Главные вкладки

    Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
    презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме

    Саитгалиева Гульнара Сабирьяновна

    Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл folklor.pptx1.94 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

    Слайд 2

    В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

    Слайд 3

    Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор , имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.

    Слайд 4

    Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

    Слайд 5

    Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

    Слайд 6

    Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский . В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

    Слайд 7

    Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать , как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: фонематический слух грамматический строй речи звуковую культуру речи. обогащать словарь

    Слайд 8

    А.П.Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

    Слайд 9

    В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

    Слайд 10

    Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

    Слайд 11

    Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи .

    Слайд 12

    Колыбельные песни Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а « котенька », « коток », «котик», « котя ».

    Слайд 13

    По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия , чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

    Слайд 14

    С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух , так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствоать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей .

    Слайд 15

    Оксан Семеновна Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи . Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

    Слайд 16

    Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

    Слайд 17

    В связи с этим были поставлены задачи: Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Заучивать потешки . Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада. Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д. Воспитывать любовь к живому.

    Слайд 18

    Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач. Тема Фольклорный материал потешки Загадки, речевые игры подвижные игры театрализация Сентябрь Части тела Разучивание потешки «Водичка -водичка» Цель: учить получать радость от чтения новой потешки Игра «Дарики, летели комарики» Цель: закрепить названия частей тела человека П/и «Здравствуйте ручки» Цель: закрепить названия частей тела. Семья Разучивание потешки «Это вся моя семья.» Цель : закреплять знания детей о членах семьи П/и «Каравай» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Настольный театр «Курочка ряба» План работы с детьми по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей»

    Слайд 19

    мы руководствовались следующими принципами : Принцип активности и посильной самостоятельности . Принцип познавательной активности Принцип наглядности Принцип поэтапности Принцип вариативности

    Слайд 20

    Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому мы решили использовать фольклор в воспитании детей.

    Слайд 21

    В своей работе мы выделили два направления: Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы. Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.

    Слайд 22

    Организованную образовательную деятельность и чтение художественной литературы проводим по методике Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. Авторы широко используют фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.

    Слайд 23

    Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр.

    Слайд 24

    Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

    Слайд 25

    Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала .

    Слайд 26

    Таким образом, использование малых форм фольклора, способствует: Умению внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Развитию памяти. Воспитанию уважительного отношения к взрослым и бережно го отношени я друг к другу.

    Слайд 27

    Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

    Слайд 28

    Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, пестушек , попевок , прибауток. При подборе обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Кулачки сложили, Кулачками били: Тук-тук, тук да тук, Тук-тук, тук да тук. (стучим кулачками друг о друга) Ладушки-ладошки, Хлопали в ладошки, Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши) Отдохнем немножко. (руки на колени).

    Слайд 29

    Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки , баю».

    Слайд 30

    Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку : «Вот они - сапожки».

    Слайд 31

    Используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

    Слайд 32

    Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”.

    Слайд 33

    Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Напеваем колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам - и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

    Слайд 34

    Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки , песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

    Слайд 35

    Спасибо за внимание 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

    Роль фольклора в развитии  речи детей раннего возраста...

    "роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

    Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».  «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум....

    Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

    Данная презентация была подготовлена для защиты первой категории....

    Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

    В консультации собраны все наиболее интересные потешки, используемые в режимных моментах...

    Консультация для родителей на тему «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

    В консультации материал по использованию фольклора в работе с детьми раннего возраста....