Игры с мячом на воздухе как средство развития зрительно-двигательной пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Рангаева Александра Анатольевна

В статье рассматриваются сложные игровые упражнения с мячами на воздухе с применением принципа от простого к сложному для формирования зрительно-двигательной пространственной ориентировки  у детей с нарушениями зрения. В статье раскрываются принципы, условия выполнения игровых упражнений. Предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_myachom.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом на воздухе как средство развития зрительно-двигательной

пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

            Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Роль подвижной игры заключается в сознательном использовании ребёнком сформированного у него навыка движения. Практика физического воспитания в нашем дошкольном учреждении  показывает, что для решения задач психического и физического развития детей с нарушениями зрения, недостаточно проведение с ними элементарных подвижных игр. Планирование подвижных игр и упражнений на воздухе, остаётся актуальной проблемой физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях для детей с косоглазием и амблиопией.  

            Образовательная деятельность  на свежем воздухе  отличается от деятельности в помещении. Прежде всего, это связано с выполнением главной задачи физического воспитания – совершенствованием функциональных систем организма и закаливанием, а также положительным влиянием внешних факторов (природных) на детский организм. При организации образовательной деятельности на воздухе необходимо иметь дополнительное  спортивное оборудование, используемое только на улице, обеспечивая его гигиеническое обслуживание. Другим обстоятельством, требующим особого внимания педагога при проведении образовательной деятельности на воздухе, является безопасность детей. Это связано с увеличением игрового пространства, повышением эмоционального фона деятельности. Учитывая все эти обстоятельства, удобными периодами для проведения образовательной деятельности на воздухе являются май – сентябрь.  В это время образовательная деятельность проводится в лёгкой одежде и  обуви. Дети с нарушениями зрения приобретают опыт летних подвижных (спортивных) игр на улице, что на сегодняшний день особенно актуально, когда все дети  нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической подготовки.

            Двигательная активность детей с нарушениями зрения на воздухе рассматривается мной как серьёзный воспитательный аспект здорового образа жизни. Во-первых, это формирование устойчивого интереса к играм  с элементами спорта, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Во-вторых, это способствует здоровью и закаливанию ребёнка, его двигательной адаптации к различному рельефу.

           Слабовидящие дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения. Дети не желают играть из-за того, что в некоторых играх они слабо владеют движениями. Обычно это дети с низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности, со слабо развитой ориентировкой в пространстве, необходимой в подвижных играх. Отличительная черта подвижных игр для детей с нарушениями зрения - обязательное наличие атрибутов. 
           
Мяч в руках ребенка является зрительным ориентиром. Особенность игр с мячом состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений, которые оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу воспитанников. Игры с мячом формируют механизмы координации и управления движения, совершенствует восприятие, развивают ум и воображение.  

Дети, знакомясь со свойствами мяча, получают нагрузку на все группы мышц, у них активизируется весь организм.

          Тематика игр с мячом, как направление творческого поиска  в моей работе, была выбрано не случайно. Само по себе присутствие мяча в руках ребёнка уже создаёт игровую ситуацию. Дошкольник, не обладая ещё достаточной координацией, постоянно пытается «укротить»  этот непослушный круглый снаряд, отскок которого на начальном этапе обучения непредсказуем для ребёнка. В этих упражнениях активно работает зрительный анализатор: куда бы ребёнок ни направил свой мяч, за его траекторией нужно следить и соответственно передвигаться, координируя свои действия. Игры с мячом для детей с косоглазием и амблиопией необходимы, так как являются неотъемлемой частью реализации развития всех видов зрительно-двигательной пространственной ориентировки. Упражнения с мячом весьма вариативны, тем более, если использовать такие дополнительные средства как стена и дорожки.  Броски и метание в стену с развитием целевой точности необходимая составляющая в физическом воспитании дошкольника. Выполнение таких упражнений в спортзалах затруднено из-за ограниченного пространства и отсутствия протяжённых пустых стен. На улице, же дети (особенно старшие и подготовительные группы) могут свободно развивать свои баллистические способности.

           Важным моментом в организации игр с мячом является цветовой дизайн стен. Необходимо правильно подобрать контраст, чтобы обеспечить максимально комфортные условия фонового выделения целей и хорошей видимости движущих объектов. Использование цвета необходимо учитывать, так как цветовые зоны (полосы, фигуры, их сочетание) являются ориентирами, активизирующими движения глаз и зрительную память. Они также оказывают эмоциональное воздействие, помогают выделять в пространстве определённые области и служат также целевыми ориентирами – всё это способствует развитию зрительного восприятия ребёнка.

Методика игр с мячом у стены

Первые броски мяча пятилетним ребёнком в стену (с последующей ловлей) без предварительной подготовки свидетельствуют о трудностях этого упражнения. Чтобы выполнить его успешно, надо уметь бросать и ловить мяч, прослеживать его полёт. Обучение этому проходит в несколько этапов.

