Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
материал на тему

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

«Многообразие фольклора в развитии

речи детей раннего возраста».

Воспитатель:  Мошкина Л.А.

2014г

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.

На протяжении нескольких лет я использую малые формы фольклора в своей работе. И сегодня хочу провести с вами  мастер класс по теме: «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.

К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на  самотёк.

 А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.

Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и двух лет. Вот тут и помогут игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.

А сейчас уважаемые коллеги, я познакомлю Вас с пальчиковой игрой «Озорные пальчики». Попробуйте повторять за мной движения и звуки.

На ладошки мы подуем

Наши пальчики разбудим.

Наши пальчики проснулись

Мы проснулись, мы проснулись

И друг другу улыбнулись:

Стали пальцы, обниматься,

Обниматься, обниматься

Стали пальцы…целоваться

А потом и баловаться!

Подошла ладошка

И сказала: крошки

Хватит вам играться

Хватит баловаться

Надобно трудиться

А мы хотим резвиться!

Но пришел тут кулачок: - хм, хм!

Пальцы спрятались (в кулачок)

Молчок. Тс-с-с!

Вот они какие, наши пальчики озорные!

Маму ладошку не слушают, папу кулачка огорчают!

А вы, ребятки, озорничаете,  маму с папой огорчаете? (ответы)

А вот наши пальчики иногда балуются, шалят, скажем, им «Ай-я-яй!»

Ай-я-яй, стыд и срам!

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать!

Ладно, пальцы, выходите

Мы простим вас, выходите.

 Спасибо.

А для продолжения мастер класса мне нужны помощники. Приглашаю за этот стол 4 коллег, которые знают татарский язык, а за этот стол 4х желающих.

Учитывая, что наш детский сад посещают дети разных национальностей, а в этом году в моей группе 60% татар и некоторые из них не понимают русский язык. Важным  особенно в адаптационный период является общение с ребёнком на его родном языке, поэтому в своей работе я использую татарский фольклор.

А теперь я предлагаю вам поиграть в татарские пальчиковые игры.

.

«Бу бармак»        «Байгыш»

Бу бармак – бабай        Байгыш -байгыш

Бу бармак - аби        Эйдэ уйныйк качыш.

Бу бармак – эти        Тиз-тиз йогера тычкан

Бу бармак - эни        Бер адым калмый йомран

Бу бармак – безнен нени        Сикрэ йомшак куян

Анын исэме ченти!        Шуыша арттан елан

        Тибрэлэ, шаулый камыш

        Менэ бит минем табыш.

Спасибо, уважаемые коллеги!

Большое внимание при работе с детьми  раннего возраста  я уделяю потешкам.

Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Уважаемые коллеги! На столах лежат карточки с заданиями. И у вас сейчас будет время, чтобы подготовиться.

               Вспомнить и рассказать потешки  используемые в процессе  

   Умывания, кормления.                        Одевания, укладывания ко сну.

                                                 

А пока наши коллеги готовятся, проведём небольшую викторину.

1. Какие малые формы фольклора используемые в детском саду вы знаете? Перечислите.

2.Как называются короткие рифмованные стихи. Применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)

3. Назовите форму фольклора?

У Ивашки – рубашка,

У рубашки – кормашки,

Кармашки – у рубашки,

Рубашка – у Ивашки.(скороговорка)

4.Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

5.Когда используется пестушка: « С гуся вода, с лебедя вода, с  Пети вся худоба» (при купании)

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки. В которых добро всегда побеждает зло. И отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

6.Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок»- дружба; «Репка»-трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)

7. Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда – беда, козья борода» (дразнилки)

8. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ, (загадка)

Коллеги у нас уже готовы. Прочитайте, пожалуйста, задание и расскажите.  

Большое Вам спасибо!

Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других.

Я предлагаю вам встать в круг и поиграть в хороводную игру «Качели».

«Качели»

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Завертелись карусели.

Пересели на качели.

Вниз летели, вверх летели,

Вниз летели, вверх летели.

А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко

И поскачем по лужайке.

Будто зайки, будто зайки!

Спасибо. Можете пройти в зал.

Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.

Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

         И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое,  я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за работу.

Творческих всем успехов!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....

Опыт работы «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Что заботило, радовало и тревожило р...

Влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества - фольклора....