Методическая разработка "Примерные игры, упражнения, задания по формированию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и речи".
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Анцыгина Лариса Анатольевна

Названия и описания игр, упражнений, заданий по формированию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Примерные игры, упражнения, задания

по формированию оптико-пространственных функций у детей

с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и речи.

1 Этап. Освоение телесного пространства.

    «Выше – ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и педагог  вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают  и называют то, что «выше, чем…»; «ниже, чем…». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и,  наконец, с закрытыми глазами.

 «Спереди – сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос. грудь, бровь и.т.д.). Аналогично – сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.

«Дальше – ближе». Педагог предлагает ребенку назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем…»,  «дальше, чем…», «ближе, чем…, но дальше, чем…».

 «Право – лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и.т.д. находятся с той же стороны, что правая и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных  упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Это лучше  делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем – с левой рукой. После этого – в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву и т. д.».

«Путаница». Педагог намерено показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнений становится сам ребенок; он показывает упражнения другим и контролирует их выполнение.

  «Части тела». Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

  «Определи по следу». На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

 «Зеркало». Ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.
      Ориентировка в пространстве листа.

На листе бумаги ребенку предлагают найти середину (центр) листа и нарисовать шарик. Далее ему дают задание: «Шарик летит вверх – прочерти дорожку и нарисуй шарик вверху». Аналогично с ребенком отрабатывают положения внизу, слева и справа. Затем шарик летит в верхний левый угол, верхний правый угол и т. д.  В следующий раз ребенка просят нарисовать бабочку, листочек и по инструкции сделать то же самое. После этого можно перейти к более сложному рисунку. «Нарисуй внизу травку, в левом нижнем углу – грибок; вверху – облака, в верхнем правом углу – солнышко». Задания можно варьировать, не рисовать, а использовать геометрические формы.

2 Этап. Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

     «Движения в нижней зоне».  Сюжетный контекст – «Пустыня».
 Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками.  
     «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст – «Царство животных».
Каждый ребенок выполняет то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.

       Желательно, чтобы выполнению этого задания предшествовала работа по  обогащению словаря ребенка прилагательными и наречиями, с целью осуществления им  вербальной характеристики  выполняемых движений.
    «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст – «Царство птиц».
«Синица» - мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.
«Орел» - сильные, мощные движения в широком диапазоне (пространственном и телесном).

«Лебедь» - плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики.
«Птичий двор» - дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют  друг с другом.

Рекомендации: в конце каждой волшебной игры – превращения: «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» - необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя.

3 Этап. Определение направлений в пространстве относительно своего тела.

«Движения в одном направлении».  Педагог предлагает ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, присесть на правое колено, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо и т.д. Так же отрабатываются другие направления – слева, сверху,  спереди и сзади.
         «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобиться большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон – игроки. Игрок командует водящему: «Направо!». Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»).

      «Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех человек. Ставится задача – обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами,игра продолжается.
        «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога – диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

«Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз и т.д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не  налево, а направо.

    4 Этап. Ориентация других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.     

«Капризный фотограф». Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.

«Беги на новое место». Дети встают в колонну. Педагог или ребенок – ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой   ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.

«Собираем урожай». Педагог раскладывает перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».
На данном этапе ребенок знакомится со схемой тела человека, стоящего напротив, что вызывает у него значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. В соответствии с этим, необходимо убедить детей на практике, что у человека стоящего напротив, «все наоборот»: «Право – где у меня лево, а лево – где право».

Для решения  выше поставленной задачи, целесообразно использовать следующие приемы:

А. Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

Б. Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своими, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих напротив друг друга.

 «Что наверху, что внизу». Из геометрических тел построена башня. Ребенка просят определить и назвать, что находится наверху, а что внизу.

«Что находится справа (слева) от меня?». Ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?

     5 Этап. Двигательные диктанты и графические схемы.

         «Поставь фигуру в угол». Педагог предлагает ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д.  Определить,  какие еще углы не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом углу».

«Куда указывает стрелка?». Педагог предлагает ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых  вами направлениях, и назвать их. Аналогично – нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.

 «Проведи линию». По инструкции педагога ребенок проводит определенные линии: прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д. (в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги). Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем – прямую линию в левый нижний угол».

На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым).

Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.

 «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+»  от первой точки снизу, от третьей – справа, от четвертой – слева». Аналогично – с двумя разными знаками.

«Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по 8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи пальцем каждый из них».
       «Графические диктанты». Педагог диктует: «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо, …две – вниз, … одну – влево» и т.д. Более сложный: «направо вверх, две клетки направо, одну – налево вниз». Фигуры для диктантов, вначале простые, должны усложняться.

 «Раскрась, как я скажу». Проводится с целью усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа». Раскрашивание или рисование по инструкции, например: «Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».

 «Лесная школа» (Л.С. Горбачева) В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».

«Птичка и кошка». Логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:

«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

    6 Этап. Конструирование и копирование.

