«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии, профилактика социального сиротства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕМЕ ПАРАМЕТРЫ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ | 49.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема доклада: «Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ
в условиях центра содействия семейному воспитанию».
Подготовила
ст. воспитатель: Коханова С.К.
Москва 2020г
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ
Цель: организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии, профилактика социального сиротства.
Задачи:
- проведение психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; определение причин и характера речевых нарушений;
- оказание комплексной коррекционно-развивающей помо щи детям с ограниченными возможностями здоровья
и психолого-педагогической поддержки их семьям; разработка эффективных способов коррекции речевых расстройств;
- включение родителей (законных представителей) в про цесс воспитания и обучения ребенка; привлечение к участию в коррекционной работе с детьми;
- создание атмосферы доверительности, конфиденциальности и доброжелательности;
- поэтапность реализации задач коррекционной помощи.
Условия для работы с детьми с ограниченными возможностями:
- игровая
- изостудия
- кабинет психолога
- логопедический кабинет
- медицинский кабинет
- музыкальный зал
- физкультурный зал
Формы работы:
- индивидуальные и групповые занятия;
- совместные групповые занятия: дети - родители - специалист;
- бинарные занятия: учитель-логопед - педагог-психолог;
- консультирование родителей (законных представителей);
- педагогические тренинги для родителей (законных представителей);
- по запросам родителей при наличии у ребенка множественных нарушений развития, не позволяющих регулярно посещать занятия в «Мини-центре», возможны домашние визиты специалистов 1 раз в две недели продолжительностью посещения до 3 часов.
Игры, специальные задания, упражнения на:
- релаксацию, снятие мышечного напряжения;
· стимулирование чувствительности и двигательной активности детей;
· развитие, коррекцию зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;
· фиксирование внимания и управление им;
· повышение психической активности за счет стимулирования эмоциональных реакций;
· развитие воображения и творческих способностей;
· коррекция психоэмоционального состояния;
- развитие движений органов артикуляционного аппарата, речевого дыхания, пальчиковой моторики;
- постановка отсутствующих звуков, их автоматизация;
- развитие фонематических процессов;
- развитие навыков связной речи.
Психологический блок
На ступени дошкольного детства строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество малышей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимы особые условия и грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение. Сопровождение как процесс, опирается на определенные принципы.
Основополагающим принципом является:
- соблюдение интересов ребенка /решать каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т. е. способствовать созданию условий на уровне семьи и центра/;
– системности сопровождения, которая реализуется через единство диагностики, коррекции и развития – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: формирование физически развитого, эмоционально здорового и духовно богатого человека нового поколения, обладающего психофизическим здоровьем, навыками социальной адаптации к явлениям окружающей жизни и интеграции в современное общество.
Задачи:
* обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте);
* предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
* помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, социализации;
* формирование педагогической культуры родителей; ориентирование родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком на основе разработанной индивидуальной программы.
Диагностический блок
На ступени дошкольного образования осуществляется ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Осуществление комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ (или маршрутов) развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей «особого» ребенка и запросов родителей.
Содержание и направление индивидуальных маршрутов разительно отличаются друг от друга. Это продиктовано не только наличием различных дефектов развития, но и разницей в начальном уровне интеллектуального, физического и личностного развития. При определении маршрута важно знать функциональные возможности и возрастные особенности каждого ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, связанные со здоровьем, спецификой развития и др. Необходимо уметь выделить факторы риска в развитии каждого ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему подготовки ребенка. Так образовательный маршрут планируется по трем этапам, соответствующим уровню развития ребенка. Сроки работы в каждом случае устанавливаются, исходя из возможности конкретного малыша и показаний мониторинга.
При отборе диагностических заданий исходили из закономерностей развития нормально развивающихся детей и особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо отметить, что результаты исследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком удалось наладить доброжелательный контакт, и он захотел принять посильное участие в эксперименте, т.е. был достаточно заинтересован; следует обращать внимание на общий фон настроения ребенка.
Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Параметрами оценки деятельности можно считать:
· принятие задания;
· способы выполнения задания;
· обучаемость в процессе обследования;
· отношение к результату своей деятельности.
Согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом он проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослыми.
Способы выполнения задания:
· самостоятельное выполнение задания;
· выполнение задания с помощью взрослого, т.е. возможно диагностическое обучение;
· самостоятельное выполнение задания после обучения.
