Главные вкладки

    Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.
    статья по логопедии на тему

    Ромашкина Ирина Александровна

    Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.

    Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию  интереса и  мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна.

    В коррекционной работе  используются элементы различных методик:    Ю.А Разенковой.,  О.Б. Закревской, О.В. Боровика, Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой, Т.Н. Новиковой-Иванцовой, М. Монтессори и др.

    При организации обучения выделяеется два основных фактора, оказывающих значительное влияние на содержание и организацию ранней помощи:

                  1. возраст детей и сензитивные периоды развития;

                  2. особенности развития детей с синдром  Дауна.

       Работа логопеда носит комплексный характер, так как в наше учреждение поступают дети в возрасте от 1 месяца и находятся до 4 лет. Поэтому при составление индивидуальной  коррекционной программы необходимо охватить все линии развития ребенка- это зрительные и слуховые реакции, развитие общих движений и действие руки, развитие эмоций и социальное развитие, и, конечно же, речевое развитие, которое складывается из развития активной и понимания речи.

    Логопедические занятия с детьми носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

    Работая с детьми с синдромом Дауна можно проследить закономерность: нарушения в развитии начинают появляться уже с первых месяцев жизни. Это проявляется  в задержке формирования всех двигательных функций, что влечет за собой и задержку психических процессов. С начала задержка носит темповый характер, который постепенно приобретает ярко выраженное отставание в развитие.

    Необходимо также учитывать, что развитие детей характеризу­ется неравномерностью.

    Поэтому в своей работе мы руководствуемся не просто возрастом ребенка, а его уровнем нервно-психического развития. Исходя из данных указанных выше, можно сделать вывод, что к году речевое развитие ребенка с синдромом Дауна находится на уровне отдельных звуков, редко когда к этому возрасту у детей появляется лепет.

    Научно доказано, что период  вокализации и лепета является основополагающим умением для развития речи, укрепляет органы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т.е. ребенок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормативно развивающихся сверстников, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. Тот факт, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет по мнению ученых две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры), который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет, но из-за физиологических особенностей строения слухового аппарат, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет важнейшее значение для дальнейшего речевого и психического развития ребенка. Поэтому для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневно делать упражнения направленные на развитие слуха и зрения.[3] Развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.

    Конечно же, ребенка с синдромом Дауна необходимо обучать и общению, такие игры включаются в каждое занятие. Ведь при относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребенка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь ребенка с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы.

    Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать общаться им на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова, приводят к активизации разговорной речи.

    Есть ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи (И.А. Панфилова):

    ·         Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

    •   Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практи­чески у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

    •   Наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

    •   Использование жестовой речи помогает родителям лучше по­нимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

    •   Знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

    •   Наличие у детей возможности использовать средства обще­ния, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вто­ричные нарушения развития.

    По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается, для чего параллельно с их  использованием  ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звука­ми, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

    Научные исследования доказали, что без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают проявлять агрессию.

    При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка, но в тоже время должно быть достаточное для возможности перехода от одного вида деятельности к другому. Использование инновационных технологий,   таких как планшетный компьютер, также помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.

    При использовании планшетного компьютера детям можно предложить такие игры как «Знакомство с животными», «Кто как кричит?», «Форма», «Цвет», познакомить с понятиями «Одежда», «Обувь», «Игрушки» и др.

    Активное включение потешек, песенок с элементами логоритмики (Е.Железновой)  в значительной мере помогает увеличить звуковую активность детей.

    Такие песенки как, например,

    Катится колючий ежик,

    Нет не головы не ножек.

    Мне по пальчикам бежит

    И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

    Бегает туда - сюда,

    Мне щекотно, да,да.

    Уходи колючий еж

    В темный лес где ты живешь и др.

    Такие приемы помогают развить не только слуховые реакции, но и стимулируют развитие мелкой моторики, если использовать, например, мячик с шипами; создают положительный настрой от занятия; развивают тактильную чувствительность; развивают координацию рук; расширяют пассивный словарь; стимулируют ответные реакции в виде активной или жестовой (кивание головой) речи.