        Данный этап  является  неотъемлемой частью формирования и развития пространственных функций, на этом этапе ребенок выполняет упражнения, в процессе которых может творчески манипулировать разнообразными объектами.  Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего»,  пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.д. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

 «Я  -  конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву. Цифру или орнаменты.

«Копирование фигур».

А. Копирование простых различных фигур.

Б. Копирование сложных фигур и изображений.

Сначала фигура анализируется совместно  педагогом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.

В. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180 градусов. Поворот на 90 может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180 – «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка. Если они выполнены с соблюдением масштаба. Например, на бумаге в клетку.

    7 Этап. «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые инструкции.

      «Положи ручку». Педагог дает ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

«Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь…, а стол…»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш. Обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).
   Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз попросите называть только соответствующий предлог.

       «Нарисуй предлог». Педагог  предлагает ребенку  нарисовать (не написать)  предлоги удобным для него способом. 

«Зашифрованное послание». Ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка.

 «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка - под волком, а выше всех – лев. Ребенок расселяет жильцов. Потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.
    «Новоселье». Освоив предыдущее упражнение. Ребенок по представлению решает такие задачки:

«В теремке поселились: лягушка – под мышкой, зайчик – над лисичкой, а мышка – под лисичкой. Кто на каком этаже живет?».

«Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этажа должна жить одна семья: Борисовы – под Карповыми, Ивановы – над Черновыми, а Карповы – под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры».

На следующем этапе ребенок овладевает ориентацией в линейной последовательности сначала предметного, а затем числового ряда в направлении слева направо.

 «Разложи по порядку». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет ананас, вторым -  яблоко, третьей – клубника (до десяти изображений)». Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него.  Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.

 «Пронумеруем ряд». Пронумеруем ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее).

При этом акцент делается на то, что, определяя число, стоящее «за» и «перед» каким-либо, мы движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево). Точно так же отрабатывается понимание того, что число «перед» находится  слева от эталона в числовом ряду, а число «после» - справа.

«Соседи» нашего числа». Педагог вместе с ребенком называет «соседей любого числа». Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.
          «Что было раньше?». Пусть ребенок определит,  какое событие произошло раньше. Какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином».

«Кто старше?» «Покажи на рисунке, кто кого старше, моложе (и т.п.)». Здесь можно использовать любой подходящий стимульный материал. «Оля старше Сережи и моложе Кати. Где на рисунке Оля, Катя, Сережа?».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анцыгина Лариса Анатольевна учитель- логопед высшей кв. кат. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» Асбестовского городского округа (опыт работы) 2013 год

Слайд 3

Показатели роста количества детей с нарушением зрения в детском саду за последние 5 лет Качественные показатели у детей с глазной патологией Соотнесение глазной и речевой патологии на начало и конец обучения Динамика развития психических процессов на начало и конец обучения Актуальность деятельности

Слайд 4

Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа, синтеза,пространственных представлений, часто является причиной оптической дисграфии , которая проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы. Самые первые проявления данной патологии наблюдаются уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду. Если в дошкольном возрасте функции, имеющих прямое отношение к процессу письменной речи, не сформированы, то позднее это обязательно проявится в виде специфических ошибок в процессе письма и чтения.

Слайд 5

- трудности ориентировки на листе бумаги и нахождения начала строки; - замены букв по кинестетическому принципу (б-д, а-о, и-у;) -смешения букв по оптическому принципу (в-д, л-м, п-т); - недописывание элементов букв, добавление лишних элементов; - неправильное расположение элементов букв относительно друг друга, зеркальное написание букв; - пропуски, перестановки, вставки букв и недописывание слов; - несоразмерность букв, несоблюдение строки и наклона. Нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок на письме:

Слайд 6

- Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. - Развивать зрительный анализ и синтез. - Развивать зрительно-моторные координации. - Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. - Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв (для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: -ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв, конструировать и реконструировать буквы из элементов. - Упражнять в развитии зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа не только на буках, но и на предметах, геометрических фигурах и цифрах; - Проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях. Необходимо

Слайд 7

Задачи реализуются через персонифицированную систему формирования и развития оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие). В целях профилактики нарушений письменной речи у дошкольников мной разработан комплекс мер. Во-первых, педагогам дошкольного учреждения и родителям предлагается для использования в совместной деятельности с детьми ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

Слайд 8

Во-вторых, задания, направленные на развитие оптико-пространственных функций, включаются в структуру занятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи и предъявляются детям последовательно (с усложнением), проводятся в системе подгрупповой работы и индивидуально. В третьих, данная работа с детьми проводится не только в непосредственно организованной деятельности, но и в дополнительной образовательной деятельности в рамках реализации программы «Нейропсихология для дошколят» кружка «Речецветик».

