Опыт работы. Тема "Развитие зрительно-двигательных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).
материал по теме

Петухова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

Опыт работы.

Тема: «Развитие зрительно-двигательных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия ,косоглазие)»

Я работаю воспитателем в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения с диагнозом  амблиопия и косоглазие. Диагностика детей поступивших в группу компенсирующего вида с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) показала, что помимо основного диагноза, дети наблюдаются и у других узких специалистов: невролога, психиатра,ортопеда. Рекомендации этих специалистов я учитываю в ходе вопитательно – образовательного процесса и в коррекционной работе с этими детьми.

Особенности развития детей с нарушением зрения:

-нарушено зрительное восприятие (наблюдается неполнота и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающего мира; наблюдаются нарушения различительной способности, глазодвигательной координации, цветоразличения, сужение границ поля зрения).

-нарушена общая (координация, плавность, точность, переключаемость движений…), мелкая и сенсорная   моторика.

   Учитывая особенности детей с нарушением зрения, результаты диагностики детей, я определила цель своей педагогической деятельности: Развитие ЗРИТЕЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Для осуществления этой цели мною были определены следующие задачи:

1.Повысить свою профессиональную компетентность в области технологий коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения.

2.Совершенствовать коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую развитие зрительно-двигательных функций у детей с нарушением зрения.

3.Определить эффективные технологии, формы, методы  и приёмы коррекционно-развивающей работы по развитию зрительно-двигательных функций у детей с нарушением зрения.

4.Совершенствовать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса

( родители, медицинские сёстры - ортоптистки, музыкальный руководитель,  воспитатели, логопед, узкие специалисты центра «БОНУМ» и центра «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»).

 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1.Повышение уровня профессиональной компетентности.

2.Усовершенствована коррекционно-развивающая среда, обеспечивающая развитие зрительно-двигательных функций у детей с нарушением зрения.

3.Проводится коррекционно-развивающая работа  по развитию у детей зрительно-двигательных функций.

4.Повысился уровень взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

 

  Изучив методическую литературу по выбранной теме и проведя глубокий анализ прочитанного, пришла к выводу, что развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребёнка тесно связано с момента его рождения. Исследование  В. П. Зинченко и А. Г. Рузкой показали, что если

впервые месяцы жизни ребёнка, движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать его внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.        

У детей с нарушением зрения  есть трудности зрительно – двигательной ориентировки, которые могут привести к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей. Поэтому  физическое воспитание включает ряд  специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи  с лечебно – воспитательной работой:

- коррекция здоровья и физического развития, путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;

- преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства и др.);

- активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.

     Многие дети с нарушением зрения  имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики  пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной  потерей зрения  полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают  роли осязания как средства  замещения недостаточности зрительной информации. Вследствие малой  двигательной активности мышцы рук детей  с нарушением зрения оказываются  вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие  тактильной  чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.  

Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения чаще запаздывает в развитии, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребёнку необходимый контроль над движениями. При этом у детей с нарушением зрения, наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это естественно не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз.

 В исследованиях М. И. Земцовой подчёркивается, что для детей с глубоким нарушением зрения, характерна, нескоординированность зрительно-двигательных  функций, нарушение микроориентирования и ослабленность различных групп мышц. При нарушении зрения  также происходит сокращение  и ослабление функций зрительного восприятия.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребёнка.

Для исследования зрительно - двигательных функций у детей я использовала методические рекомендации Трубниковой Н. М., которая опиралась на тесты А. Р. Лурия; КомаровойТ. С., Соломенниковой О. А. "Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу", Сташевского С. В."Использование наглядно - действенных методик для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения"; Н. Гатановой, Е. Тениной"Тесты".

Важнейшими показателями развития детей с нарушением зрения является:

-уровень зрительного восприятия;

-уровень сенсомоторного развития;

-уровень точности движений пальцев рук (мелкой моторики).

-уровень развития общей моторики

Приступив к работе с детьми с нарушением зрения, я обратила внимание на то, что у детей, наряду с недостаточным уровнем зрительного восприятия (что было выявлено в результате обследования), слабо развита мелкая моторика:

 движения не точные; дети не могут удерживать статические пробы; не четко выполняют графические тесты, рука очень быстро устает).                                                                        

Результаты обследования были вынесены на медико - педагогический консилиум, где полностью была утверждена данная проблема - плохо развиты зрительно - двигательные функции детей.