    Практика также показала, что из-за сложности переноса в большинстве случаев все, что усвоено на занятиях, почти не ис­пользуется малышом в повседневной жизни. Вот почему для развития ребенка раннего возраста недостаточно специальных занятий в специально отведенное для этого время. Ни в коем случае нельзя забывать, что формируемые навыки должны последова­тельно включаться в повседневную жизнь.

             Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

    •         понимание речи намного опережает развитие активной речи;

    •         зрительная память развита гораздо лучше слуховой;

    •      социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;

    •         нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;

    •      сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;

    •      сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

    •      отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особен­но на социальную и когнитивную. [4]

    В силу того, что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений следует  продолжать делать и тогда, когда ребенок уже научился разговаривать.

    Таким образом,  цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку возможность овладеть языком, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими, поймет, что общение поможет ему  добиться удовлетворения его потребностей.

     

    Список литературы:

    1.             Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.

    2.      Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О.В.— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.

    3.             Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностями психофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е.А. Винникова и др.; под ред. М.В. Былино.ю Ю.Н. Кисляковой.-Минск. 2009 г. -  С. 51-71.)

    4.      Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие.Жиянова П.Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специ­альный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М.Ф. М-2005 г.

    5.      www. sunchildren.narod.ru. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи. (ч. 1)

    6.      journal.downsideup.wiki - Электронный журнал. Панфилова И.А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка».

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.

    Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.

    Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию  интереса и  мотивации к речевой деятельности детей с синдромом Дауна.

    В коррекционной работе  используются элементы различных методик:    Ю.А Разенковой.,  О.Б. Закревской, О.В. Боровика, Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой, Т.Н. Новиковой-Иванцовой, М. Монтессори и др.

    При организации обучения выделяеется два основных фактора, оказывающих значительное влияние на содержание и организацию ранней помощи:

                  1. возраст детей и сензитивные периоды развития;

                  2. особенности развития детей с синдром  Дауна.

       Работа логопеда носит комплексный характер, так как в наше учреждение поступают дети в возрасте от 1 месяца и находятся до 4 лет. Поэтому при составление индивидуальной  коррекционной программы необходимо охватить все линии развития ребенка- это зрительные и слуховые реакции, развитие общих движений и действие руки, развитие эмоций и социальное развитие, и, конечно же, речевое развитие, которое складывается из развития активной и понимания речи.

    Логопедические занятия с детьми носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

    Работая с детьми с синдромом Дауна можно проследить закономерность: нарушения в развитии начинают появляться уже с первых месяцев жизни. Это проявляется  в задержке формирования всех двигательных функций, что влечет за собой и задержку психических процессов. С начала задержка носит темповый характер, который постепенно приобретает ярко выраженное отставание в развитие.

    Необходимо также учитывать, что развитие детей характеризуется неравномерностью.

    Поэтому в своей работе мы руководствуемся не просто возрастом ребенка, а его уровнем нервно-психического развития. Исходя из данных указанных выше, можно сделать вывод, что к году речевое развитие ребенка с синдромом Дауна находится на уровне отдельных звуков, редко когда к этому возрасту у детей появляется лепет.

    Научно доказано, что период  вокализации и лепета является основополагающим умением для развития речи, укрепляет органы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т.е. ребенок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормативно развивающихся сверстников, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. Тот факт, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет по мнению ученых две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры), который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет, но из-за физиологических особенностей строения слухового аппарат, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет важнейшее значение для дальнейшего речевого и психического развития ребенка. Поэтому для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучения и социальной адаптации детей с синдромом Дауна, необходимо ежедневно делать упражнения направленные на развитие слуха и зрения.[3] Развитие слуховых ориентировочных реакций являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.

    Конечно же, ребенка с синдромом Дауна необходимо обучать и общению, такие игры включаются в каждое занятие. Ведь при относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребенка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь ребенка с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы.

    Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать общаться им на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова, приводят к активизации разговорной речи.

    Есть ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи (И.А. Панфилова):

    • Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.
    • Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.
    • Наличие жестов дает детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.
    • Использование жестовой речи помогает родителям лучше понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.
    • Знание жестов помогает детям точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.
    • Наличие у детей возможности использовать средства общения, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

    По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшается, для чего параллельно с их  использованием  ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.