Слайд 9

1 Этап. Освоение телесного пространства. 2 Этап. Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. 3 Этап. Определение направлений в пространстве относительно своего тела. 4 Этап. Ориентация других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. 5 Этап. Двигательные диктанты и графические схемы. 6 Этап. Конструирование и копирование. 7 Этап. «Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые инструкции. Этапы работы по развитию оптико-пространственного восприятия

Слайд 10

Дополнительные условия (кружок) Фрагмент занятия кружка «Речецветик!» по программе дополнительного образования (коррекционно-развивающей направленности) «Нейропсихология для дошколят» по коррекции эмоционально-волевой сферы и развитию оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности (амблиопия, косоглазие) Динамика развития речи детей кружка "Речецветик" на начало и конец обучения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анцыгина Лариса Анатольевна учитель- логопед высшей кв. кат. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» Асбестовского городского округа (опыт работы) 2013 год

Слайд 2

Игры и упражнения (дети 4-5 лет) Цели и задачи Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины. Дидактические игры: «Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые предметы»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.

Слайд 3

Зашумленные картинки по лексическим темам

Слайд 4

Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений, по части, детали

Слайд 5

«Назови предметы по их контурам», «Расположи предметы по величине», «Найди правильную тень предмета», «Найди одинаковые тени».

Слайд 6

«Дорисуй половинку», «Чего не хватает?», «Кто это? Дорисуй.»

Слайд 7

Пространственный праксис Сосчитай, по сколько разных лошадок нарисовано. Раскрась их в свои цвета. Раскрась мячики красным, пирамидки зеленым, ведерки синим цветом.

Слайд 8

Дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве относительно себя. Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая) Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д. Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?» Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.

Слайд 9

Определение пространственного расположения предметов «Какой дом справа, слева?»«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.

Слайд 10

Спрятанные фигуры и изображения

Слайд 11

Нелепицы. Работа по точкам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анцыгина Лариса Анатольевна учитель- логопед высшей кв. кат. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» Асбестовского городского округа (опыт работы) 2013 год

Слайд 2

Конструкторы «Лего» и «Дакта»

Слайд 3

Фигура Рея-Остеррица

Слайд 4

Развитие квазипространственных функций Взрослый рассказывает, что в сарае прячется какой-то зверек. «Сначала он спрятался там, где НА ящике стоит бочка (поставь в этом месте точку и цифру 1). Потом он перебежал туда, где ящик лежит В бочке (поставь здесь точку и цифру 2). Затем туда, где ящик ЗА бочкой (пос- тавь здесь точку и цифру 3). По- том туда, где ПОД ящиком бочка (поставь здесь точку и цифру 4). А потом туда, где ящик ПЕРЕД бочкой (поставь здесь точку и цифру 5). Теперь соедини точки по порядку. Что у тебя получилось? (Звезда.) А чего в ней не хватает? Проведи недостающую линию».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анцыгина Лариса Анатольевна учитель- логопед высшей кв. кат. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» Асбестовского городского округа (опыт работы) 2013 год

Слайд 2

Выполнение заданий, упражнений, инструкций типа - положить (предмет) в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала. - Предмет Х – под предметом Y , предмет Z – над предметом C , а предмет Y – под предметом Z . Разложи (рассели…) предметы (жильцов) правильно. - Ориентация в линейной последовательности сначала предметного, а затем числового ряда в направлении слева направо. - Обозначение направлений, в котором раскладывались предметы. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка. - «Пронумеруем ряд». Найти число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее). Отрабатывается понимание того, что число «перед» находится слева от эталона в числовом ряду, а число «после» - справа. - «Соседи» числа». Делается вывод о величине этих чисел. - «Что было раньше?». Определить, какое событие произошло раньше. Какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином». - «Кто старше?» «Покажи на рисунке, кто кого старше, моложе (и т.п.)». Здесь можно использовать любой подходящий стимульный материал. «Оля старше Сережи и моложе Кати. Где на рисунке Оля, Катя, Сережа?».

Слайд 3

Представленный опыт работы будет полезен и педагогам, работающим в группах общеразвивающей направленности в целях обогащения сенсорного опыта, развития стереогнозиса и представлений об окружающем мире, расширения познавательной активности и активизации мыслительных функций у детей дошкольного возраста. С уважением и пожеланием творческих успехов, учитель-логопед Л.А. Анцыгина Дорогие педагоги! Мы надеемся, что данный материал поможет Вам в педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) в старшей группе Тема: «Мебель в доме»

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) в старшей группе. Тема: «Мебель в доме»...

Непрерывная образовательная деятельность для детей младшей группы с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) по теме «Игрушки»

Совместная непрерывная образовательная деятельность тифлопедагога и воспитателя по расширению представлений у детей второй младшей группы по теме "Игрушки" и коррекции зрительного восприятия.Авторы уч...

Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...

Методическая разработка Многофункциональная игра «Шарики и колечки» для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных дидактических игр и упражнений. Я предлагаю многофункциональную игру «Шарики и колечки», которая составлена с учётом методических...