Подготовительный этап

  1. Прокатывание мяча по линии – ребёнок учится  прицеливанию, плавному броску, ловле двумя руками катящегося мяча, продолжительной концентрации на мяче.
  2. Отбивание мяча о землю двумя руками с последующей ловлей – ребёнок учится правильному хвату мяча, броску в землю и ловле, ходьбе по определённой дорожке или по линии с отбиванием мяча двумя руками, целевой точности.

Игра – упражнение №1 «Поймай мой мяч». Игра в парах. У каждого из детей свой мяч. В игре дети выполняют сложные координационные действия: бросая мяч в цель, одновременно следят за действиями партнёра и движением его мяча, затем делают приставной шаг и ловят чужой мяч после отскока.

         На первом этом этапе дети обучаются разным видам броска (снизу, от груди, от плеча одной рукой, из-за головы) и соответствующей технике, связанной с исходным положением, положением рук, правильным хватом мяча. Закрепление сформированных умений происходит в играх на силу, точность, скорость броска и техническое исполнение.

Игра  - упражнение №2 «Брось в цель» - отрабатываются броски (заданным или любым способами) в разные цели с разного  или определённого расстояния.

Игра – упражнение №3 «Меткий стрелок» - отрабатываются броски мяча в одну цель (по звуковому или зрительному сигналу).

Игра – упражнение №4 «Точно в цель» -  отрабатываются броски мяча  детьми, расположенными спиной к цели на фиксируемом расстоянии.

Игра – упражнение №5 «Серия бросков» - дети выполняют броски мяча с разного расстояния в разные цели.

Игра – упражнения №6 «Брось от пола» - отрабатываются броски мяча в цель с последующей ловлей мяча от земли после первого отскока.  

          На втором этапе следует сформировать у детей умение ловить мяч, брошенный в стену (индивидуально и в парах). На этом этапе детям даются знания о зависимости силы отскока мяча от силы броска. Дети учатся ловить мяч, брошенный в стену с одного и того же расстояния, но на разную высоту. У детей формируется умение различать, с какой силой нужно бросать мяч, чтобы легко его поймать, то есть прогнозировать отскок мяча по силе броска с определённого расстояния.

Игра  - упражнение №7 «Брось в красный (или любой другой цвет) квадрат» - происходит отработка бросков мяча с закреплением цвета.

Игра – упражнение №8 «Брось точно в фигуру» - дети последовательно бросают мяч с указанного расстояния в красные квадраты с цифрами.

Игра – упражнение №9 «Партнёры» - дети выполняют упражнение в парах. Первый ребёнок бросает мяч в цель и сразу делает шаг в сторону, а второй ребёнок ловит мяч после отскока от земли.

           На третьем этапе, когда ребёнок овладел знаниями о разновидностях бросков, о зависимости отскока мяча от силы броска, научился нарабатывать «чувство» мяча, необходимо давать задания на качественное выполнение упражнений и умение контролировать свои действия. Следует активно практиковать ловлю после бросков мячей на разные уровни.

Игра – упражнение № 10 «Брось – поймай» - дети выполняют броски мяча в несколько целей (разные фигуры разного цвета).

Игра – упражнение №11 «Брось в цель по показу» - дети выполняют броски мяча по показу карточки педагога (например, в цифру 4 и т.д.). Ребёнок передвигается приставным шагом от цели к цели, точно бросает мяч и ловит его.

Игра  - упражнение № 12 «Партнёры» - дети выполняют упражнение в парах. Вместо педагога показ выполняет один из детей, затем они меняются ролями.

         Таким образом, создаются условия для проведения с детьми новых интересных игровых упражнений, которые используются как в непосредственно-образовательной деятельности в зале, так и во время прогулок. Они содействуют двигательной активности детей  с нарушением зрения, воспитанию у них потребности к здоровому образу жизни, развивается зрительно – двигательная – пространственная ориентировка.

Литература:

  1. Волошина Л.Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет.// Физическая культура. – 2003 №4.
  2. Мишин М.А., Смирнова И.А., Ванюшина О.Б. Зрительно – двигательная – пространственная ориентировка. Тестирование и развитие у детей с косоглазием и амблиопией// Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2004 №5.
  3. Мишин М.А., Бондаренко Т.Д. Особенности проведения занятий по физическому воспитанию с использованием оборудования пёстрой цветовой гаммы. //  Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2001 №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...

Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...

Развитие навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения через подвижные игры

Материал будет полезен педагогам групп коррекционной направленности для систематизации работы по данному направлению, как основа выступления на метод.объединениях, для защиты на категорию...

Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в старшей группе.

В статье кратко раскрыта необходимость и особенности использования дидактических игр в формировании пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения , перечислен...

Презентация на тему "Логопедические игры и упражнения для развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения"

 Недоразвитие речи у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. Расстройство речи детей с нарушением зрения являются серьезным дефектом.  Вследст...

Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения....

"Картотека игр развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения"

Картотека игр для развития пространственной ориентировки.  Игры  на формирование ориентировки "на себе""Солнышко"  Цель: закреплять знания о месте расположения ...


 

Комментарии

Мартынова Анна Михайловна

Очень полезный материал для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения!!!