Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
материал на тему
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС
«Многообразие фольклора в развитии
речи детей раннего возраста».
Воспитатель: Мошкина Л.А.
2014г
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.
На протяжении нескольких лет я использую малые формы фольклора в своей работе. И сегодня хочу провести с вами мастер класс по теме: «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
Что же такое фольклор?
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Устное – из уст в уста.
Народное – автор – народ.
Творчество – создано в результате труда.
Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.
К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.
А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.
Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и двух лет. Вот тут и помогут игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.
А сейчас уважаемые коллеги, я познакомлю Вас с пальчиковой игрой «Озорные пальчики». Попробуйте повторять за мной движения и звуки.
На ладошки мы подуем
Наши пальчики разбудим.
Наши пальчики проснулись
Мы проснулись, мы проснулись
И друг другу улыбнулись:
Стали пальцы, обниматься,
Обниматься, обниматься
Стали пальцы…целоваться
А потом и баловаться!
Подошла ладошка
И сказала: крошки
Хватит вам играться
Хватит баловаться
Надобно трудиться
А мы хотим резвиться!
Но пришел тут кулачок: - хм, хм!
Пальцы спрятались (в кулачок)
Молчок. Тс-с-с!
Вот они какие, наши пальчики озорные!
Маму ладошку не слушают, папу кулачка огорчают!
А вы, ребятки, озорничаете, маму с папой огорчаете? (ответы)
А вот наши пальчики иногда балуются, шалят, скажем, им «Ай-я-яй!»
Ай-я-яй, стыд и срам!
Пальчики не стыдно вам?
Пальцы спрятались в подмышках
И тихонько там сидят.
Им, конечно, очень стыдно
Маму с папой обижать!
Ладно, пальцы, выходите
Мы простим вас, выходите.
Спасибо.
А для продолжения мастер класса мне нужны помощники. Приглашаю за этот стол 4 коллег, которые знают татарский язык, а за этот стол 4х желающих.
Учитывая, что наш детский сад посещают дети разных национальностей, а в этом году в моей группе 60% татар и некоторые из них не понимают русский язык. Важным особенно в адаптационный период является общение с ребёнком на его родном языке, поэтому в своей работе я использую татарский фольклор.
А теперь я предлагаю вам поиграть в татарские пальчиковые игры.
.
«Бу бармак» «Байгыш»
Бу бармак – бабай Байгыш -байгыш
Бу бармак - аби Эйдэ уйныйк качыш.
Бу бармак – эти Тиз-тиз йогера тычкан
Бу бармак - эни Бер адым калмый йомран
Бу бармак – безнен нени Сикрэ йомшак куян
Анын исэме ченти! Шуыша арттан елан
Тибрэлэ, шаулый камыш
Менэ бит минем табыш.
Спасибо, уважаемые коллеги!
Большое внимание при работе с детьми раннего возраста я уделяю потешкам.
Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Уважаемые коллеги! На столах лежат карточки с заданиями. И у вас сейчас будет время, чтобы подготовиться.
Вспомнить и рассказать потешки используемые в процессе
Умывания, кормления. Одевания, укладывания ко сну.
А пока наши коллеги готовятся, проведём небольшую викторину.
1. Какие малые формы фольклора используемые в детском саду вы знаете? Перечислите.
2.Как называются короткие рифмованные стихи. Применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)
3. Назовите форму фольклора?
У Ивашки – рубашка,
У рубашки – кормашки,
Кармашки – у рубашки,
Рубашка – у Ивашки.(скороговорка)
4.Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)
5.Когда используется пестушка: « С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба» (при купании)
Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки. В которых добро всегда побеждает зло. И отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.
6.Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок»- дружба; «Репка»-трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)
7. Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда – беда, козья борода» (дразнилки)
8. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ, (загадка)
Коллеги у нас уже готовы. Прочитайте, пожалуйста, задание и расскажите.
Большое Вам спасибо!
Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других.
Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру «Качели».
«Качели»
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
Завертелись карусели.
Пересели на качели.
Вниз летели, вверх летели,
Вниз летели, вверх летели.
А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём
Ветер по морю гуляет,
Нашу лодочку качает
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко
И поскачем по лужайке.
Будто зайки, будто зайки!
Спасибо. Можете пройти в зал.
Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.
Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.
А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за работу.
Творческих всем успехов!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...
«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....
Опыт работы «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Что заботило, радовало и тревожило р...
Влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста
Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества - фольклора....