Адекватность действий определяется, как соответствие действий ребенка условиями данного задания, диктуемым характером материала и требованиям инструкции. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о нарушении развития ребенка. Наиболее примитивным способом является действие силой или хаотичное действие без учета свойств предметов.
Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности, от наиболее простых до более усложненных. Отдельные задания дублируются. Это делается для того, чтобы исключить некоторые случайные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).
При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т.е. его обучаемости.
В процессе обследования детям надо предлагать следующие виды деятельности: * Выполнение действий по подражанию /Выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, речевой инструкцией/. На уровне подражания (действия одновременно со взрослым) ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания. Количество показов способов выполнения задания не должно превышать трех раз. Речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действий ребенка.
Заинтересованность своей деятельностью и конечным результатом характерна для нормально развивающихся детей. Безразличное отношение к тому, что он делает, и к полученному результату характерно для ребенка с нарушениями интеллекта.
Все эти параметры нашли отражение в балльной оценке развития детей. Баллы, которые ребенок наберет за 10 заданий суммируются, затем определяется группа развития:
- «Лови шарик»
Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на выявление развития ручной моторики, способности к прослеживанию за двигающимся предметом.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования: Взрослый кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Обучение: Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т.е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.)
2 балла - ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически.
3 балла - ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
- «Спрячь шарик»
Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину, а также наличие у ребенка соотносящих действий.
Оборудование: Две для детей 2 – 2,5 лет (три для детей 2,5 – 3 лет), разные по величине коробочки с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине.
Проведение обследования: Перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
Обучение: Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую коробку, а маленькой крышкой маленькую коробку.
После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял.
2 балла - ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание, не выполняет.
3 балла - ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
4 балла - ребенок понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
3. «Разборка и складывание матрешки»
Задание направленно на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: Две двухсоставные матрешки для детей 2 – 2,5 лет (трехсоставные для детей 2,5 – 3 лет).
Проведение обследования: Взрослый дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.
Обучение: Взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее, взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, стучит, кидает, зажимает ее в руке и т.д.
2 балла - ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет.
3 балла - ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
4 балла - ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий: заинтересован в конечном результате.
4. «Разборка и складывание пирамидки»
Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящихся действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец.
Проведение обследования: Взрослый предлагает ребенку разобрать пирамиду. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее.
Обучение: Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень. Затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т.п.
2 балла - ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец по прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.
3 балла - ребенок сразу принимает задание; понимает его; но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.
4 балла - ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец, определена ведущая рука; имеется четкая согласованность обеих рук; заинтересован в конечном результате.
- «Парные картинки»
Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестов инструкции.
Оборудование: Две пары предметных картинок для детей 2 – 2,5 лет. (четыре пары для детей 2,5 – 3 лет)
Проведение обследования: Перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится у взрослого. Взрослый достает одну из них показывает ее ребенку, просит показать такую же.
Обучение: Если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т.д.
2 балла - ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки, к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.
3 балла - ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку. После обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.
4 балла - ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.
6. «Цветные кубики»
Задание направленно на выделение цвета как признака, различие и называние цвета.
Оборудование: Цветные кубики - два красных, два желтых (два белых), два зеленых, два синих (четыре цвета).
Проведение обследования: Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Какого цвета этот кубик?».
Обучение: В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное, выполнение задания.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок не различает цвета даже после обучения.
2 балла - ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
3 балла - ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.
4 балла - ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.
7. «Разрезные картинки»
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: Две одинаковые, предметные картинки, одна из которых разрезана на две части для детей 2 – 2,5 лет. (три части для детей 2,5 – 3 лет)
Проведение обследования: Взрослый показывает ребенку две или три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку. «Сделай целую картинку».
Обучение: В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку, просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, исследователь сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается сложить части разрезной картинки друг с другом.
2 балла - ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может.
3 балла - ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.
4 балла - ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.
- «Конструирование из палочек («молоточек» или «домик»)
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу.
Оборудование: четыре (для детей 2 – 2,5 лет) или шесть (для детей 2,5 – 3 лет) палочек одного цвета.
Проведение обследования: Перед ребенком строят из палочек фигуру «молоточек» или «домик» и просят его сделать так же: «Построй, как у меня».
Обучение: Если ребенок по показу не может создать «молоточек», экспериментатор просит выполнить задание по подражанию. «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагает ребенку выполнить задание по образцу.