Между зрением и осязанием, как' известно, много общего – с точки зрения той информации, которую они дают. Еще Павлов отмечал, что в "драгоценной способности руки" зрячие не нуждаются и не развивают осязание. У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они неспособны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники, а в результате малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму.

Вот почему детей с косоглазием и амблиопией необходимо

учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них

умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться, более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения.

Задачи, которые решаются в процессе использования данной технологии:

-определить условия, наиболее благоприятные для зрительно - двигательного и сенсомоторного развития ребенка;

-систематизировать коррекционную работу по зрительно-двигательной и моторной координации;

-осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики;

-способствовать развитию зрительного восприятия через

систему сенсорного воспитания;

-совершенствовать работу по коррекции изобразительных навыков.

Для реализации задач были созданы условия:

в группе: расширенные сенсомоторные центры с различными дидактическими и игровыми пособиями: (пособия-вкладыши, пазлы, картотека стихов, сопровождающих упражнения; книги;

различные предметы для выполнения упражнений для развития мелкой моторики: прищепки, пробки, счетные палочки, пуговицы, мячи - ежики...).

Рекомендации по содержанию центра разрабатываются с учетом особенностей зрительного восприятия детей.

В центры самостоятельной деятельности поместили задания

для совершенствования точности графических и моторных навыков: "Пройди по дорожке", "Дорисуй", "Угадай, кто это" и др.

В спортивном зале, для совершенствования общей моторики, создано двигательно-игровое пространство, с помощью различных модулей, что важно для детей с нарушением зрения т.к. пространственная ориентация не соответствует норме, а интерес к организованной двигательной деятельности понижен.

Изготовлены такие пособия как "Цветовое поле", геометрические конструкторы и "Танграмы";

Систематизирована специальная наглядность фронтальная и

индивидуальная с преобладанием красного, желтого, зеленого цветов;

Есть зрительные ориентиры (пятна),   которые снимают

утомление глаз и повышают активность в течение дня.

Красный - стимулирует детей в работе. Это сила внимания.

Оранжевый и желтый - соответствуют положительному

рабочему настрою. Это тепло, оптимизм, радость. Синий,

голубой, зеленый - действуют успокаивающе. Это общение,

надежда, вдохновение.

Таким образом, предметно-развивающая среда помогают

реализовывать поставленные задачи, решение которых предполагает комплексный подход, в котором принимают участие: м/с-ортоптистки, воспитатели, логопед и музыкальный руководитель.

Коррекционно-восстановительная работа с детьми с нарушением зрения включает в себя несколько этапов:

1 этап - первоначальная диагностика

2 этап - обучающий

3 этап - контрольная диагностика

4 этап - коррекционный

5 этап - итоговая диагностика

Рассмотрим подробнее каждый этап работы.

1   этап. Первоначальная диагностика.

Свою работу по обследованию детей начинаю с процесса адаптации. В этот период индивидуальные занятия провожу с ребенком в группе,

процесс диагностики начат.

Устанавливаю с детьми такие отношения, которые предполагают партнерство для игр и общения, чтобы ребенок привык к моему голосу, манерам, тогда результаты обследования будут точнее, а первые сведения о развитии ребенка дадут результаты наблюдения.

Анализ результатов первичной диагностики обсуждается на заседании медико - педагогического консилиума (воспитатели, логопед, старший воспитатель, м\с ортоптистки), после чего составляем индивидуальную коррекционную работу с детьми.

С этого момента ведется совместная работа мед. сестер ортоптисток, логопеда и воспитателей по преодолению зрительно - двигательных и  сенсомоторных нарушений у детей.

2 этап. Обучающий этап.

 На этом этапе решается: 40 % коррекционных и  60  %  обучающих задач. Для систематизации коррекционной работы была составлена схема мероприятий, направленных на сенсорное и зрительно - двигательное развитие детей.

Все специалисты дошкольного учреждения постоянно взаимодействуют друг, с другом работая по специально разработанному тематическому плану.

Вся работа тесно связана с офтальмологической работой, с учетом этапов лечения.

С этой целью составлена система включения игр и игровых упражнений, направленных на подготовку детей к занятиям на лечебных аппаратах.

Планируя работу на данном этапе, необходимо опираться на основной метод, который рекомендован Л.И. Плаксиной - практическое действие с ребенком, т.к. он наиболее эффективен для коррекции недостаточности зрительного восприятия и моторных качеств.

На этом этапе ведущей формой работы являются подгрупповые

и индивидуальные занятия.

