Главные вкладки

    Мастер - класс для педагогов "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Мастер класс для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master_klass.doc361.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАСТЕР – КЛАСС

    «Многообразие фольклора в развитии

    речи детей раннего возраста».

    Подготовила

    воспитатель

    2-ой младшей группы:

     Семенова О.Н.

    2017г

    Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.

    На протяжении нескольких лет я использую малые формы фольклора в своей работе. И сегодня хочу провести с вами мастер класс по теме: «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

    Что же такое фольклор?

    Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

    Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

    Устное – из уст в уста.

    Народное – автор – народ.

    Творчество – создано в результате труда.

    Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.

    К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.

     А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.

    Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

    Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и двух лет. Вот тут и помогаю игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.

    Большое внимание при работе с детьми раннего возраста  я уделяю потешкам.

    Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

    И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

    Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки»«Идет коза рогатая»«Поехали, поехали.») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

    Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая«Не плачь, не плачь я куплю тебе калач».

    Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.

    Уважаемые коллеги! Прошу Вас вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе: умывания, кормления, одевания, укладывания ко сну.

    Во время умывания:

    Водичка, водичка

    Умой мое личико,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки алели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    ***

    Ай, лады, лады, лады

    Не боимся мы воды

    Чисто умываемся

    Деткам улыбаемся.

    ***

    Знаем, знаем, да-да-да,

    Где ты прячешься вода!

    Выходи, водица,

    Мы пришли умыться!

    Моем руки дружно

    Нам обедать нужно!

    ***

    Эх, водичка хороша,

    Хороша водичка!

    Накупайте малыша,

    Чтоб сияло личико!

    Во время кормления:

    Умницы, детки

    Ешьте кашку сладеньку-

    Вкусную, душистую,

    Мягкую, пушистую.

    ***

    Как на нашем на лугу

    Стоит чашка творогу

    Прилетели две тетери,

    Поклевали, улетели.

    ***

    Все по лавочкам сидят,

    Кашку маслену едят

    Сердце бьется,

    Душа радуется.

    ***

    Как люблю я есть печенье,

    А особенно с вареньем

    ***

    Супчик надо есть всегда,

    Это вкусная еда

    ***

    Вкусно кушать бутерброд,

    В руки взял, он сразу в рот

    Собирая детей на прогулку:

    Раз, два, три, четыре, пять —
    Собираемся гулять.

    Завязала Катеньке
    Шарфик полосатенький.

    Наденем на ножки
    Валенки-сапожки

    И пойдем скорей гулять,
    Прыгать, бегать и скакать.
    ***
    Маша варежку надела:
    - Ой, куда я пальчик дела?
    Нету пальчика, пропал,
    В свой домишко не попал.

    Маша варежку сняла:
    - Поглядите, я нашла!
    Ищешь, ищешь – и найдешь.
    Здравствуй, пальчик! - Как живешь?

    Колыбельные песни

    Баю- бай, баю- бай

    Ты, собачка, не лай

    Белолапа, не скули,

    Наших деток не буди.

    ***

    Светел день - не спится,

    Моя деточка боится.

    Ты, собачка, не лай

    Наших деток не пугай!

    ***

    Вот и люди спят.

    Вот и звери спят.

    Птицы спят на веточках,

    Лисы спят на горочках

    Зайки спят на травушке

    Утки на муравушке

    Детки все по люлечкам.

    Спят – поспят,

    Всему миру спать велят.

    Во время одевания после сончаса:

    Прилетели пташечки

    Принесли рубашечки,

    Рубашечки цапли сшили,

    Лягушки пуговки пришили.

    Причесывая:

    Расти, коса до пояса.

    Не вырони ни волоса.

    Расти, косонька до пят,

    Все волосоньки в ряд.

    Расти коса не путайся,

    Маму, дочка, слушайся

    ***

    Петушок, петушок

    Подари мне гребешок,

    Ну, пожалуйста, прошу!

    Я кудряшки причешу!

    Успокаивая малыша при падении: 

    У волка боли,

    У медведя боли,

    У зайца боли,

    У Танюшки

    заживи!

    При плаче:

    Веселее всех игрушка

    Расписная погремушка.

    Дайте плаксе погремушку,

    Станет плакса хохотушкой!

                               

    А теперь проведём небольшую викторину.

    1. Какие малые формы фольклора, используемые в детском саду вы знаете? Перечислите. ( сказки, прибаутки, потешки, заклички)

    2.Как называются короткие рифмованные стихи. Применяемые детьми,

    для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)

    3. Назовите форму фольклора?

    У Ивашки – рубашка,

    У рубашки – кормашки,

    Кармашки – у рубашки,

    Рубашка – у Ивашки. (скороговорка)

    4.Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

    Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки. В которых добро всегда побеждает зло. И отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

    5.Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок»- дружба; «Репка»-трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)

    6. Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда – беда, козья борода» (дразнилки)

    7. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ, (загадка).

    Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других.

    Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поводить хоровод.

    Хороводы:

    «Ровным кругом»

    Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

    Ровным кругом

    Друг за другом

    Мы идем за шагом шаг,

    Стой на месте!

    Дружно вместе

    Сделаем вот так!

    С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.

    «Матрешки»
    Ходим, ходим хороводом
    Перед всем честным народом.
    Сели,                
    присаживаемся
    Встали,                                 
    встаем
    Себя показали.

    Попрыгали,                прыгаем
    Потопали                
    топаем
    В ладошки мы похлопали.
    хлопаем.

    Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.

    Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

    А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание.

    Творческих всем успехов!!!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

    Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

    «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

    Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

    Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

    Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм....

    Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие речи детей раннего возраста"

    Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие речи детей раннего возраста"...

    Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»

    Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Актуальность проблемы.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожа...

    Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"

    Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...