    Научные исследования доказали, что без использования языка жестов дети с синдромом Дауна, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают проявлять агрессию.

    При подготовке к занятию большое внимание уделяется подбору наглядного материала. Зная особенности восприятия детей с синдромом Дауна, его количество не должно рассеивать внимание ребенка, но в тоже время должно быть достаточное для возможности перехода от одного вида деятельности к другому. Использование инновационных технологий,   таких как планшетный компьютер, также помогает разнообразить и поднять интерес к занятию.

    При использовании планшетного компьютера детям можно предложить такие игры как «Знакомство с животными», «Кто как кричит?», «Форма», «Цвет», познакомить с понятиями «Одежда», «Обувь», «Игрушки» и др.

    Активное включение потешек, песенок с элементами логоритмики (Е.Железновой)  в значительной мере помогает увеличить звуковую активность детей.

    Такие песенки как, например,

    Катится колючий ежик,

    Нет не головы не ножек.

    Мне по пальчикам бежит

    И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

    Бегает туда - сюда,

    Мне щекотно, да,да.

    Уходи колючий еж

    В темный лес где ты живешь и др.

    Такие приемы помогают развить не только слуховые реакции, но и стимулируют развитие мелкой моторики, если использовать, например, мячик с шипами; создают положительный настрой от занятия; развивают тактильную чувствительность; развивают координацию рук; расширяют пассивный словарь; стимулируют ответные реакции в виде активной или жестовой (кивание головой) речи.

    Практика также показала, что из-за сложности переноса в большинстве случаев все, что усвоено на занятиях, почти не используется малышом в повседневной жизни. Вот почему для развития ребенка раннего возраста недостаточно специальных занятий в специально отведенное для этого время. Ни в коем случае нельзя забывать, что формируемые навыки должны последовательно включаться в повседневную жизнь.

             Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

    • понимание речи намного опережает развитие активной речи;
    • зрительная память развита гораздо лучше слуховой;
    •   социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой;
    • нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;
    •   сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания;
    •   сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;
    •   отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную. [4]

    В силу того, что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений следует  продолжать делать и тогда, когда ребенок уже научился разговаривать.

    Таким образом,  цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку возможность овладеть языком, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими, поймет, что общение поможет ему  добиться удовлетворения его потребностей.

    Список литературы:

    1. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» №1 (10). Практические идеи по работе над развитием коммуникативных и речевых навыков у детей с синдромом Дауна. Джулия Хьюз. 2013 г.
    2. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О.В.— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008 г.
    3. Коррекционно-педагогическая работа с детьми до трех лет с особенностями психофизического развития: пособие для педагогов-дефектологов/ Е.А. Винникова и др.; под ред. М.В. Былино.ю Ю.Н. Кисляковой.-Минск. 2009 г. -  С. 51-71.)
    4. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие.Жиянова П.Л. — сотрудник Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Дунсайд АП», специальный педагог,при участии специального педагога Гимадеевой М.Ф. М-2005 г.
    5. www. sunchildren.narod.ru. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи. (ч. 1)
    6. journal.downsideup.wiki - Электронный журнал. Панфилова И.А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного

    Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....

    Занятие с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка.

    Данное занятие специально разработано для специалистов Дома ребенка....

    «Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»

    «Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»...

    Беседа-консультация на тему: «Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста»

    Методическая разработка для воспитателей по теме " Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна"...

    «Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ »

    В коррекционной работе  используются элементы различных методик:    Ю.А Разенковой.,  О.Б. Закревской, О.В. Боровика, Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой, Т.Н. Новиковой-Иванцово...

    Телесная терапия как метод для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям Дома ребенка (обобщение педагогического опыта).

    Сложности адаптации детей в Домах ребенка.Использование метода телесной терапии для успешной адаптации малышей.Игровые упражнения с детьми раннего возраста....

    Логопедическая работа с детьми с синдромом Дауна

    В презентации описываются особенности логопедической работы с детьми с ООП с синдромом Дауна....