Для реализации задач по развитию зрительно - двигательных функций у детей выделены несколько типов занятий (интеграция всех видов деятельности):

-занятия по формированию сенсорных эталонов;

-занятия по развитию зрительно-двигательной координации (физкультура и музыкальные занятия);

-занятия по расширению и автоматизации способов обследования предмета;

-занятия по развитию предметности восприятия.

 Каждый тип занятия несет свои коррекционные задачи, с включением задач по сенсорному и зрительно - двигательному развитию. По решению задач разработаны методические рекомендации. 

3 этап. Контрольная диагностика.

Проводится, в форме контрольных занятий, с целью корректировки индивидуальных программ.

4 этап. Коррекционный.

На котором решается 60 % коррекционных и 40% обучающих

Задач.

Работа на данном этапе проводится аналогично 2 этапу, но если на 2 этапе было больше развивающих, образовательных задач, то здесь

основной акцент делается на коррекционную работу.

Хотелось бы отметить, что именно на этом этапе ведется

большая работа (на индивидуальных занятиях), по обучению детей рациональным приемам обследования предметов - работать обеими руками. Руки действуют не синхронно, если не симметричный предмет правая рука действует как поисковая, а левая - как

контролирующая.

Первый этап - ознакомительное, беглое обследование.

Второй этап - выделение существенных, главных признаков

обследуемого объекта, его частей и их расположения друг относительно друга.

При обследовании путем осязания обязательно обговаривается последовательность движений рук, используется ощупывание, нажатие,

постукивание об стол, при этом характеризуются качества и свойства предмета (мягкий, гладкий, шероховатый, тяжелый и т. д.) 

 Ставлю перед собой задачу: научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать эти умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности.

   Первые занятия посвящала знакомству детей со строением рук, названием пальцев, их функциональным назначением; учила выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем); погладить мягкую игрушку всей рукой; собрать палочки двумя пальцами – указательным и средним; застегнуть пуговицу тремя пальцами – указательным, средним и большим; нажать на клавишу детского пианино каждым пальцем поочередно, называя их и т. п. Подобные упражнения помогали быстро запомнить названия каждого пальца и понять возможности использования рук.

   Также формировала у детей последовательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо брать за ножку, куклу держать за середину туловища, лицом к себе); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали, особенности строения; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т. е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследовании куклы, ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги. При обследовании игрушек, изображающих животное, - выделить голову, туловище, лапы (или ноги), хвост.

   Свои действия, при осязательном обследовании, дети должны научиться, сочетать с целенаправленным зрительным восприятием.

   С целью обучения детей зрительному контролю над действиями своих рук, я предлагала задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, фломастером, рукой); подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить.

   Также в своей работе я использовала приемы совместного обследующего действия ребенка и воспитателя, сопровождаемые словесными описаниями воспитателя, а позже - самого ребенка. Вопросы, которые я задавала ребенку, направляли его осязательное обследование, помогали выделить необходимые признаки и словесно обозначить их. Например, «Что это?», «Какой формы предмет?», «Какая у него поверхность?» и т. д. я включала в свои занятия с детьми игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук. Например, предлагала детям разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого изготовлены, мелкие игрушки и т. п.

   Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев предлагала упражнения с использованием различных мячей (резиновых, пластиковых, массажных, теннисных, матерчатых).

   В упражнениях по осязательному обследованию себя, своих сверстников, взрослых, знакомила детей со строением тела человека, с соотношением его частей, эти упражнения помогали детям познать общие для всех людей и индивидуальные особенности внешности (например, у одного ребенка волосы длинные, а у другого – короткие; у одного прямые, а у другого волнистые; у одного нос прямой, а у его товарища вздернутый кверху, т. е. «курносый» и т. д.). В результате такого осязательного обследования и сравнения у детей создается понятие о внешности человека, об индивидуальности его облика.

   С целью формирования у детей с патологией зрения навыков социально – адаптивного поведения, учила их использовать осязание в общении с взрослыми и детьми. Например, детей упражняла в различении (и самостоятельном выполнении) движений рук: узнавать других детей и взрослых по величине и форме рук, по силе пожатия. Демонстрировала детям, как меняются движения человека в зависимости от настроения, самочувствия, отношения к другому человеку или  его действиям; предлагала детям показать друг другу различные движения, например: «Ласковая рука», «Нежное пожатие», «Строгая рука», «Сильное пожатие», «Успокаивающая рука» и т. д.

