении сенсорными эталонами выявлены следующие особенности:

    1. В сравнении с возрастными возможностями у дошкольников с нарушением зрения в условиях спонтанного познания предметного мира формируется значительно меньший объем представлений о сенсорных эталонах;
    2. Низкое качество овладения сенсорными эталонами;
    3. Трудности зрительного восприятия связаны с отставанием освоения операций на «выделение из множеств», и «соотнесение и сравнение однородных цветовых эталонов»;
    4. Труднее всего дети с проблемами зрения овладевают сенсорными эталонами «форма». Особая трудность у дошкольников возникает при необходимости узнать, обозначить словом, локализовать в новом пространственном расположении;
    5. Трудности овладения пространством связаны с неспособностью большинства детей верно оценить взаимное расположение объектов, найти заданную величину, соотнести предметы по величине при восприятии пространства и оценки расстояния;
    6. Прослеживается зависимость уровня овладения дошкольниками сенсорных эталонов от степени и характера нарушенного зрения.

    Основная задача педагогов специализированного учреждения для детей с нарушением зрения по развитию сенсорного восприятия должна заключаться в осуществлении двух моментов: овладение детьми сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

    Способы обследования предметов - это способы сравнения свойств воспринимаемых предметов.


    Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.

    Ранний возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия. Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине и т.п.

    Первоначально логично давать малышам задания на группировку предметов. Дети группируют предметы сначала по величине, затем по форме и, наконец, по цвету. На одном занятии дети группируют предметы большие и маленькие, но при этом предметы имеют одно название, на следующем - группируют предметы круглой и квадратной формы, но при этом сохраняется цвет и величина, т.е. всегда заданное сенсорное свойство на данном этапе обучения выступает единственно новым.

    Формирование представлений о сенсорных эталонах происходит в несколько этапов.

    ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ

    1. Детей учат практическому применению - прикладывая и накладывая определять больший и меньший предмет.
    2. Умение выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку (2-3 предмета). Постепенно ряд расширяется и перед детьми ставится другая задача.
    3. Определить промежуточную величину предметов «Чего не стало?»
    • Сначала путем примеривания,
    • Затем - условной меркой,
    • На глаз.

    Обучая построению ряда следует подсказать ребенку, что сначала нужно выбрать самый большой предмет, а затем - самый большой из оставшихся, и действовать так, пока задание не будет выполнено.

    4


    На первом этапе не нужно добиваться правильного называния величины. Педагогу следует озвучивать практические действия ребенка. В дальнейшем ребенку предлагается словесная инструкция: "Выбери самую маленькую матрешку. Правильно, она - самая маленькая". Только после того, как ребенком будет накоплен практический опыт, можно просить называть параметры величины: - "Построй матрешек от самой большой до самой маленькой и расскажи, как ты построил".

    ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ

    1. Знакомство с объемными фигурами: шар, кубик, кирпичик. Ребенок должен находить парные фигуры: "Дай шар, кубик, кирпичик, как у меня".
    2. Закрепляется представление о тождестве: такой - не такой, разные - одинаковые. Группировка.
    3. Словесная инструкция взрослого - подобрать предмет определенной формы: Игра «Чудесный мешочек» - узнай, достань кубик, шарик, кирпичик.
    4. Ребенок словесно обозначает форму: шар, кубик, кирпичик. Соотнесение объемной формы с плоскостным изображением (как шарик, как кубик).
    5. Соотнесение плоскостных изображений фигур с силуэтными формами (круг, квадрат, треугольник, овал), не называя их.
    6. Ознакомление с геометрическими формами осуществляется с 1 по 4 этапы.

    ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ

    1. Ребенку предлагаются разноцветные предметы от 3 до 6. «Найди точно такую же, как у меня». Закрепляются представления о тождестве: такой - не такой, другой.
    2. Составление пары по цвету «Построй парами кукол», «Подбери кукле бант» и т.д.
    3. Взрослый сам называет цвет, озвучивая действия ребенка. Дидактическая игра «Построй башенку, как у меня». Педагог озвучивает: - «Первый этаж мы построим из красных кубиков».

    5


    1. Соотнесение предметов по цвету: «Закрыть окошки в домиках». Педагог называет цвет окошек, обращая внимание на то, что они подходят по цвету.
    2. Ребенку предлагается действие: подобрать предмет определенного цвета, после того, как педагог озвучит этот цвет. «Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета». Начинать надо с теплых тонов: желтый, красный. Потом - синий, зеленый.
    3. Устанавливается тождество предметов по цвету:

    «красный - как помидорчик»,

    «желтый - как солнышко»,

    «зеленый - как травка»,

    «синий - как небо»…

    1. Формирование умения словесно обозначать цвет. Ребенка спрашивают: - «Как я назвала цвет этой игрушки?» Можно подсказать начало слова, первый звук, задать наводящий вопрос «Какого цвета травка?»
    2. Группировать предметы по цвету: «Собери все желтые цветочки (из красных)», «Какие цветы ты собрал?». Аналогично - красные, затем зеленый из синего. Только когда ребенок начинает твердо оречевлять один цвет, - переходить к другому.
    3. Выделять цвет, как признак предмета. Использовать в речи понятие «цвет». «Чем отличаются платья?» (цветом).

    Определить основные этапы работы по сенсорному восприятию детей с патологией зрения помогут уровни сенсорного развития, вытекающие из содержания «Программы развития зрительного восприятия и ознакомление с окружающим миром» Рудаковой Л.В.

    6


    Литература:

    1. Борякова Н.Ю., Собалева A.3., Ткачева В.В. «Практикум по развитию мыслительной деятельности дошкольников».
    2. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию».
    3. Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

    7


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая рекомендация для родителей и педагогов по теме "Значение полисенсорного развития для детей раннего возраста".

    Описание системы обучения детей раннего возраста на основе развития перцептивных действий с предметами. Перцепция - восприятие (зрения, слуха, вкуса, обаяния, кинестетич.ощущения)....

    Методическая разработка для родителей и педагогов ДОУ "Портфолио дошкольника"

    Каждый родитель старается уделить внимание развитию своего ребенка. С учетом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, вс...

    Методическая разработка для родителей и педагогов по познавательному и художественному творчеству (рисование) «Создание галереи творчества».

    Методическая разработка для родителей и педагогов по познавательному и художественному творчеству (рисование) «Создание галереи творче...

    Методическая разработка "Примерные игры, упражнения, задания по формированию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и речи".

    Названия и описания игр, упражнений, заданий по формированию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и речи....

    Методическая разработка Семинар-практикум для педагогов и специалистов ГБДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников

    Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу в 2019 году,  в разделе Характеристика обобщенных трудовых функций, среди трудовых действий в  педагогической деятельности по реализации...

    Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

    Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

    Методическая разработка. Сценарий непрерывно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего возраста. Тема: "Животные севера"

    Методическая разработка. Сценарий непрерывно образовательной деятельности по образовательной области "Позновательное развитие" для детей старшего возраста. Тема: "Животные севера"....