ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи в рамках ранней помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorobeva_sv._statya.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Воробьева С.В., учитель-дефектолог, ГКУ СО «РЦДиПОВ «Варрель»

Тугоухость является третьим по распространенности заболеванием, 466 миллионов человек в мире страдает от потери слуха, 34 миллиона из них составляют дети. Порядка 13 млн лиц с нарушенным слухом в Российской Федерации, около 1 млн детей.

Каждая из сенсорных систем имеет свое уникальное значение в ходе развития ребенка и дальнейшей жизни человека. Слух является важнейшим в становлении общения индивида с другими членами общества, в формировании когнитивных процессов, речи, мышления, способности ориентироваться и адаптироваться в меняющейся окружающей обстановке.

Ребенок с нарушением слуха может родиться у абсолютно здоровых родителей, так же тугоухость может быть приобретена в первые годы жизни. Значительное снижение либо полное отсутствие слуха осложняет и ухудшает процесс речевого и интеллектуального развития малыша. Особенно важным является оказание ранней помощи семье с ребенком с нарушением слуха. На сегодняшний день существует техническая возможность компенсации практически любой степени потери слуха от тугоухости до глухоты. При раннем слухопротезировании и своевременном начале коррекционной работы с ребенком появляется возможность спонтанного развития речи ребенка в повседневной жизни. Уровень развития диагностики и слухопротезирования на сегодняшний день позволяет специалистам, приходящим на помощь таким семьям с уверенностью говорить, что неслышащий малыш имеет все шансы быть интегрированным в среду слышащих сверстников и в дальнейшем стать успешной личностью. Но ни одно техническое средство не может быть эффективным без сопровождения специалистов, без соответствующей педагогической коррекции. Ребенок должен иметь возможность использовать вновь обретенную способность воспринимать звуки, родителям необходимо научиться общению со своим малышом заново.

Для оказания максимально эффективной комплексной помощи семье воспитывающей ребенка с нарушением слуха необходимо участие ряда специалистов:

  • Врача-сурдолога (диагностика, слухопротезирование, оптимизация параметров настройки СА и КИ),
  • сурдопедагога (формирование и развитие необходимых навыков у ребенка, обучение родителей),
  • врача-оториноларинголога (своевременное лечение заболеваний лор-органов),
  • врача-невролога (диагностика и лечение заболеваний нервной системы),
  • психолога (оказание психологической помощи семье),
  • логопеда (дополнительная работа по развитию речи при сопутствующем речевом нарушении),
  • тифлопедагога, эрготерапевта, олигофренопедагога (для работы с детьми, имеющими дополнительные особенности развития).

В стенах нашего реабилитационного центра семьи с детьми раннего возраста могут получить сурдопедагогическую помощь, консультации сурдолога и психоневролога, занятия с педагогами дополнительного образования (музыкальные занятия, двигательная реабилитация, изо-деятельность, хореография, ручной труд).

Деятельность сурдопедагога направлена на создание условий развития ребенка, предотвращение задержки психического и речевого развития, коррекцию вторичных нарушений, обусловленных нарушением слуха. Сурдопедагог также может давать рекомендации для педагогов дополнительного образования по отработке тех или иных слуховых и речевых навыков на занятиях.

В своей работе сурдопедагоги нашего центра используют различные формы:

  • индивидуальные занятия с обязательным участием родителей. В помещении где проводятся занятия организовано несколько зон: ковер для работы с ребенком на полу, зона с зеркалом и зона для работы за столом. Игрушки и дидактические пособия подбираются в соответствии с задачами этапа слухоречевого развития, возрастом и интересами ребенка.
  • групповые занятия с несколькими детьми (2-5 человек) в формате «мама+малыш». С группой, работают два специалиста учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель-дефектолог (фонопед). Местом проведения занятий является игровая комната, отвечающая требованиям создания развивающей среды. Дети, родители и педагог располагаются на полу (на ковре) в общем кругу, что создает комфортные условия для коммуникации. Дети могут сидеть на руках у мамы или самостоятельно. Выполнение некоторых заданий в кругу стимулирует формирование направленного внимания, элементов довербальной коммуникации, налаживанию доверительных отношений с педагогом, другими детьми и родителями. Статические упражнения чередуются с динамическими, речевые с музыкальными. Дети имеют возможность свободно перемещаться в пространстве во время речевых и музыкальных игр, манипулировать с игрушками, взаимодействовать с родителями, другими детьми и педагогом. Свободно перемещаясь по комнате, малыши учатся воспринимать звуковые стимулы в естественных условиях. Опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями в группах был обобщен и представлен в двух конкурсных проектах «Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.» в 2016 году и «Методическая разработка по планированию «Интегрированных развивающих занятий по реконструкции коммуникации у детей с нарушением слуха раннего возраста» в 2019 году. Работы были представлены на конкурсе методических проектов «SOCIODRIVE» Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и получили высокую оценку жюри и коллег.
  •  консультирование членов семьи. Родители смогут активно включаться в процесс развития и обучения ребенка, только если смогут научиться самостоятельно взаимодействовать с ребенком, а не просто получат инструкцию от педагога. Поэтому сурдопедагог в ходе занятия:
  • объясняет, что и зачем нужно делать,
  • показывает, как именно делать,
  • делает совместно с родителями,
  • дает родителям возможность выполнить игровые действия с ребенком под наблюдением, чтобы убедиться в правильности исполнения,
  • поддерживает в родителях уверенность в их умении самостоятельно общаться с ребенком
  •  проведение праздничных мероприятий. Традиционно с 2014 года проводится Новогодний утренник по специально адаптированной для раннего возраста программе и с учетом слухоречевых возможностей детей. В конце 2017 г. нами было предложено проводить с детьми, занимающимися в группах, квартальные тематические мероприятия с предметно-практической деятельностью (закрепление пройденного материала с изготовлением поделки). Такие занятия проводятся группой педагогов (сурдопедагог, фонопед, педагог по ручному труду). Были организованы занятия «Новогодний сюрприз» (зимняя тематика), «Встреча птиц» (весенне-летняя тематика).

Занятия с педагогами дополнительного образования могут проводиться в групповой и индивидуальной форме.  Дети получают возможность развития моторной сферы, музыкальных и художественных способностей.  Педагоги, зная специфику коррекционного процесса адаптируют задания и виды работы в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей. На каждом занятии проводится стимуляция слухового восприятия, активизация коммуникативных и речевых навыков малышей. Совместная предметно-практическая, изобразительная, музыкальная деятельность ребенка и родителя, совместная двигательная активность позволяют укреплять эмоциональную связь, улучшать детско-родительские отношения, налаживать продуктивную коммуникацию между малышом и его семьей.  Важным является и то, что непрерывно происходит наращивание опыта адаптации ребенка к различным акустическим условиям, речи педагога, смене видов деятельности.

В реабилитационный маршрут ребенка раннего возраста обязательно включаются занятия, направленные на развитие двигательной сферы. Моторные навыки детей с нарушенным слухом отличаются своеобразием в уровнях скоростных качеств и развитии равновесия. Дети с трудом выполняют, либо не выполняют совсем задания на сохранение статического равновесия, имеют сложности в формировании мелкой и артикуляционной моторики, что отражается в дальнейшем на формировании разных видов детской деятельности. Основными направлениями работы педагогов по двигательной реабилитации становятся развитие и тренировка функции равновесия, формирование правильной осанки, развитие дыхания, координации движений, ориентирования в пространстве.

В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на слитность и плавность речи. Развивается правильное дыхание и артикуляция.  На музыкальных занятиях дети так же много двигаются: танцуют, играют, выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх.

Таким образом, в результате оказания ранней комплексной помощи ребенку с нарушенным слухом и его семье становится возможным:

  1. Максимально рано позволить ребенку воспринимать окружающие звуки и речь с помощью эффективного слухопротезирования.
  2. Создать оптимальные условия формирования и развития у ребенка необходимых навыков (коммуникации, слухового восприятия, речи, мышления, моторики).
  3. Значительно улучшить качество жизни ребенка и всей семьи.

Список литературы

1.        Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб.: КАРО, 2008

2.        Королева И.В. Развивающие занятия с детьми с нарушением слуха раннего возраста. СПб: КАРО, 2017

3.        Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.:Просвещение,1991.

4.        Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. - М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА БАЗЕ ЦСРИиДИ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА.

В данной статье освещаются некоторые аспекты комплексной работы с детьми с нарушением слуха в Центре социальной реабилитации инвалидов. В частности рассматривается программа "Учимся слушать", со...

Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушенным слухом в процессе режимных моментов

Содержание коррекционно-развивающей  работы,  в соответствии с Федеральными Государственным образовательным  стандартом  образования,   в настоящее время направлено на со...

Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.

В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...