Методическая рекомендация для родителей и педагогов по теме "Значение полисенсорного развития для детей раннего возраста".
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Бехтерева Людмила Николаевна

Описание системы обучения детей раннего возраста на основе развития перцептивных действий с предметами. Перцепция - восприятие (зрения, слуха, вкуса, обаяния, кинестетич.ощущения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._rek._polesensorn.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая рекомендация для педагогов и родителей.

Тема: « Значение полисенсорного развития для детей раннего возраста».

Учитель-дефектолог Бехтерева Л.Н. ГБДОУ №24 Василеостровского района

 г.Санкт-Петербурга.

Полисенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т.п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы полисенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, прислушиванию и т.п., т.е. сформировать у него перцептивные действия (перцепция - восприятие).

Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще не достаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он воспринимает. Общепринятыми мерками являются сенсорные эталоны. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система форм родного языка и т.д.

В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, осязательные образы. При этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены словом. Если образы восприятия закреплены словом, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Полисенсорное развитие является важным условием развития целостного восприятия предмета. Не надо путать целостное восприятие предмета с его узнаванием, по-настоящему оно складывается только тогда, когда дети могут воспринимать окружающее не слитно, приблизительно, а видят в предмете цвет, форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ними.

Нарушение зрения у ребенка раннего возраста создает трудности накопления сенсорного опыта, что приводит к недоразвитию зрительного восприятия, а это отрицательно сказывается на формировании представлений, памяти, речи,

2


мышления дошкольников. Низкий уровень развития сенсорных процессов, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на развитие сохранных зрительных функций. Поэтому проблеме сенсорного восприятия в программе для детей с нарушением зрения уделяется особое внимание.

У детей с нарушением зрения при овладении сенсорными эталонами выявлены следующие особенности:

  1. В сравнении с возрастными возможностями у дошкольников с нарушением зрения в условиях спонтанного познания предметного мира формируется значительно меньший объем представлений о сенсорных эталонах;
  2. Низкое качество овладения сенсорными эталонами;
  3. Трудности зрительного восприятия связаны с отставанием освоения операций на «выделение из множеств», и «соотнесение и сравнение однородных цветовых эталонов»;
  4. Труднее всего дети с проблемами зрения овладевают сенсорными эталонами «форма». Особая трудность у дошкольников возникает при необходимости узнать, обозначить словом, локализовать в новом пространственном расположении;
  5. Трудности овладения пространством связаны с неспособностью большинства детей верно оценить взаимное расположение объектов, найти заданную величину, соотнести предметы по величине при восприятии пространства и оценки расстояния;
  6. Прослеживается зависимость уровня овладения дошкольниками сенсорных эталонов от степени и характера нарушенного зрения.

Основная задача педагогов специализированного учреждения для детей с нарушением зрения по развитию сенсорного восприятия должна заключаться в осуществлении двух моментов: овладение детьми сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Способы обследования предметов - это способы сравнения свойств воспринимаемых предметов.


Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.

Ранний возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия. Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине и т.п.

Первоначально логично давать малышам задания на группировку предметов. Дети группируют предметы сначала по величине, затем по форме и, наконец, по цвету. На одном занятии дети группируют предметы большие и маленькие, но при этом предметы имеют одно название, на следующем - группируют предметы круглой и квадратной формы, но при этом сохраняется цвет и величина, т.е. всегда заданное сенсорное свойство на данном этапе обучения выступает единственно новым.

Формирование представлений о сенсорных эталонах происходит в несколько этапов.

ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ

  1. Детей учат практическому применению - прикладывая и накладывая определять больший и меньший предмет.
  2. Умение выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку (2-3 предмета). Постепенно ряд расширяется и перед детьми ставится другая задача.
  3. Определить промежуточную величину предметов «Чего не стало?»
  • Сначала путем примеривания,
  • Затем - условной меркой,
  • На глаз.

Обучая построению ряда следует подсказать ребенку, что сначала нужно выбрать самый большой предмет, а затем - самый большой из оставшихся, и действовать так, пока задание не будет выполнено.

4


На первом этапе не нужно добиваться правильного называния величины. Педагогу следует озвучивать практические действия ребенка. В дальнейшем ребенку предлагается словесная инструкция: "Выбери самую маленькую матрешку. Правильно, она - самая маленькая". Только после того, как ребенком будет накоплен практический опыт, можно просить называть параметры величины: - "Построй матрешек от самой большой до самой маленькой и расскажи, как ты построил".

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ

  1. Знакомство с объемными фигурами: шар, кубик, кирпичик. Ребенок должен находить парные фигуры: "Дай шар, кубик, кирпичик, как у меня".
  2. Закрепляется представление о тождестве: такой - не такой, разные - одинаковые. Группировка.
  3. Словесная инструкция взрослого - подобрать предмет определенной формы: Игра «Чудесный мешочек» - узнай, достань кубик, шарик, кирпичик.
  4. Ребенок словесно обозначает форму: шар, кубик, кирпичик. Соотнесение объемной формы с плоскостным изображением (как шарик, как кубик).
  5. Соотнесение плоскостных изображений фигур с силуэтными формами (круг, квадрат, треугольник, овал), не называя их.
  6. Ознакомление с геометрическими формами осуществляется с 1 по 4 этапы.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ

  1. Ребенку предлагаются разноцветные предметы от 3 до 6. «Найди точно такую же, как у меня». Закрепляются представления о тождестве: такой - не такой, другой.
  2. Составление пары по цвету «Построй парами кукол», «Подбери кукле бант» и т.д.
  3. Взрослый сам называет цвет, озвучивая действия ребенка. Дидактическая игра «Построй башенку, как у меня». Педагог озвучивает: - «Первый этаж мы построим из красных кубиков».

5


  1. Соотнесение предметов по цвету: «Закрыть окошки в домиках». Педагог называет цвет окошек, обращая внимание на то, что они подходят по цвету.
  2. Ребенку предлагается действие: подобрать предмет определенного цвета, после того, как педагог озвучит этот цвет. «Это желтый колобок. Подбери для него дорожку такого же цвета». Начинать надо с теплых тонов: желтый, красный. Потом - синий, зеленый.
  3. Устанавливается тождество предметов по цвету:

«красный - как помидорчик»,

«желтый - как солнышко»,

«зеленый - как травка»,

«синий - как небо»…

  1. Формирование умения словесно обозначать цвет. Ребенка спрашивают: - «Как я назвала цвет этой игрушки?» Можно подсказать начало слова, первый звук, задать наводящий вопрос «Какого цвета травка?»
  2. Группировать предметы по цвету: «Собери все желтые цветочки (из красных)», «Какие цветы ты собрал?». Аналогично - красные, затем зеленый из синего. Только когда ребенок начинает твердо оречевлять один цвет, - переходить к другому.
  3. Выделять цвет, как признак предмета. Использовать в речи понятие «цвет». «Чем отличаются платья?» (цветом).

Определить основные этапы работы по сенсорному восприятию детей с патологией зрения помогут уровни сенсорного развития, вытекающие из содержания «Программы развития зрительного восприятия и ознакомление с окружающим миром» Рудаковой Л.В. (уровни прилагаются).

6


Литература:

  1. Борякова Н.Ю., Собалева A.3., Ткачева В.В. «Практикум по развитию мыслительной деятельности дошкольников».
  2. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию».
  3. Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста

Рекомендации для родителей Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка раннего возраста...

консультация для молодых педагогов "Влияние колыбельных на развитие речи детей раннего возраста"

обобщенный опыт педагога красочно представлен в материале для молодых воспитателей...

Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт при...