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату.
2 балла - ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.
3 балла - ребенок правильно понимает задание, но строит «молоточек» только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.
4 балла - ребенок правильно выполняет предложенное, задание по образцу; заинтересован в конечном результате.
- «Достань тележку» (скользящая тесемка)
Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).
Оборудование: тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка; в другом случае - рядом со скользящей тесемкой - ложная.
Проведение обследования: Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые, разведены между собой на 50 см, ребенка просят достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянул тележку.
Обучение: Проводится на уровне практических проб самого ребенка.
Оценка действий ребенка: Если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания. Результат:
1 балл - ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.
2 балла - ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.
3 балла - ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результат: понимает конечный результат своих действий.
4 балла - ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.
10. «Нарисуй дорожку»
Задание направлено на понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношение к результату, результат.
Оборудование: карандаш, бумага.
Проведение обследований: Ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят порисовать: «Нарисуй дорожку».
Оценка действий ребенка:
1 балл - ребенок не использует карандаш для черкания на бумаге; ведет себя неадекватно заданию, речевую инструкцию не выполняет.
2 балла - у ребенка есть стремление что-то изобразить (черкание): к конечным изображениям безразличен; нет согласованности обеих рук.
3 балла - ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности обеих рук.
4 балла - ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции: заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.
Анализ рисунка: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.
Результаты психолого-педагогического изучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла |
«Лови шарик» | ||||
«Спрячь шарик» | ||||
«Разборка и складывание матрешки» | ||||
«Разборка и складывание пирамидки» | ||||
«Парные картинки» | ||||
«Цветные кубики» | ||||
«Разрезные картинки» | ||||
«Конструирование из палочек («молоточек» или «домик») | ||||
«Достань тележку» (скользящая тесемка) | ||||
«Нарисуй дорожку» | ||||
ИТОГО: |
Вот некоторые положения, которые легли в основу организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- учиться могут все дети: ребенок с отклонениями в развитии учится медленнее, однако он может учиться;
- детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми навыками, которые смогут помочь им в играх, в общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости, и, наконец, стать частью общества;
- родители, как педагоги, играют самую важную роль;
- все дети — разные, и все семьи — разные; по-настоящему эффективная работа должна удовлетворять как потребностям ребенка, так и потребностям семьи.
Логопедический блок
Цель: совершенствование связной речи детей, создание вокруг них благоприятной речевой среды, целенаправленное формирование речевых умений, правильного звукопроизношения.
Задачи:
- создание атмосферы доверия и доброжелательности;
- формирование подготовительных этапов развития речи: стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности, развитие восприятия различных интонаций голоса взрослого и адекватная реакция на них (улыбки, смеха или обиды, плача);
- развитие фонематических процессов;
- формирование движений рук и действий с предметами, включающее нормализацию мышечного тонуса верхних конечностей, формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук в манипулятивной деятельности;
- нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата, устранение неврологической симптоматики в речевом аппарате и создание условий для произвольных движений.
Диагностическое
Цель: выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.
Параметры оценки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:
- понимание инструкции и цели задания;
- способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;
- умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели.
Речевая карта.
1.Логопедическое обследование ребенка (автор-составитель С.Е.Большакова) – М.: А.П.О. 1995 г.;
- О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда» - М.: Владос, 2005 г.;
- В.С.Володина «Альбом по развитию речи. Говорим правильно» - М.: РОСМЭН, 2007 г.,
- К.Д.Коненкова «Обследование речи дошкольников с ЗПР» - М., 2005 г.
Физкультурно-оздоровительный блок
Цель:
сохранение и укрепление физического здоровья дошкольника, его всестороннее развитие и коррекция отклонений с учетом стартовых возможностей каждого ребенка.
Задачи:
- охрана и укрепление физического здоровья детей, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- коррекция физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи, слуха, зрения, часто болеющих, ДЦП;
- организация специальной коррекционной работы с учетом заболевания, физического развития детей и их индивидуальных особенностей;
- содействие развитию установочных рефлексов, обеспечивающих присаживание, сидение, стояние; стимулирование рефлексов, на основе которых формируется передвижение (переступание, ходьба);
- консультативная помощь родителям в физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Диагностическое
Цель:
выявление темпов развития детей с ОВЗ и поддержка каждого ребенка на его уровне развития; создание условий для его продвижения вперед на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей.
