Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в старшей группе.
статья (старшая группа)

Дмитриева Любовь Сергеевна

В статье кратко раскрыта необходимость и особенности использования дидактических игр в формировании пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения , перечислены особенности и направления развития пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения с конкретными вариантами игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в старшей группе.

Дмитриева Л. С., воспитатель

МБДОУ  города Мценска

«Детский сад №4»

Аннотация:в статье кратко раскрыта необходимость и особенности использования дидактических игр в формировании пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, перечислены  особенности и направления развития пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения с конкретными вариантами игр.

Ключевые слова: особенности пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения, дидактическая игра, направления развития пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения.

Одним из приоритетных направлений в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками со зрительными нарушениями   является  развитие пространственной ориентировки.  При помощи сохранных органов чувств  дети должны научиться получать как можно большего количества информации из окружающего мира. Основа дальнейшего развития – умственного и физического, создается именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности. Но именно к 5-6 годам, когда дети поступают в старшую группу дошкольного учреждения,  они  легко и четко способны усваивать и  следовать правилам, поэтому дидактическая игра приобретает особое значение. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

Дошкольники, которые  обучаются в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушенным зрением, также испытывают трудности при анализе и синтезе информации об окружающем пространстве, оценке и словесном  обозначении  взаимоположения  предметов,  сложности при  ориентировке  на  листе.

Плаксина Л.И. выделяет следующие особенности пространственной ориентировки у детей с проблемами зрения: трудности при решении заданий на идентификацию пространственных взаимоотношений, величины,формы, при работе с движущимися объектами; недостаточные представления о сенсорных эталонах, уменьшение  зрительного контроля за выполнением действий. У детей с недостатками зрения, по ее мнению, запаздывает усвоение пространственных направлений слева, направо, по сравнению с понятиями верх, вниз,  проявляются затруднения в определении местоположения объекта относительно точек отсчета. Поэтому  для детей с нарушениями зрения актуальное значение приобретает развитие пространственного мышления,  которое  является  умственной, интеллектуальной  деятельностью,  обеспечивающей  ребенку создание  пространственных  образов  и  возможность  пользоваться ими в процессе ориентирования.

Дидактические игры по ориентировке в пространстве  для старших дошкольников с нарушением зрения должны быть направлены наформирование  точных  пространственных  представлений,  уточнение представленийоб предметах окружающего мира, наформирование нестереоскопических способов восприятия глубины пространства, на  развитие пространственного  мышления.

Дидактические игры, направленные на развитие восприятия  глубины  пространства  способствуют формированию  измерительных  навыков  в  малом  и  большом пространстве, развитию точности восприятия. Развитие оценки глубины  пространства  на  полисенсорной  основе дает  возможность  переносить  знания  в  практическую  деятельность  в  свободном  пространстве,  способствует  формированию  способов социально-адаптивного поведения.

Наиболее продуктивная тренировка навыков ориентировки  в пространстве происходит в дидактических играх направленных на:

  • измерение  удаленности  объектов  (расстояния)  практическими способами (игры направленные на измерение длины, ширины и высоты предмета, на сравнение изображений и определение отличительных пространственных признаков; на оценку пространственных отношений между предметами и отображение этих отношений в практической деятельности, раскладывание предметов, игрушек, цветных и контурных изображений, изображение на схеме и др.);
  • прослеживание взором движений катящихся объектов (игры на сравнение и оценку размеров движущихся предметов и др.);
  • видоизменение удаленности  пространства  на  подставках с прорезями (заслоненность) и перфорированных досках;
  • восприятие удаленности с помощью слуха: игры «Где позвонил колокольчик?», «Чей голос?» и др.;
  • построение  изображений  по  законам  перспективы (наложение  контуров,  уменьшение  величины  объекта,  расположение на плоскости в соответствии с его удаленностью: лабиринты, картинки с изображением предметов в рядах и столбиках; картинки и схемы рядов и столбиков и др.);
  • обследование  пространства  и  выделение  пространственных признаков относительно разных точек отсчета  - игры с картинками с изображением групп предметов в различных пространственных связях и другие;
  • восприятие предметов с различных точек зрения (игры типа  «Что изменилось?» и др.);
  • узнавание и называние направлений относительно себя, относительно предмета  (танграммы  на определение расстояния от себя до других предметов (близко – далеко); определение величины предметов (больше – меньше относительно друг друга или с использованием условной мерки), расположенных сначала в горизонтальную линию, затем в шахматном порядке и, наконец, в вертикальную линию);
  • узнавание  объектов  окружающего  по  информативным признакам на полисенсорной основе  (игры на узнавание знакомого предмета под разными углами зрения и др.);
  • моделирование пространства на макете (мелкие игрушки, декорации), на  фланелеграфе  (предметные  и  силуэтные  изображения, заместители, символы), на перфорированной доске (предметные и силуэтные  изображения  предметов  на  штырьках,  детали  мозаики) и др.;
  • составление и чтение планов, схем;

Успешное освоение данных игр не только познакомит дошкольников с нарушениями зрения с предметами окружающего мира, но и будет способствовать закладыванию фундамента успешного освоения образовательной программы в будущем.

Литература:

  1. В  помощь  тифлопедагогу  ДОУ:  Учебно-методическое  пособие  для студентов  высших  педагогических  учебных  заведений дефектологических факультетов  /  Авторы-сост.  Л.А.Дружинина,  Л.Б.  Осипова.  Челябинск: Цецеро, 2010.
  2. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования  Текст: учебно-методич.  пособие  /  Л.А. Дружинина,  Л.Б.  Осипова,  Л.И.  Плаксина.  – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017.
  3. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.
  4. Плаксина Л. И.  Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М., 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Логопедические игры и упражнения для развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения"

 Недоразвитие речи у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. Расстройство речи детей с нарушением зрения являются серьезным дефектом.  Вследст...

Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения....

"Картотека игр развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения"

Картотека игр для развития пространственной ориентировки.  Игры  на формирование ориентировки "на себе""Солнышко"  Цель: закреплять знания о месте расположения ...

Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоепланирование, конспекты занятий для дошкольниковпервого года обучения...

конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в средней группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоевторого года обучения...

Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в старшей группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоепланирование, конспекты занятий для дошкольниковтретьего года обучения...

Конспекты занятий по пространственной ориентировке для детей с нарушением зрения в подготовительной группе

Содержание требований программы по разделу«Ориентировка в пространстве», примерное тематическоепланирование, конспекты занятий для дошкольниковчетвертого года обучения...