Для закрепления навыков осязательного восприятия играем в игры:

''Чудесный мешочек'', "Чудо-муфточка", "Угадай на ощупь,что там лежит", "Найди такое же (жесткое, ребристое, мягкое, крупное, гладкое)», "Нащупай и вытащи из мешочка все предметы треугольной (круглой, квадратной, овальной) формы и др.

   Подобные упражнения помогали мне в решении задачи формирования у детей неречевых средств общения, являющихся для них социально значимыми.

   Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой и общей моторики расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи, обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Одним из главных условий в успешности развития ребёнка являются отношения родителей. Формы и содержание работы с родителями определялись степенью их готовности к сотрудничеству. Наибольшие трудности в плане организации сотрудничества вызвали родители с низкой степенью мотивации. Практика моей работы показала, что самыми продуктивными формами работы с такими семьями являются индивидуальные формы воздействия (индивидуальные беседы, консультации). Практикумы, консультации проводилось в несколько этапов: 

 ■   1 Этап: создание доверительных отношений с родителями. Основная форма работы - беседа.

■   2 Этап: консультация по результатам диагностического исследования уровня развития ребёнка. На этом этапе разъясняла конкретные меры помощи ребёнку, необходимость участия родителей в общей системе коррекционной работы. Обсуждали проблемы родителей, их отношение к трудностям ребёнка. Планировала следующие встречи с целью обсуждения динамики продвижения ребёнка.

■   3 Этап: формирование у родителей педагогической компетентности через расширение объёма знаний и представлений о воспитании и обучении детей. Привлекала родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребёнком в качестве активных участников коррекционного процесса.

Среди форм индивидуального воздействия на этом этапе наиболее эффективными оказались следующие:

■    совместное обсуждение с родителями хода результатов коррекционной работы;

■    совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребёнка;

■   индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам   деятельности   с   детьми,   носящую   коррекционную направленность (дидактические игры, домашние задания, сюжетно-ролевые игры и т.д.). Наряду с индивидуальными формами работы проводились групповые. Они были направлены на улучшение детско-родительских отношений. Это направление работы наиболее продуктивно реализовалось в следующих формах работы: тематические консультации, групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий, дидактических игр, коррекционной работы. Я считаю, что благодаря этому направлению работы, у родителей сформировалась адекватная оценка зрительно - двигательного развития их детей.

Проанализировав свою педагогическую деятельность за межаттестационный период, считаю, что поставленные мной цели и задачи, в основном выполнены. Созданные условия способствовали социальному, физическому, интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. У детей легко прошёл процесс адаптации, расширились представления об окружающем мире, повысились творческие способности, выработалась смелость действий и уверенность, повысился уровень развития зрительно – двигательных функций у детей.

Используемые мной методы и приёмы обеспечили успешное включение каждого ребёнка в учебно-познавательную деятельность; способствовали формированию положительного отношения к этой деятельности, повлияли на формирование старательности, трудолюбия, активности, стали мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой для специальных коррекционных мероприятий.

Важным     условием     достижения     положительных     результатов

образования воспитанников, считаю:

■   учет уровня развития, достигнутого на предыдущем этапе жизни каждого ребёнка;

■   опора на сильные стороны личности детей;

■   учёт важных для развития особенностей микросреды;

■   работа в тесном контакте со всеми субъектами образовательного сообщества: родителями, медсестрами-ортоптистками, музыкальным руководителем, учителем-логопедом.

■   программно-методическое обеспечение педагогического процесса

■   личный профессиональный опыт

Положительным результатом своей деятельности считаю:

■   положительную динамику развития детей;

■   рост собственного профессионального мастерства;

■   установление тесного сотрудничества с родителями воспитанников по вопросам воспитания и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) в старшей группе Тема: «Мебель в доме»

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) в старшей группе. Тема: «Мебель в доме»...

Обобщение опыта. Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

Система работы логопеда по формированию и развитию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).Одним из приоритетных направлений логопедической работы...

Методическая разработка "Примерные игры, упражнения, задания по формированию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и речи".

Названия и описания игр, упражнений, заданий по формированию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и речи....

Методическая разработка Многофункциональная игра «Шарики и колечки» для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных дидактических игр и упражнений. Я предлагаю многофункциональную игру «Шарики и колечки», которая составлена с учётом методических...

Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием)

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...

Опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопией и косоглазием).

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по...

Игры с мячом на воздухе как средство развития зрительно-двигательной пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

В статье рассматриваются сложные игровые упражнения с мячами на воздухе с применением принципа от простого к сложному для формирования зрительно-двигательной пространственной ориентировки  у дете...