Параметры оценки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:
- понимание инструкции и цели задания;
- способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких заданий;
- умение довести деятельность до получения определенного результата, проявить настойчивость в достижении цели.
Консультативное направление
Цель:
Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
* Оказание психологической, педагогической и логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
* Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям)
* Поддержка всестороннего развития личности детей, с ограниченными возможностями здоровья.
* Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ.
* Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Социально-педагогическое направление
Цель:
- создать оптимальные условия для социально-личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организовать предметно - развивающую среду, стимулирующую познавательное развитие ребенка, активность и самореализацию в различных видах деятельности;
- обеспечить диагностико-коррекционную деятельность, направленную на выявление на начальном этапе проблем ребенка и решению их в рамках специально организованной работы;
- формировать личность ребенка с учетом его психофизического, социального развития и индивидуальных возможностей;
- организовать психолого-педагогическую и социальную поддержку семьи по сопровождению развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Создание эмоционально-психологического комфорта для детей с ОВЗ;
2. Обеспечение единого воспитательно - образовательного пространства как среды развития и саморазвития личности ребенка, его умственных духовных и физических способностей;
3. Оказание коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ;
4. Изучение потенциала семьи, с целью оказания консультативно-практической поддержки семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, через разнообразные формы взаимодействия с родителями (законными представителями);
5. Формирование предпосылок учебной деятельности: дать детям базовые знания, соответствующие возрасту, с учетом стартовых возможностей каждого ребенка;
6. Содействие развитию детей, их социализации в коллективе сверстников.
Организационно-методическое направление
Цель:
- создать систему дифференцированного обучения, развития и воспитания детей, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- способствовать обеспечению индивидуального реабилитационного маршрута развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- подготовить и использовать методическое обеспечение для качественного образовательного процесса с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Задачи:
1.Разработать маршрутные карты индивидуального сопровождения детей с ОВЗ (с учетом индивидуальных особенностей);
2.Разработать бланки обследования детей;
3. Подготовить диагностический инструментарий по определению уровня сформированности компетентностей на каждом возрастном этапе детей с ОВЗ;
4.Составить расписание индивидуальных занятий для специалистов по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
5.Обеспечить образовательный процесс инновационно- методической продукцией: индивидуально-ориентированные планы, комплексно-целевые программы, методические разработки, методические и учебные пособия;
6.Создать систему мероприятий, направленных на качественное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: консультирование педагогов, диагностические обследования, педагогические тренинги, мини-педсоветы, командное обсуждение индивидуального реабилитационного маршрута каждого ребенка, контроль за динамикой развития ребенка и др.
Используемая литература:
- Белопольская Н.Л. «Некоторые вопросы консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии»//Дефектология. 1999.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии». – М., 1998.
- Забрамная С.Д. «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе» - М.: «ПЕДАГОГИКА – ПРЕСС», 1993
- Петров А.П., Серова Г.А. и др. «Волшебная страна сказок» /Программа «Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья» - «Российский детский фонд», 2007
- Шевченко С.Г., Тригер Р.Д. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Издательство «Школьная пресса», 2004, 2005
- Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук». – М.: Творческий центр, 2009.
- Володина В.Г. «Говорим правильно»/Альбом по развитию речи/ - М.: РОСМЭН, 2007.
- Краузе Е. «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика». – СПб. – «КОРОНА – ВЕК», 2007.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей»/дидактический материал для логопедов/4 альбома/. – М.: Издательство «ГНОМ и Д». – 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». – М.: Издательство «ГНОМ и Д». – 2007.
- Новиковская О. «100 упражнений для развития речи».- М – СПб «СОВА ВКТ», Владимир, 2008.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в условиях .центра содействия семейному воспитанию.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы...
Статья "Планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию"
Составление плана опытно-экспериментальной деятельности с детьми третьего года жизни в условиях Центра содействия семейному воспитанию....
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...
Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях центра содействия семейному воспитанию: аспект требований ФГОС.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является...
Методическая разработка развитие коммуникативных возможностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях центра содействия семейному воспитанию
Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-коммуникативного детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, особенно ...
Особенности воспитания детей в разновозрастных группах в условиях Центра содействия семейного воспитания.
Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Современные условия развития общества и перемены в нем, диктуют необходимость изменения подходов к орга...